Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была вчера 21:00
Фотоальбом

"Великий Карл" - выставка, посвященная 225-летию со дня рождения Карла Брюллова

Санкт-Петербург: полезная информация

Мой альбом посвящен выставке «Великий Карл», приуроченной к 225 — летию со дня рождения замечательного художника Карла Брюллова, которая проходит в Михайловском дворце Русского музея с 18 октября 2024 года по 12 мая 2025 года.

Карл Брюллов едва ли нуждается в специальном представлении. Никто, кроме него, из русских художников классического XIX века, не стяжал при жизни всеевропейскую славу. Его природный дар неоспорим, но, кроме того, он был профессионалом высочайшего уровня, обладавшим к тому же яркими и привлекательными личностными качествами — оригинальностью мышления, широкой образованностью, независимостью суждений и поступков, царственным равнодушием в отношении к материальным благам, официальным наградам и почестям. Это был воистину гений художества и новатор, за что современники называли его «Великий Карл». На юбилейной выставке представлено около 160 полотен и свыше 200 акварелей и рисунков — значительная часть из наследства художника. О великом Карле можно долго рассказывать, что не входит в мои и ваши планы (формат альбома — это не рассказ). Очень коротко перечислю некоторые моменты его биографии:

При рождении носил фамилию «Брюлло

Его воспитывал деспотичный и требовательный отец

Карл Павлович Брюллов был невероятно талантлив от природы, поэтому уже в 10 лет поступил в Академию художеств!

Закончил Академию художеств с отличием

Прожил в Италии более двенадцати лет

Ему покровительствовала графиня Юлия Самойлова.

На самой знаменитой картине «Последний день Помпеи», известной во всём мире, Карл Павлович Брюллов изобразил свою возлюбленную — Юлию Самойлову несколько раз — на переднем плане в образе 2-х матерей, затем — в облике девушки в розовой тунике, а сразу за ней — создал и собственный портрет.

Короткий брак с Эмилией Тимм сделал его изгоем.

Император Николай I подарил ему бриллиантовый перстень.

Получил звание профессора Академии художеств за картину «Последний день Помпеи».

Участвовал в росписи Исаакиевского собора.

Умер в Италии, там же находится его могила на протестанском кладбище Рима

Главное и наиболее широко известное произведение Брюллова — грандиозное полотно «Последний день Помпеи» (1833) — жемчужина собрания Русского музея, в этом году прошла комплексную реставрацию с тем, чтобы предстать ключевым экспонатом на монографической выставке.

К сожалению, часть картин, участвующих в выставке, помещена под стекло, поэтому сфотографировать изображение бывает почти невозможно, под каким углом не становись (но, видимо, таковы требования к сохранности работ, выдвинутые частными коллекционерами и музеями).
Посетить выставку можно во все дни недели, кроме вторника. Проще всего купить билеты на сайте Русского музея. В музейных кассах их тоже продают, но придется стоять в очереди. Билеты есть обычные и льготные, например, для пенсионеров билет стоит 450 рублей.

Парадная лестница — главная лестница Русского музея в Михайловском дворце в Санкт-Петербурге
Парадная лестница — главная лестница Русского музея в Михайловском дворце в Санкт-Петербурге
Так необычно оформлен вход в зал, где представлены самые известные картины художника.
Так необычно оформлен вход в зал, где представлены самые известные картины художника.
Привычные пропорции залов русской живописи изменены, пол поднят на два метра, и к главной картине ведёт пандус. Смысл такого решения — приблизить «Последний день Помпеи» к зрителю и вызвать у него почти молитвенное ощущение предстояния
Привычные пропорции залов русской живописи изменены, пол поднят на два метра, и к главной картине ведёт пандус. Смысл такого решения — приблизить «Последний день Помпеи» к зрителю и вызвать у него почти молитвенное ощущение предстояния
Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» — центральный экспонат выставки «Великий Карл».  На картине показаны события в Помпеях, произошедшие в 79 году нашей эры во время извержения Везувия. Брюллов побывал там на раскопках в 1827 году во время поездки в Неаполь, где и решил написать это полотно. Работа заняла около шести лет - с 1827 до 1833 год. Ещё до её завершения по всей Европе уже гуляли сплетни о чём-то грандиозном, и результат вполне оправдал ожидания. Творению рукоплескали посетители выставок в Италии и Франции, в России Брюллова встречали как звезду.
Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» — центральный экспонат выставки «Великий Карл». На картине показаны события в Помпеях, произошедшие в 79 году нашей эры во время извержения Везувия. Брюллов побывал там на раскопках в 1827 году во время поездки в Неаполь, где и решил написать это полотно. Работа заняла около шести лет - с 1827 до 1833 год. Ещё до её завершения по всей Европе уже гуляли сплетни о чём-то грандиозном, и результат вполне оправдал ожидания. Творению рукоплескали посетители выставок в Италии и Франции, в России Брюллова встречали как звезду.
"Нашествие Гензериха на Рим". Государственная Третьяковская галерея. Сюжет: Предводитель германских племен вандалов, король Гензерих пиратствует в Средиземном море и вторгается в Рим, разграбив его практически «до нитки»
"Нашествие Гензериха на Рим". Государственная Третьяковская галерея. Сюжет: Предводитель германских племен вандалов, король Гензерих пиратствует в Средиземном море и вторгается в Рим, разграбив его практически «до нитки»
"Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини". Муза художника - Самойлова, урожденная Пален, Юлия Павловна,  с 1825 жена флигель-адъютанта графа Н. А. Самойлова, во втором браке за итальянским певцом Пери, в третьем за французским дипломатом графом де Морнэ. Владела огромным состоянием. Знакомство Самойловой и Брюллова произошло в 1820-х в Италии. Отношения их были близкими, поговаривали даже о женитьбе. Собственных детей Самойлова не имела, но постоянно заботилась о двух приемных девочках. Она удочерила маленькую дочь композитора Джованни Пачини Амацилию, а ее сестру, Джованнину, сделала своей воспитанницей.
"Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини". Муза художника - Самойлова, урожденная Пален, Юлия Павловна, с 1825 жена флигель-адъютанта графа Н. А. Самойлова, во втором браке за итальянским певцом Пери, в третьем за французским дипломатом графом де Морнэ. Владела огромным состоянием. Знакомство Самойловой и Брюллова произошло в 1820-х в Италии. Отношения их были близкими, поговаривали даже о женитьбе. Собственных детей Самойлова не имела, но постоянно заботилась о двух приемных девочках. Она удочерила маленькую дочь композитора Джованни Пачини Амацилию, а ее сестру, Джованнину, сделала своей воспитанницей.
Портрет графини Стефании Витгенштейн (частное собрание). В замужестве графиня Витгенштейн - фрейлина, единственная дочь князя Доминика Иеронима Радзивилла, последнего из несвижских Радзивиллов, от второго брака с Теофилой Моравской. Наследница огромных владений на территории современных Литвы и Белоруссии, включавших, среди прочего, Мирский замок.
Портрет графини Стефании Витгенштейн (частное собрание). В замужестве графиня Витгенштейн - фрейлина, единственная дочь князя Доминика Иеронима Радзивилла, последнего из несвижских Радзивиллов, от второго брака с Теофилой Моравской. Наследница огромных владений на территории современных Литвы и Белоруссии, включавших, среди прочего, Мирский замок.
«Портрет детей графа Льва Петровича Витгенштейна с няней-итальянкой» (1832) — картина Карла Брюллова. Её место нахождения долгое время было неизвестно. Совсем недавно установили, что она  принадлежит семье из Баварии и украшает бильярдную замка Гогенлоэ-Шиллингсфюрст. В октябре 2024 года картина  представлена на выставке «Великий Карл» в качестве дорогой гостьи.  На полотне изображена фривольная сцена: томно глядит снимающая чулок няня, рядом с детскими башмачками брошены чьи-то цилиндр и плащ. Прозрачность воды изумляет!
«Портрет детей графа Льва Петровича Витгенштейна с няней-итальянкой» (1832) — картина Карла Брюллова. Её место нахождения долгое время было неизвестно. Совсем недавно установили, что она принадлежит семье из Баварии и украшает бильярдную замка Гогенлоэ-Шиллингсфюрст. В октябре 2024 года картина представлена на выставке «Великий Карл» в качестве дорогой гостьи. На полотне изображена фривольная сцена: томно глядит снимающая чулок няня, рядом с детскими башмачками брошены чьи-то цилиндр и плащ. Прозрачность воды изумляет!
"Всадница". Государственная Третьяковская галерея. Картина была написана в Милане по заказу графини Юлии Самойловой.  На полотне изображены воспитанницы графини — Джованина и Амалиция Пачини. Джованина представлена в образе невозмутимой наездницы, сидящей на взмыленном, осаждённом скакуне. Маленькая Амалиция восхищённо наблюдает за старшей подругой с крыльца, прильнув к перилам.
"Всадница". Государственная Третьяковская галерея. Картина была написана в Милане по заказу графини Юлии Самойловой. На полотне изображены воспитанницы графини — Джованина и Амалиция Пачини. Джованина представлена в образе невозмутимой наездницы, сидящей на взмыленном, осаждённом скакуне. Маленькая Амалиция восхищённо наблюдает за старшей подругой с крыльца, прильнув к перилам.
Портрет сестер А. А. и О. А. Шишмаревых. Государственный Русский музей.  К Брюллову в России дамы выстраивались в очереди, чтобы заказать у него свой портрет - якобы у него на картинах все барышни получаются "прельстительными".
Портрет сестер А. А. и О. А. Шишмаревых. Государственный Русский музей. К Брюллову в России дамы выстраивались в очереди, чтобы заказать у него свой портрет - якобы у него на картинах все барышни получаются "прельстительными".
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией. Великая княгиня Елена Павловна, урождённая принцесса Вюртембергская, красавица-интеллектуалка была женой четвёртого сына Павла I – великого князя Михаила Павловича. Современники считали, что она была слишком умна для своего времени. С 1825 года она стала истинной хозяйкой, а после смерти мужа и владелицей Михайловского дворца – ныне первого и основного здания Русского музея. Сегодня мы  являемся гостями ее славного дома.
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией. Великая княгиня Елена Павловна, урождённая принцесса Вюртембергская, красавица-интеллектуалка была женой четвёртого сына Павла I – великого князя Михаила Павловича. Современники считали, что она была слишком умна для своего времени. С 1825 года она стала истинной хозяйкой, а после смерти мужа и владелицей Михайловского дворца – ныне первого и основного здания Русского музея. Сегодня мы являемся гостями ее славного дома.
Портрет великой княгини Елены Павловны. Третьяковская галерея.
Портрет великой княгини Елены Павловны. Третьяковская галерея.
Портрет автора и баронессы Е.Н. Меллер-Закомельской с девочкой в лодке. Государственный Русский музей. Сохранилось письмо, в котором харьковская помещица  просит завершить портрет, изобразив девочку „хорошенькой на произвол“. Сведений о детях Меллер-Закомельской женского пола в родословных книгах нет. Возможно, фигурка девочки – произвольное  изображение.
Портрет автора и баронессы Е.Н. Меллер-Закомельской с девочкой в лодке. Государственный Русский музей. Сохранилось письмо, в котором харьковская помещица просит завершить портрет, изобразив девочку „хорошенькой на произвол“. Сведений о детях Меллер-Закомельской женского пола в родословных книгах нет. Возможно, фигурка девочки – произвольное изображение.
Портрет светлейшей княгини Е.П. Салтыковой. Государственный Русский музей. Елизавета Павловна Салтыкова происходила из рода Строгановых. Ее отец, Павел Александрович Строганов, был генерал-лейтенантом и сподвижником императора Александра I; мать, Софья Владимировна Салтыкова (урожденная Голицына), состояла придворной дамой при супруге Александра Елизавете Алексеевне. Иван Дмитриевич Салтыков, за которого Елизавета Павловна вышла замуж в 1825 году, умер спустя семь лет после свадьбы. Его смерть произвела тягостное впечатление на молодую и полную жизни княгиню... Она уехала в Италию для восстановления сил, как было принято в те времена, и там познакомилась с Карлом Брюлловым. До нас дошли два портрета светлейшей княгини, принадлежащие кисти художника
Портрет светлейшей княгини Е.П. Салтыковой. Государственный Русский музей. Елизавета Павловна Салтыкова происходила из рода Строгановых. Ее отец, Павел Александрович Строганов, был генерал-лейтенантом и сподвижником императора Александра I; мать, Софья Владимировна Салтыкова (урожденная Голицына), состояла придворной дамой при супруге Александра Елизавете Алексеевне. Иван Дмитриевич Салтыков, за которого Елизавета Павловна вышла замуж в 1825 году, умер спустя семь лет после свадьбы. Его смерть произвела тягостное впечатление на молодую и полную жизни княгиню... Она уехала в Италию для восстановления сил, как было принято в те времена, и там познакомилась с Карлом Брюлловым. До нас дошли два портрета светлейшей княгини, принадлежащие кисти художника
Портрет княгини Е.П. Салтыковой  представлен в натуральной раме, которая без сомнения, является произведением искусства, от нее невозможно оторваться - там есть разглядывать
Портрет княгини Е.П. Салтыковой представлен в натуральной раме, которая без сомнения, является произведением искусства, от нее невозможно оторваться - там есть разглядывать
Портрет М.А. Бек с дочерью. Государственная Третьяковская галерея.  Мария Аркадьевна Бек (1819-1889), урожденная Столыпина, во втором браке княгиня Вяземская, была известной петербургской красавицей эпохи Пушкина и Лермонтова.  Портрет светской красавицы на фоне красного дивана выделяется из общего ряда светских портретов. Все дело в удивительной красоте самой модели. Идеальный овал лица, античный нос, вьющиеся черные локоны, аккуратные чуть полноватые губы, и глаза - темно-синие, глубокие, выразительные, живые.
Портрет М.А. Бек с дочерью. Государственная Третьяковская галерея. Мария Аркадьевна Бек (1819-1889), урожденная Столыпина, во втором браке княгиня Вяземская, была известной петербургской красавицей эпохи Пушкина и Лермонтова. Портрет светской красавицы на фоне красного дивана выделяется из общего ряда светских портретов. Все дело в удивительной красоте самой модели. Идеальный овал лица, античный нос, вьющиеся черные локоны, аккуратные чуть полноватые губы, и глаза - темно-синие, глубокие, выразительные, живые.
Картина написана на сюжет португальской истории и поэмы Л.В. Камоэнса «Лузиады». Инесса де Кастро, морганатическая супруга португальского инфанта дона Педро, была убита с согласия короля Альфонсо его придворными Альваро Гонзальвесом, Педро Коэльо и Лопе Пахеко. По свидетельству современников,  картина "Смерть Инессы де Кастро" была написана Брюлловым в Милане за 17 дней (он  вошел в мастерскую и вышел, когда полотно было готово). Но критика приняла картину довольно холодно
Картина написана на сюжет португальской истории и поэмы Л.В. Камоэнса «Лузиады». Инесса де Кастро, морганатическая супруга португальского инфанта дона Педро, была убита с согласия короля Альфонсо его придворными Альваро Гонзальвесом, Педро Коэльо и Лопе Пахеко. По свидетельству современников, картина "Смерть Инессы де Кастро" была написана Брюлловым в Милане за 17 дней (он вошел в мастерскую и вышел, когда полотно было готово). Но критика приняла картину довольно холодно
Портрет Александра Павловича Брюллова - старшего брата художника. А.П. Брюллов тоже  был не лишен таланта, являясь архитектором, живописцем графиком. Кроме того, он был  академиком  архитектуры (1831) и заслуженным профессором  (1854) Императорской Академии художеств (ИАХ). Тайный советник (1864).
Портрет Александра Павловича Брюллова - старшего брата художника. А.П. Брюллов тоже был не лишен таланта, являясь архитектором, живописцем графиком. Кроме того, он был академиком архитектуры (1831) и заслуженным профессором (1854) Императорской Академии художеств (ИАХ). Тайный советник (1864).
Портрет Джузеппе Капечелатро. - архиепископа Таренгского, имеющего  антиклерикальные взгляды. После падения Mюpaтa и реставрации Бурбонов был уволен в отставку, лишен сана архиепископа и заключен в тюрьму. После освобождения посвятил себя писательской деятельности.
Портрет Джузеппе Капечелатро. - архиепископа Таренгского, имеющего антиклерикальные взгляды. После падения Mюpaтa и реставрации Бурбонов был уволен в отставку, лишен сана архиепископа и заключен в тюрьму. После освобождения посвятил себя писательской деятельности.
Портрет доктора В.И. Орлова - штаб-лекаря Гусарского полка, писателя-драматурга, с которым художник состоял в дружеских отношениях. Государственный Русский музей.
Портрет доктора В.И. Орлова - штаб-лекаря Гусарского полка, писателя-драматурга, с которым художник состоял в дружеских отношениях. Государственный Русский музей.
Портрет А.Н. Струговщикова - переводчика Гёте и поэта. Брюллова связывала с ним дружба, подкрепленная общими взглядами на искусство. Это ему, Струговщикову, подарил с печатным посвящением свой дивный романс «Жаворонок» М. И. Глинка. Вылепленные Брюлловым в портрете с огромным мастерством голова и руки Струговщикова окружены мягкой игрой света и тени
Портрет А.Н. Струговщикова - переводчика Гёте и поэта. Брюллова связывала с ним дружба, подкрепленная общими взглядами на искусство. Это ему, Струговщикову, подарил с печатным посвящением свой дивный романс «Жаворонок» М. И. Глинка. Вылепленные Брюлловым в портрете с огромным мастерством голова и руки Струговщикова окружены мягкой игрой света и тени
Портрет графа А.А. Перовского. Государственный Русский музей. Перовский Алексей Алексеевич (1787-1836) — известный русский писатель, создававший свои произведения под псевдонимом Антоний Погорельский. Автор повести «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828), сказки «Черная курица, или Подземные жители» и романа «Монастырка» (1830-1833). Внебрачный сын графа A.К. Разумовского. Учился в Московском университете. Участник Отечественной войны 1812. Входил в состав Вольного общества любителей российской словесности, членами которого были также К. Рылеев, B. Кюхельбекер и другие будущие декабристы. Вот он, какой, автор любимой сказки!
Портрет графа А.А. Перовского. Государственный Русский музей. Перовский Алексей Алексеевич (1787-1836) — известный русский писатель, создававший свои произведения под псевдонимом Антоний Погорельский. Автор повести «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828), сказки «Черная курица, или Подземные жители» и романа «Монастырка» (1830-1833). Внебрачный сын графа A.К. Разумовского. Учился в Московском университете. Участник Отечественной войны 1812. Входил в состав Вольного общества любителей российской словесности, членами которого были также К. Рылеев, B. Кюхельбекер и другие будущие декабристы. Вот он, какой, автор любимой сказки!
Портрет графа А.К. Толстого в юности. Государственный Русский музей. На портрете будущему выдающемуся поэту, драматургу, одному из создателей легендарного Козьмы Пруткова, было всего 19 лет. Он только что закончил Московский университет и приступил к службе в московском архиве иностранных дел. Брюллов изобразил Толстого за любимым занятием – на охоте.
Портрет графа А.К. Толстого в юности. Государственный Русский музей. На портрете будущему выдающемуся поэту, драматургу, одному из создателей легендарного Козьмы Пруткова, было всего 19 лет. Он только что закончил Московский университет и приступил к службе в московском архиве иностранных дел. Брюллов изобразил Толстого за любимым занятием – на охоте.
Портрет В.А. Перовского. Перовский Василий Алексеевич - внебрачный сын графа А.К. Разумовского, граф, государственный и военный деятель, руководил военными походами русской армии. С Брюлловым познакомился в Италии. Третьяковская галерея.
Портрет В.А. Перовского. Перовский Василий Алексеевич - внебрачный сын графа А.К. Разумовского, граф, государственный и военный деятель, руководил военными походами русской армии. С Брюлловым познакомился в Италии. Третьяковская галерея.
"У Богородицкого дуба". Государственная Третьяковская галерея. Сюжет картины  основан на итальянском обычае, согласно которому женщины приносят цветы к чудотворному образу Девы Марии. Большое значение Брюллов придаёт передаче света и воздушной перспективы. Передний план картины затенён, задний, напротив, ярко освещён. Лучи знойного солнца проникают сквозь пышную листву дерева и играют на лице молодой женщины, а также на камнях, которыми вымощена дорога
"У Богородицкого дуба". Государственная Третьяковская галерея. Сюжет картины основан на итальянском обычае, согласно которому женщины приносят цветы к чудотворному образу Девы Марии. Большое значение Брюллов придаёт передаче света и воздушной перспективы. Передний план картины затенён, задний, напротив, ярко освещён. Лучи знойного солнца проникают сквозь пышную листву дерева и играют на лице молодой женщины, а также на камнях, которыми вымощена дорога
"Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году". Государственная Третьяковская галерея. Осада Пскова проходила с 18 августа 1581 по 4 февраля 1582 года и сопровождалась решающим сражением между оборонявшим город московским войском и армией Речи Посполитой. В правой части картины изображены повергнутые поляки, вероломно ворвавшиеся в брешь каменного укрепления города. Левая часть полотна посвящена подвигу героических псковитянок, поддерживающих в битве своих доблестных сынов и мужей. Картина является незавершенной, так как Карл Брюллов охладел к ее написанию.
"Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году". Государственная Третьяковская галерея. Осада Пскова проходила с 18 августа 1581 по 4 февраля 1582 года и сопровождалась решающим сражением между оборонявшим город московским войском и армией Речи Посполитой. В правой части картины изображены повергнутые поляки, вероломно ворвавшиеся в брешь каменного укрепления города. Левая часть полотна посвящена подвигу героических псковитянок, поддерживающих в битве своих доблестных сынов и мужей. Картина является незавершенной, так как Карл Брюллов охладел к ее написанию.
Портрет Фанни Персиани-Такинарди в роли Амины в опере Беллини «Сомнамбула». Музей Российской академии художеств
Портрет Фанни Персиани-Такинарди в роли Амины в опере Беллини «Сомнамбула». Музей Российской академии художеств
Портрет С.И. Самойловой - балерины, с успехом выступавшей на сценах петербургских театров с конца 1830-х и до начала 1850-х. Частная коллекция
Портрет С.И. Самойловой - балерины, с успехом выступавшей на сценах петербургских театров с конца 1830-х и до начала 1850-х. Частная коллекция
Портрет И.А. Монигетти - принадлежит к числу лучших в галерее изображений творческих деятелей, созданных К.П. Брюлловым в Петербурге. Портрет архитектора Монигетти чарует юношеской чистотой и непосредственностью чувств. Государственная Третьяковская галерея.
Портрет И.А. Монигетти - принадлежит к числу лучших в галерее изображений творческих деятелей, созданных К.П. Брюлловым в Петербурге. Портрет архитектора Монигетти чарует юношеской чистотой и непосредственностью чувств. Государственная Третьяковская галерея.
Портрет Эмилии Федоровны Тимм - пианистки, дочери рижского бургомистра Фридриха Тимма. Брюллов однажды Брюллов заметил 17-летнюю красавицу Эмилию в театре. По слухам, он был так очарован      девушкой, что влюбился до безумия, сделав ей предложение. С января по декабрь 1839 года была супругой К. Брюллова, но семейная жизнь не заладилась, они расстались. Эта история заслуживает отдельного  рассказа.
Портрет Эмилии Федоровны Тимм - пианистки, дочери рижского бургомистра Фридриха Тимма. Брюллов однажды Брюллов заметил 17-летнюю красавицу Эмилию в театре. По слухам, он был так очарован девушкой, что влюбился до безумия, сделав ей предложение. С января по декабрь 1839 года была супругой К. Брюллова, но семейная жизнь не заладилась, они расстались. Эта история заслуживает отдельного рассказа.
Портрет княгини А.А. Багратион. Государственная Третьяковская галерея.  Анна Александровна одета в романтичный белый шёлковый плащ с капюшоном на розовом подкладе. Мягкие цвета костюма оживляются ярким кольцом с синим камнем на правой руке. Я долго не могла оторвать взгляд от кольца, не понимаю, чем меня поразил этот камушек, наверное, своей естественностью
Портрет княгини А.А. Багратион. Государственная Третьяковская галерея. Анна Александровна одета в романтичный белый шёлковый плащ с капюшоном на розовом подкладе. Мягкие цвета костюма оживляются ярким кольцом с синим камнем на правой руке. Я долго не могла оторвать взгляд от кольца, не понимаю, чем меня поразил этот камушек, наверное, своей естественностью
Портрет актрисы Е. С. Семёновой. Государственный центральный Театральный музей им А. А. Бахрушина. Художник запечатлел Семёнову в подчёркнуто торжественном виде, соответствующем представлению об амплуа трагической актрисы: на Екатерине пышный головной убор, шёлковое платье и отороченная горностаем мантия.
Портрет актрисы Е. С. Семёновой. Государственный центральный Театральный музей им А. А. Бахрушина. Художник запечатлел Семёнову в подчёркнуто торжественном виде, соответствующем представлению об амплуа трагической актрисы: на Екатерине пышный головной убор, шёлковое платье и отороченная горностаем мантия.
Портрет Павла Ивановича Кривцова. Государственный исторический музей.
Портрет Павла Ивановича Кривцова. Государственный исторический музей.
Портрет П. И. Кривцова. Государственная Третьяковская галерея. Павел Иванович Кривцов (1806 – 1844) – дипломат. В 1824-1826 служил в дипломатической миссии в Берлине, одновременно слушал лекции в Берлинском университете. В 1826 назначен вторым секретарем русского посольства в Риме, в 1827 – советником посольства. С 1828 – камер-юнкер. В январе 1840 получил должность начальника над русскими художниками в Риме, которые при его отъезде преподнесли альбом рисунков и акварелей
Портрет П. И. Кривцова. Государственная Третьяковская галерея. Павел Иванович Кривцов (1806 – 1844) – дипломат. В 1824-1826 служил в дипломатической миссии в Берлине, одновременно слушал лекции в Берлинском университете. В 1826 назначен вторым секретарем русского посольства в Риме, в 1827 – советником посольства. С 1828 – камер-юнкер. В январе 1840 получил должность начальника над русскими художниками в Риме, которые при его отъезде преподнесли альбом рисунков и акварелей
Неоконченный портрет великой княжны Екатерины Михайловны-дочери великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны, внучка Павла I.
Неоконченный портрет великой княжны Екатерины Михайловны-дочери великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны, внучка Павла I.
Неоконченный портрет великой княгини Елизаветы Михайловны - дочери великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны, внучка Павла I. Русский музей.
Неоконченный портрет великой княгини Елизаветы Михайловны - дочери великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны, внучка Павла I. Русский музей.
Портрет императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, с дочерью Марией Николаевной на прогулке верхом в Петергофском парке. Государственный Русский музей
Портрет императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, с дочерью Марией Николаевной на прогулке верхом в Петергофском парке. Государственный Русский музей
Портрет великой княжны Александры Николаевны (Адини, как ее звали близкие)  - младшей дочери императора Николая I.  Была любимицей семьи, славилась своей красотой и лёгким характером. В январе 1844 года  вышла замуж за Фридриха Гессен-Кассельского и вскоре умерла от скоротечной чахотки в один день со своим преждевременно родившимся ребенком. Портрет был закончен после ее смерти. Не выходя за рамки жанра, гениальный Брюллов малыми художественными средствами сообщил изображению эмоциональную напряженность. Кроткий взгляд великой княжны словно устремлен в неясное будущее
Портрет великой княжны Александры Николаевны (Адини, как ее звали близкие) - младшей дочери императора Николая I. Была любимицей семьи, славилась своей красотой и лёгким характером. В январе 1844 года вышла замуж за Фридриха Гессен-Кассельского и вскоре умерла от скоротечной чахотки в один день со своим преждевременно родившимся ребенком. Портрет был закончен после ее смерти. Не выходя за рамки жанра, гениальный Брюллов малыми художественными средствами сообщил изображению эмоциональную напряженность. Кроткий взгляд великой княжны словно устремлен в неясное будущее
Портрет императрицы Александры Федоровны, жены Николая I. Государственный Русский музей.
Портрет императрицы Александры Федоровны, жены Николая I. Государственный Русский музей.
Брюллов К. П. Портрет цесаревны Марии Александровны (урождённая принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская и Прирейнская). После принятия православия – Мария Александровна. С 1841 – великая княгиня, супруга великого князя Александра Николаевича, с 1855 – императрица. Мать императора Александра III. Из собрания Русского музея
Брюллов К. П. Портрет цесаревны Марии Александровны (урождённая принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская и Прирейнская). После принятия православия – Мария Александровна. С 1841 – великая княгиня, супруга великого князя Александра Николаевича, с 1855 – императрица. Мать императора Александра III. Из собрания Русского музея
Портрет великой княжны Марии Николаевны.
Портрет великой княжны Марии Николаевны.
"Вирсавия". Государственная Третьяковская галерея. Мотивом для сюжета картины послужила библейская притча о царе Давиде. Однажды вечером, прогуливаясь по террасе дворца, тот увидел купавшуюся девушку необыкновенной красоты. Это была Вирсавия, жена военачальника Урии. Желая сделать её своей возлюбленной, Давид распорядился отправить Урию на верную смерть, в самую гущу опасного сражения, и не оказывать ему помощи. После смерти военачальника, царь привёл его жену в свой дворец. В наказание за страшное преступление, их первенец умер вскоре после рождения. Тем не менее, в дальнейшем их союз оказался удачным. Девушка стала любимейшей среди жён Давида, имела высокий статус, а впоследствии стала матерью легендарного царя Соломона.
"Вирсавия". Государственная Третьяковская галерея. Мотивом для сюжета картины послужила библейская притча о царе Давиде. Однажды вечером, прогуливаясь по террасе дворца, тот увидел купавшуюся девушку необыкновенной красоты. Это была Вирсавия, жена военачальника Урии. Желая сделать её своей возлюбленной, Давид распорядился отправить Урию на верную смерть, в самую гущу опасного сражения, и не оказывать ему помощи. После смерти военачальника, царь привёл его жену в свой дворец. В наказание за страшное преступление, их первенец умер вскоре после рождения. Тем не менее, в дальнейшем их союз оказался удачным. Девушка стала любимейшей среди жён Давида, имела высокий статус, а впоследствии стала матерью легендарного царя Соломона.
Портрет светлейшей княгини Марии Петровны Волконской-дочери любителя искусств, мецената Петра Андреевича Кикина.  Жена светлейшего князя гофмейстера Дмитрия Петровича Волконского
Портрет светлейшей княгини Марии Петровны Волконской-дочери любителя искусств, мецената Петра Андреевича Кикина. Жена светлейшего князя гофмейстера Дмитрия Петровича Волконского
Портрет графини О. И. Орловой-Давыдовой с дочерью Н. В. Орловой-Давыдовой. Государственная Третьяковская галерея. Портрет графини Орловой-Давыдовой был написан в Риме. Фоном полотна стал сад виллы Боргезе. Заказчиком был друг художника, граф В.П. Орлов-Давыдов
Портрет графини О. И. Орловой-Давыдовой с дочерью Н. В. Орловой-Давыдовой. Государственная Третьяковская галерея. Портрет графини Орловой-Давыдовой был написан в Риме. Фоном полотна стал сад виллы Боргезе. Заказчиком был друг художника, граф В.П. Орлов-Давыдов
"Портрет детей Волконских с арапом". Государственная Третьяковская галерея. Является образцом заказного портрета. Тот случай когда К.Брюллов не мог отказаться от заказа, и писал картину без вдохновения. Холодом и безжизненностью веет от парадного портрета светлейших княжен Волконских, одетых  по придворному этикету во фрейлинские платья из пышного бархата и атласа
"Портрет детей Волконских с арапом". Государственная Третьяковская галерея. Является образцом заказного портрета. Тот случай когда К.Брюллов не мог отказаться от заказа, и писал картину без вдохновения. Холодом и безжизненностью веет от парадного портрета светлейших княжен Волконских, одетых по придворному этикету во фрейлинские платья из пышного бархата и атласа
Портрет князя А.Н. Голицына - у него было достаточно много государственных должностей, одна из них - действительный тайный советник. Это один из парадных кабинетных портретов. Полотно было заказано петербургским коллекционером и почтовым чиновником Федором Ивановичем Прянишниковым, которому покровительствовал Голицын. Продвижение Прянишникова по службе началось еще в конце 1810-х годов, когда портретируемый служил министром духовных дел и народного просвещения. В 1835 году Прянишников был назначен петербургским почт-директором, в то время как Голицын был начальником почтового департамента.
Портрет князя А.Н. Голицына - у него было достаточно много государственных должностей, одна из них - действительный тайный советник. Это один из парадных кабинетных портретов. Полотно было заказано петербургским коллекционером и почтовым чиновником Федором Ивановичем Прянишниковым, которому покровительствовал Голицын. Продвижение Прянишникова по службе началось еще в конце 1810-х годов, когда портретируемый служил министром духовных дел и народного просвещения. В 1835 году Прянишников был назначен петербургским почт-директором, в то время как Голицын был начальником почтового департамента.
Портрет Е. И. Тон. Государственный Русский музей. Тон Елена Ивановна  - жена архитектора К.А. Тона, дочь звенигородского купца Берга.
Портрет Е. И. Тон. Государственный Русский музей. Тон Елена Ивановна - жена архитектора К.А. Тона, дочь звенигородского купца Берга.
Портрет М.И. Алексеевой - дочери тайного советника и сенатора И.Д. Трофимова. Государственная Третьяковская галерея. По экспрессии осенённого вдохновением лица и тонкости живописного мастерства портрет М.И.Алексеевой занимает одно из первых мест в наследии Брюллова. Биография Алексеевой не изобилует интересными жизненными эпизодами. Но весь ее облик дышит такой поэзией и возвышенностью чувств, что изображение оказывается воплощением совершенного идеала женской красоты.

Образу Алексеевой, с её нежным лицом, обрамлённым пышными локонами, изяществом фигуры, грациозностью движения рук, придерживающих упавшую с плеч мантилью, созвучны тишина и покой задумчивого парка. С огромным мастерством вписана фигура в овал.
Портрет М.И. Алексеевой - дочери тайного советника и сенатора И.Д. Трофимова. Государственная Третьяковская галерея. По экспрессии осенённого вдохновением лица и тонкости живописного мастерства портрет М.И.Алексеевой занимает одно из первых мест в наследии Брюллова. Биография Алексеевой не изобилует интересными жизненными эпизодами. Но весь ее облик дышит такой поэзией и возвышенностью чувств, что изображение оказывается воплощением совершенного идеала женской красоты. Образу Алексеевой, с её нежным лицом, обрамлённым пышными локонами, изяществом фигуры, грациозностью движения рук, придерживающих упавшую с плеч мантилью, созвучны тишина и покой задумчивого парка. С огромным мастерством вписана фигура в овал.
На выставке широко показаны эскизы и варианты монументальных росписей, в том числе лидер по габаритам — вариант росписи потолка Исаакиевского собора.  Произведение искусства «Святой Николай Мирликийский с ангелами» площадью 11х14 метров – размещено под наклоном, чтобы зрители смогли увидеть его во всех деталях.  Стоя на лесах во время работы над проектом, Брюллов шутил: «Мне тесно! Я бы теперь расписал небо!». Художник работал над оформлением собора в течение пяти лет, но из-за болезни был вынужден прервать работу — его идеи воплотил Петр Басин.
На выставке широко показаны эскизы и варианты монументальных росписей, в том числе лидер по габаритам — вариант росписи потолка Исаакиевского собора. Произведение искусства «Святой Николай Мирликийский с ангелами» площадью 11х14 метров – размещено под наклоном, чтобы зрители смогли увидеть его во всех деталях. Стоя на лесах во время работы над проектом, Брюллов шутил: «Мне тесно! Я бы теперь расписал небо!». Художник работал над оформлением собора в течение пяти лет, но из-за болезни был вынужден прервать работу — его идеи воплотил Петр Басин.
Другой духовный сюжет — заалтарный образ «Распятие», выполненный в 1838 году для лютеранской церкви святых Петра и Павла на Невском проспекте, архитектором которой был брат художника Александр Брюллов.
Другой духовный сюжет — заалтарный образ «Распятие», выполненный в 1838 году для лютеранской церкви святых Петра и Павла на Невском проспекте, архитектором которой был брат художника Александр Брюллов.
"Свидание". Акварель. Карл Павлович занимался акварелью на протяжении всего творческого периода. Делал много этюдов и зарисовок. Некоторые идеи использовал в работах маслом, а многие остались в акварельных альбомах.
"Свидание". Акварель. Карл Павлович занимался акварелью на протяжении всего творческого периода. Делал много этюдов и зарисовок. Некоторые идеи использовал в работах маслом, а многие остались в акварельных альбомах.
 "Портрет светлейшей княгини Е.П. Салтыковой" - легкая и атмосферная акварель.  Причем цвета немного, а глубина рисунка очень чувствуется. Для своих акварелей Брюллов пользовался способом, которым в современном мире редко кто пишет - это подмалевок холодных тонов. Суть способа в выполнении первых слоев синими тонами. После чего желтой и красной охрой расцвечивает эти заливки. Цвета, накладываясь друг на друга, дают новые оттенки - зеленый, фиолетовый, оранжевый, коричневый.
"Портрет светлейшей княгини Е.П. Салтыковой" - легкая и атмосферная акварель. Причем цвета немного, а глубина рисунка очень чувствуется. Для своих акварелей Брюллов пользовался способом, которым в современном мире редко кто пишет - это подмалевок холодных тонов. Суть способа в выполнении первых слоев синими тонами. После чего желтой и красной охрой расцвечивает эти заливки. Цвета, накладываясь друг на друга, дают новые оттенки - зеленый, фиолетовый, оранжевый, коричневый.
Итальянская семья (В ожидании ребенка). Будущая мама держит в руках и смотрит, улыбаясь, на маленькую детскую распашонку. Тем временем ее муж мастерит из дерева колыбель для будущего малыша. Картина пронизана светом, хорошим настроением и приятными хлопотами
Итальянская семья (В ожидании ребенка). Будущая мама держит в руках и смотрит, улыбаясь, на маленькую детскую распашонку. Тем временем ее муж мастерит из дерева колыбель для будущего малыша. Картина пронизана светом, хорошим настроением и приятными хлопотами
Акварель "Сон монашенки". Работа подкупает добродушным юмором, трогательностью и сентиментальностью, вместе с тем раскованностью и свободой от условностей. Художник в полной мере проявляет свой талант сочинителя и рассказчика. 
Происходящая в келье женского монастыря сцена разыграна с литературной повествовательностью и вниманием к мелочам.
Акварель "Сон монашенки". Работа подкупает добродушным юмором, трогательностью и сентиментальностью, вместе с тем раскованностью и свободой от условностей. Художник в полной мере проявляет свой талант сочинителя и рассказчика. Происходящая в келье женского монастыря сцена разыграна с литературной повествовательностью и вниманием к мелочам.
Небольшая акварель «Сон бабушки и внучки» - шутливое противопоставление мечтаний женщин разных поколений, которые всегда остаются женщинами, сколько бы ни было им лет. На картине изображены спящие женщины - пожилая бабушка и прекрасная полуобнаженная внучка. Бабушке снится она сама в юности и ее жених: их портреты в напудренных париках и с мушками висят тут же по стене. Внучке приснился приснилось модное в то время романтическое и чудовище из готического романа.
Небольшая акварель «Сон бабушки и внучки» - шутливое противопоставление мечтаний женщин разных поколений, которые всегда остаются женщинами, сколько бы ни было им лет. На картине изображены спящие женщины - пожилая бабушка и прекрасная полуобнаженная внучка. Бабушке снится она сама в юности и ее жених: их портреты в напудренных париках и с мушками висят тут же по стене. Внучке приснился приснилось модное в то время романтическое и чудовище из готического романа.
Акварель "Портрет графини О.П. Ферзен на ослике". Ольга Строганова-Ферзен – наследница одной из самых влиятельных семей России начала XIX века. 
Считается, что Брюллов рисовал Ольгу  близ Неаполя, где она  гостила у своей сестры. На заднем плане можно рассмотреть мужчину, который напоминает Павла Ферзена. Век Ольги Ферзен был недолог – она скончалась от внезапной болезни в 29 лет. «Портрет графини О. П. Ферзен на ослике» хранится в коллекции Русского музея.
Акварель "Портрет графини О.П. Ферзен на ослике". Ольга Строганова-Ферзен – наследница одной из самых влиятельных семей России начала XIX века. Считается, что Брюллов рисовал Ольгу близ Неаполя, где она гостила у своей сестры. На заднем плане можно рассмотреть мужчину, который напоминает Павла Ферзена. Век Ольги Ферзен был недолог – она скончалась от внезапной болезни в 29 лет. «Портрет графини О. П. Ферзен на ослике» хранится в коллекции Русского музея.
Портрет К.А. и М.Я. Нарышкиных. 1827г.
Портрет К.А. и М.Я. Нарышкиных. 1827г.
Акварель "Портрет В.А. Корнилова на борту фрегата "Фемистокл". А.В. Корнилов-герой Севастопольской обороны.
Акварель "Портрет В.А. Корнилова на борту фрегата "Фемистокл". А.В. Корнилов-герой Севастопольской обороны.
"Сладкие воды близ Константинополя". На картине представлена долина Сладких Вод — двух истекающих в Босфор рек под Константинополем. На дальнем плане, на фоне гор, выделяются купол и минареты мечети, а также деревянный мост через реку. По нему издалека к живительным источникам питьевой воды тянется бесконечная вереница паломников. Яркие краски передают насыщенный колорит и богатство природы юга. Золочёные повозки, заполненные женщинами в хиджабах, тянут мускулистые волы с пёстрыми украшениями на лбу. Рядом в тени векового дерева расположились курильщики с длинными трубками и динамично жестикулирующие уличные музыканты. На земле на узорчатых коврах лежат сочные фрукты.
"Сладкие воды близ Константинополя". На картине представлена долина Сладких Вод — двух истекающих в Босфор рек под Константинополем. На дальнем плане, на фоне гор, выделяются купол и минареты мечети, а также деревянный мост через реку. По нему издалека к живительным источникам питьевой воды тянется бесконечная вереница паломников. Яркие краски передают насыщенный колорит и богатство природы юга. Золочёные повозки, заполненные женщинами в хиджабах, тянут мускулистые волы с пёстрыми украшениями на лбу. Рядом в тени векового дерева расположились курильщики с длинными трубками и динамично жестикулирующие уличные музыканты. На земле на узорчатых коврах лежат сочные фрукты.
"Свидание (Прощальный поцелуй")
"Свидание (Прощальный поцелуй")
"Мать, просыпающаяся от плача ребенка".
"Мать, просыпающаяся от плача ребенка".
Портрет неизвестной (Ж.И. Алопеус?). Трудно оторваться от этого небольшого портрета, в котором филигранно  прописана вуаль дамы
Портрет неизвестной (Ж.И. Алопеус?). Трудно оторваться от этого небольшого портрета, в котором филигранно прописана вуаль дамы
Портрет Полины Виардо. Бумага, графитный карандаш
Портрет Полины Виардо. Бумага, графитный карандаш
"Женский портрет", 1936. Бумага, графитный карандаш
"Женский портрет", 1936. Бумага, графитный карандаш
Еще один очаровательный портрет великой княжны Марии Николаевны.
Еще один очаровательный портрет великой княжны Марии Николаевны.
Турчанка. Этюд. Павильон. В гареме. (беглые наброски). Тонкий картон, сепия, графитный карандаш.
Турчанка. Этюд. Павильон. В гареме. (беглые наброски). Тонкий картон, сепия, графитный карандаш.
Карл Брюллов - графический автопортрет
Карл Брюллов - графический автопортрет
Портрет князя Г.Г. Гагарина
Портрет князя Г.Г. Гагарина
Карл Брюллов создал около 30-ти автопортретов, многие из них можно увидеть на этой выставке
Карл Брюллов создал около 30-ти автопортретов, многие из них можно увидеть на этой выставке
Картина "Бахчисарайский фонтан". На полотне изображён быт и незамысловатый дневной досуг ханских жён. Роскошь в убранстве, наличие всевозможных фруктов, дорого украшенная одежда говорят о беззаботности и неге умиротворённого существования в гареме. В основе картины лежит произведение Пушкина «Бахчисарайский фонтан»
Картина "Бахчисарайский фонтан". На полотне изображён быт и незамысловатый дневной досуг ханских жён. Роскошь в убранстве, наличие всевозможных фруктов, дорого украшенная одежда говорят о беззаботности и неге умиротворённого существования в гареме. В основе картины лежит произведение Пушкина «Бахчисарайский фонтан»
К.П. Брюллов написал «Турчанку» в Петербурге по впечатлениям от экспедиции на Ионические острова и в Малую Азию, которая была организована известным меценатом и писателем графом В.П. Орловым-Давыдовым. За время путешествия художник более трех месяцев провел в Турции, где напитался восточной экзотикой: яркие краски, чувственная нега и царственный покой.
К.П. Брюллов написал «Турчанку» в Петербурге по впечатлениям от экспедиции на Ионические острова и в Малую Азию, которая была организована известным меценатом и писателем графом В.П. Орловым-Давыдовым. За время путешествия художник более трех месяцев провел в Турции, где напитался восточной экзотикой: яркие краски, чувственная нега и царственный покой.
Святая царица Александра, возносящаяся на небо. (Портрет -икона великой княгини Александры Николаевны (то есть той молоденькой красавицы, которую мы уже видели в череде прекрасных женских образов - младшей дочери императора Николая Первого
Святая царица Александра, возносящаяся на небо. (Портрет -икона великой княгини Александры Николаевны (то есть той молоденькой красавицы, которую мы уже видели в череде прекрасных женских образов - младшей дочери императора Николая Первого
Голова молодой женщины в профиль. Этюд. 1830-е гг.
Голова молодой женщины в профиль. Этюд. 1830-е гг.
Большая зрительская премьера — «Христос во гробе», в отдельном зале в полумраке. Работа-«транспарент» написана на очень тонком холсте и требует темноты. Картина подсвечивается сзади, из-за чего как будто сияет и парит в воздухе. Холст создавался для домовой церкви графа Николая Адлерберга, «жил» с ним в Германии и Финляндии. С 1930-х картина считалась утраченной. Её обнаружили в 2000-е в коллекции Александра Певзнера и после многолетних судебных тяжб поместили в Русский музей. Пока что холст намеренно выставляется без реставрации.
Большая зрительская премьера — «Христос во гробе», в отдельном зале в полумраке. Работа-«транспарент» написана на очень тонком холсте и требует темноты. Картина подсвечивается сзади, из-за чего как будто сияет и парит в воздухе. Холст создавался для домовой церкви графа Николая Адлерберга, «жил» с ним в Германии и Финляндии. С 1930-х картина считалась утраченной. Её обнаружили в 2000-е в коллекции Александра Певзнера и после многолетних судебных тяжб поместили в Русский музей. Пока что холст намеренно выставляется без реставрации.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому