Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была вчера 20:34
Фотоальбом

История страны в фарфоре. Русский музей

Санкт-Петербург: полезная информация

В корпусе Бенуа есть постоянная экспозиция «Декоративно-прикладное искусство 20 века». Ее можно условно разделить на две части: агитационный фарфор, представленный ЛФЗ, и коллекция дореволюционной керамики. Я решила сосредоточится, в основном, на фарфоре постреволюционном, так как его коллекция довольно обширная для выбранного мной формата «фото» (ограничитель заставляет отказаться от многих знаковых экспонатов).

Агитационный фарфор — яркая вспышка в искусстве керамики и малых пластичных форм. «История на блюдце» — так иногда называют это направление искусства, вызвавшее во мне неподдельный интерес после посещения в конце апреля 2024 года соответствующей выставки в музее Политической истории, что находится в бывшем особняке Матильды Кшесинской. В свой последний визит в Петербург, состоявшийся в октябре сего года, я дважды заглянула в корпус Бенуа после небольшого экскурса в историю Ленинградского фарфорового завода (ЛФЗ) и открытия для себя новых имен выдающихся художников и скульпторов, посвятивших творческую деятельность созданию хрупких форм.

Мы привыкли восторгаться фарфором, произведенном на Императорском фарфоровом заводе. Но прославленное предприятие потерпело фиаско на Всемирной выставке в Париже, проходившей в 1900 году из-за отсутствия творческого начала и новаторских подходов. В 1917–18 годах молодая советская власть стала экспериментировать в производстве фарфора, полностью поменяв концепцию целеполагания (должно служить простому народу). Поэтому на основе Императорского завода родилось новое предприятие — Государственный фарфоровый завод, изменивший ассортимент продукции. Но справедливости ради стоит заметить, что агитфарфор никогда не был доступен тем, к кому непосредственно обращался. Для простого рабочего или крестьянина он был слишком дорог и из мастерских завода отправлялся на европейские выставки и аукционы, в частные коллекции. С 1921 года вся продукция ЛФЗ шла исключительно на экспорт.

Еще свежи в памяти строки: «наш паровоз, вперед лети, в Коммуне остановка, иного нет у нас пути — в руках у нас винтовка», поэтому парадные сервизы были «брошены в топку истории» и заменены агитационным фарфором. Свободные темы не приветствовались: только пропаганда и чёткие идейные принципы, а также технологическое совершенство. Удивительно, но в столь сложных обстоятельствах завод достиг небывалых вершин благодаря энтузиазму ведущих живописцев периода 1920-х годов. Вспомним несколько ярких имен мастеров фарфора. Это прежде всего художественный руководитель завода в 1920-е годы вплоть до своего отъезда в Париж в 1927 году — Сергей Васильевич Чехонин, заложивший основы художественного стиля. Сегодня чехонинский фарфор встречается редко и стоит колоссальных денег. Над агитационным фарфором трудились А. В. Щекотихина-Потоцкая, Н. Я. Данько — одна из ключевых фигур в истории завода, работавшая совместно с сестрой Е. Я. Данько, по совместительству — поэтэссой; В. В. Кузнецов. Ещё одним из ведущих мастеров в довоенной истории завода был Алексей Викторович Воробьевский, увлеченный темой театра, а также народным искусством, сказками, фантастическими сюжетами.

К работе привлекались и знаменитые живописцы: Б. М. Кустодиев, К. С. Петров-Водкин, К. С. Малевич, Н. М. Суетин. Все это были первоклассные творцы, но моя (и не только моя) особая любовь — это легенда росписи русского фарфора Александра Щекотихина-Потоцкая, своим главным учителем считавшая Николая Рериха, а любовью всей жизни — супруга Ивана Билибина, первого чародея русской сказки. Собственные работы художницы, чье имя далеко не так на слуху, — настоящее волшебство. Александра Щекатихина-Потоцкая словно прожила три разных жизни. Одна прошла в объятом революцией и войной Петрограде, другая — в приветливом жарком Каире и пленительном Париже. Третья — в Ленинграде, куда мастерица вернулась вместе с супругом.

Годы войны стали тяжёлым испытанием для Ленинградского фарфорового завода. В конце февраля 1942 года семья Н. Я. Данько была эвакуирована из блокадного Ленинграда в Ирбит. Увы, мать и сестра Натальи умерли по дороге, а сама она скончалась от истощения почти сразу же после приезда. Также не пережили блокаду супруги Н. А. Кольцов и Т. С. Кучкина.

Осталась в блокадном Ленинграде и молодая художница Анна Адамовна Яцкевич (1904—1952 гг.), коренная ленинградка, отказавшаяся от возможности эвакуироваться. В осаждённом городе погибли её сестра и мать. Сама художница в этот период занималась маскировкой кораблей.

Сегодня подлинный агитационный фарфор тех лет на антикварном рынке встречается очень редко и подчас стоит дороже изделий дореволюционных.

 

Начало экспозиции. А.М. Ефимова. Ваза из цикла "Ферганский канал строят". Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. (фарфор. роспись натуральная), золочение, 1947г.
Начало экспозиции. А.М. Ефимова. Ваза из цикла "Ферганский канал строят". Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. (фарфор. роспись натуральная), золочение, 1947г.
Данько Н.Я. Корпус для часов "Узбечка с плодами" из серии "Урожай". В 1920-30-е гг., ведущий скульптор ЛФЗ, Наталия Яковлевна Данько создает ряд работ на восточную тематику: цикл "Бахчисарайский фонтан", "Игра в шашки", "Грузинка с корзиной фруктов", "Узбечка", кружка "Голова восточной женщины", чернильный прибор "Обсуждение проекта Сталинской конституции в колхозе Узбекистана"
Данько Н.Я. Корпус для часов "Узбечка с плодами" из серии "Урожай". В 1920-30-е гг., ведущий скульптор ЛФЗ, Наталия Яковлевна Данько создает ряд работ на восточную тематику: цикл "Бахчисарайский фонтан", "Игра в шашки", "Грузинка с корзиной фруктов", "Узбечка", кружка "Голова восточной женщины", чернильный прибор "Обсуждение проекта Сталинской конституции в колхозе Узбекистана"
Н.Я. Данько,  И.Д. Кузнецов Группа "Прощание красного конника", 1930-е.  Наталья Яковлевна Данько - помощница и ученица заведующего скульптурной мастерской Императорского фарфорового завода В.В. Кузнецова. Ее работ в экспозиции Русского музея достаточно много. Всего Натальей Данько было создано более 300 моделей
Н.Я. Данько, И.Д. Кузнецов Группа "Прощание красного конника", 1930-е. Наталья Яковлевна Данько - помощница и ученица заведующего скульптурной мастерской Императорского фарфорового завода В.В. Кузнецова. Ее работ в экспозиции Русского музея достаточно много. Всего Натальей Данько было создано более 300 моделей
Данько. Чернильница "Игра в шашки". Фотографии не слишком удались, так как  находятся за стеклом.
Данько. Чернильница "Игра в шашки". Фотографии не слишком удались, так как находятся за стеклом.
Без авторства - фигура "Афганская женщина", конец 1920-х
Без авторства - фигура "Афганская женщина", конец 1920-х
Т.С. Кучкина, Л.И. Лебединская Футляр для часов "Юные пионеры"
Т.С. Кучкина, Л.И. Лебединская Футляр для часов "Юные пионеры"
Т.С. Кучкина. Фигура "Швея за машинкой". Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. (фарфор. роспись натуральная), 1937г., золочение
Т.С. Кучкина. Фигура "Швея за машинкой". Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. (фарфор. роспись натуральная), 1937г., золочение
Н.А. Кольцов. Фигура "За туалетом". Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. (фарфор. роспись натуральная), 1937г
Н.А. Кольцов. Фигура "За туалетом". Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. (фарфор. роспись натуральная), 1937г
Т.С. Кучкина, А.В. Воробьевский. Группа "Перед зеркалом" (иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя "Женитьба". Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. (фарфор. роспись натуральная). 1937г.
Т.С. Кучкина, А.В. Воробьевский. Группа "Перед зеркалом" (иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя "Женитьба". Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. (фарфор. роспись натуральная). 1937г.
Н.Я. Данько. Чернильный прибор "Физкультурницы". Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. (фарфор. роспись натуральная), начало 1930-х
Н.Я. Данько. Чернильный прибор "Физкультурницы". Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. (фарфор. роспись натуральная), начало 1930-х
Н.Я. Данько. Фигура "Украинец", Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова.  1939г. (фарфор. роспись натуральная).
Н.Я. Данько. Фигура "Украинец", Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. 1939г. (фарфор. роспись натуральная).
Н.Я. Данько, скульптор, М.П. Кириллова , автор росписи "Женская фигура с плодами". Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова (фарфор. роспись натуральная) 1930г.
Н.Я. Данько, скульптор, М.П. Кириллова , автор росписи "Женская фигура с плодами". Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова (фарфор. роспись натуральная) 1930г.
Н.Я. Данько, скульптор, Е.Я. Данько. Чернильный прибор "А.С. Пушкин". Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова (фарфор. роспись натуральная) 1937г. 1937 год - тяжёлый для страны, потрясённой масштабом репрессий и количеством внутренних врагов, был смягчён торжественным всенародным поклонением перед памятью великого русского поэта, одного из основоположников современного русского языка Александром Сергеевичем Пушкиным. В тот год отмечали скорбную дату - 100-летие его гибели
Н.Я. Данько, скульптор, Е.Я. Данько. Чернильный прибор "А.С. Пушкин". Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова (фарфор. роспись натуральная) 1937г. 1937 год - тяжёлый для страны, потрясённой масштабом репрессий и количеством внутренних врагов, был смягчён торжественным всенародным поклонением перед памятью великого русского поэта, одного из основоположников современного русского языка Александром Сергеевичем Пушкиным. В тот год отмечали скорбную дату - 100-летие его гибели
Н.Я. Данько, Е.Я. Данько Фигура "За чтением" (портрет Е.Я. Данько), 1938г. Елена Данько обладала многими талантами, прославилась как  писательница, художница, поэтесса, автор произведений для детей и научно-художественной прозы.
Н.Я. Данько, Е.Я. Данько Фигура "За чтением" (портрет Е.Я. Данько), 1938г. Елена Данько обладала многими талантами, прославилась как писательница, художница, поэтесса, автор произведений для детей и научно-художественной прозы.
Н. Я. Данько. Фигура "За работой" (Автопортрет). Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова (фарфор. роспись натуральная) 1930 - е. Предположительно, ваяет скульптуру А.А. Ахматовой. Сестры похожи, обе хороши
Н. Я. Данько. Фигура "За работой" (Автопортрет). Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова (фарфор. роспись натуральная) 1930 - е. Предположительно, ваяет скульптуру А.А. Ахматовой. Сестры похожи, обе хороши
В.В. Кузнецов "Красногвардеец", 1923г. Так началось возрождение малой фарфоровой пластики, рождавшей настоящие шедевры, которые производят огромное впечатление и сегодня. Эти небольшие скульптуры становились не объектами любования, а свидетелями происходящих перемен, отражением нового образа жизни.
В.В. Кузнецов "Красногвардеец", 1923г. Так началось возрождение малой фарфоровой пластики, рождавшей настоящие шедевры, которые производят огромное впечатление и сегодня. Эти небольшие скульптуры становились не объектами любования, а свидетелями происходящих перемен, отражением нового образа жизни.
Н.Я. Данько. Фигура «Матрос» до 1924 (1919? другое название «Матрос со знаменем»). 1919 года в серийное производство поступили фигурки "Партизан в походе", "Матрос со знаменем", "Работница, говорящая речь", "Милиционерка" и многие другие. Тиражи были небольшие, обычно не более пятисот экземпляров, поэтому эти небольшие произведения искусства с ручной росписью сразу отправлялись на международные выставки. Они не были доступны обычным людям.
Н.Я. Данько. Фигура «Матрос» до 1924 (1919? другое название «Матрос со знаменем»). 1919 года в серийное производство поступили фигурки "Партизан в походе", "Матрос со знаменем", "Работница, говорящая речь", "Милиционерка" и многие другие. Тиражи были небольшие, обычно не более пятисот экземпляров, поэтому эти небольшие произведения искусства с ручной росписью сразу отправлялись на международные выставки. Они не были доступны обычным людям.
Н. Я.  Данько. «Милиционерка». Женщины в революции обретают милый облик
Н. Я. Данько. «Милиционерка». Женщины в революции обретают милый облик
Группа «Рабфаковцы» Автор модели Данько Н. Я., автор росписи — М.А.Брянцева. 1930. Хороши же!
Группа «Рабфаковцы» Автор модели Данько Н. Я., автор росписи — М.А.Брянцева. 1930. Хороши же!
Н.Я. Данько. В красной косынке «Работница», 1923. Роспись Е.Я. Данько. В руках у девушки журнал «Работница и крестьянка» журнал № 9 за 1923.
Н.Я. Данько. В красной косынке «Работница», 1923. Роспись Е.Я. Данько. В руках у девушки журнал «Работница и крестьянка» журнал № 9 за 1923.
Н.Я. Данько. Фигура девушки в гимнастерке (Осоавиахим), 1920-е. Роль женщины в новом обществе
Н.Я. Данько. Фигура девушки в гимнастерке (Осоавиахим), 1920-е. Роль женщины в новом обществе
Группа "Молотобойцы", 1920-е. И это хрупкий фарфор, требующий ювелирного мастерства от создателя
Группа "Молотобойцы", 1920-е. И это хрупкий фарфор, требующий ювелирного мастерства от создателя
Николаев В.П. (модель, 1928 год), автор росписи — И.И.Ризнич. Группа «Смычка города с деревней», 1929 Фарфор, роспись надглазурная
Николаев В.П. (модель, 1928 год), автор росписи — И.И.Ризнич. Группа «Смычка города с деревней», 1929 Фарфор, роспись надглазурная
Н.Я. Данько. Группа "Готовы к обороне". Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова (фарфор. роспись надглазурная).
Н.Я. Данько. Группа "Готовы к обороне". Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова (фарфор. роспись надглазурная).
Т.О. Давтьян. Часовой, 1932.
Т.О. Давтьян. Часовой, 1932.
Н.Я. Данько Группа "Грузчики", 1920-е годы
Н.Я. Данько Группа "Грузчики", 1920-е годы
Н. Я.  Данько. Фигура «Женщина, вышивающая красное знамя» 1919 - середина 1920-х гг. (модель - 1919 г.)
Н. Я. Данько. Фигура «Женщина, вышивающая красное знамя» 1919 - середина 1920-х гг. (модель - 1919 г.)
Н.Я. Данько "Женщина с ребенком", 1920-е. В скульптуре затронута тема голода в Поволжье.
Н.Я. Данько "Женщина с ребенком", 1920-е. В скульптуре затронута тема голода в Поволжье.
Знаменитые шахматы «Красные и белые». Н.Я. Данько — автор модели. А.А. Скворцов — автор росписи. ЛФЗ, 1925. Мечта всех коллекционеров! В подходе очевиден революционный контекст (красные: цвет революции, красная армия, рабочие и крестьяне; слоны - красноармейцы в буденовках; пешки - крестьяне-молодые парни)
Знаменитые шахматы «Красные и белые». Н.Я. Данько — автор модели. А.А. Скворцов — автор росписи. ЛФЗ, 1925. Мечта всех коллекционеров! В подходе очевиден революционный контекст (красные: цвет революции, красная армия, рабочие и крестьяне; слоны - красноармейцы в буденовках; пешки - крестьяне-молодые парни)
Красная королева выполнена в образе крестьянки в сарафане с букетом колосьев и полевых цветов. Красные пешки представлены в виде тружеников полей, несущих серпы и снопы
Красная королева выполнена в образе крестьянки в сарафане с букетом колосьев и полевых цветов. Красные пешки представлены в виде тружеников полей, несущих серпы и снопы
Белые - король-смерть; белая королева представлена в образе Фортуны с рогом изобилия. Белые пешки как закованные в цепи крепостные.
Белые - король-смерть; белая королева представлена в образе Фортуны с рогом изобилия. Белые пешки как закованные в цепи крепостные.
Б.М. Кустодиев. Фигура "Гармонист". 1929г. Работы его авторства полны красочности и жизнелюбия. Шарфик!
Б.М. Кустодиев. Фигура "Гармонист". 1929г. Работы его авторства полны красочности и жизнелюбия. Шарфик!
Б.М. Кустодиев. Фигура "Плясунья", 1929г. Плясунья и Гармонист расставлены так, что создается впечатление, что они влюбленно смотрят друг на друга, объединенные общим занятием
Б.М. Кустодиев. Фигура "Плясунья", 1929г. Плясунья и Гармонист расставлены так, что создается впечатление, что они влюбленно смотрят друг на друга, объединенные общим занятием
А.Т. Матвеев фигуры: "Заноза",  "Женщина с туфлей"; А.Т. Матвеев, С.В. Чехонин "Фигура сидящей девушки", 1920-е годы
А.Т. Матвеев фигуры: "Заноза", "Женщина с туфлей"; А.Т. Матвеев, С.В. Чехонин "Фигура сидящей девушки", 1920-е годы
В.В. Кузнецов Фигуры из серии "Времена года". Июнь - ребенок, сидящий на кузнечике; Апрель - старик-дровосек; Март- пастух; Май-косари. 1923-1924гг
В.В. Кузнецов Фигуры из серии "Времена года". Июнь - ребенок, сидящий на кузнечике; Апрель - старик-дровосек; Март- пастух; Май-косари. 1923-1924гг
Е.Е. Лансере, Н.Я. Данько ваза "Жнецы" из настольного украшения
Е.Е. Лансере, Н.Я. Данько ваза "Жнецы" из настольного украшения
Фигурка «Коломбина» СССР, Ленинград, Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова. Автор модели О. А. Глебова-Судейкина. 1924 г. Роспись А.А. Яцкевич. 1937 г. Хрупкая балерина с манерно склоненной головой, в маскарадном костюме и пуантах стоит на одной ноге, изящно приподняв другую.
Фигурка «Коломбина» СССР, Ленинград, Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова. Автор модели О. А. Глебова-Судейкина. 1924 г. Роспись А.А. Яцкевич. 1937 г. Хрупкая балерина с манерно склоненной головой, в маскарадном костюме и пуантах стоит на одной ноге, изящно приподняв другую.
Мимо статуэтки Анны Ахматовой авторства Натальи Данько невозможно просто пройти, не засмотревшись. На поэтессе - шаль с китайскими мотивами (желтый дракон на спине, которую ей подарил Николай Гумилев). В сопроводительной информации указан год - 1937. Поэтому можно предположить, что это копия, так как дата изготовления оригинала - 1924год. Не ручаюсь за достоверность информации, но якобы Наталья Данько подарила подобную статуэтку и самой Анне Ахматовой. Анна Андреевна впоследствии продала статуэтку, чтобы оплатить билет и вернуться в Москву, когда впервые арестовали Осипа Мандельштама.
Мимо статуэтки Анны Ахматовой авторства Натальи Данько невозможно просто пройти, не засмотревшись. На поэтессе - шаль с китайскими мотивами (желтый дракон на спине, которую ей подарил Николай Гумилев). В сопроводительной информации указан год - 1937. Поэтому можно предположить, что это копия, так как дата изготовления оригинала - 1924год. Не ручаюсь за достоверность информации, но якобы Наталья Данько подарила подобную статуэтку и самой Анне Ахматовой. Анна Андреевна впоследствии продала статуэтку, чтобы оплатить билет и вернуться в Москву, когда впервые арестовали Осипа Мандельштама.
Н.Я. Данько, Е.Я. Данько: фигуры артистов в комедии Шекспира "Двенадцатая ночь", 1939 год
Н.Я. Данько, Е.Я. Данько: фигуры артистов в комедии Шекспира "Двенадцатая ночь", 1939 год
В.В. Кузнецов Фигура "Дама с розой", 1921г.
В.В. Кузнецов Фигура "Дама с розой", 1921г.
Скульптура "Дама с маской". Автор модели К. Сомов, начало 20 века.
Скульптура "Дама с маской". Автор модели К. Сомов, начало 20 века.
В.В. Кузнецов, Е.А. Данько фигура "Дама с какаду", 1921г.
В.В. Кузнецов, Е.А. Данько фигура "Дама с какаду", 1921г.
Наталья Данько.  В черном платье с веером и букетом цветов «Артистка Зинаида Райх»
Наталья Данько. В черном платье с веером и букетом цветов «Артистка Зинаида Райх»
Н.Я. Данько, М.Я Брянцева солонка "Двуликая", 1920; Н.Я. Данько кружка "Чай", 1923г.
Н.Я. Данько, М.Я Брянцева солонка "Двуликая", 1920; Н.Я. Данько кружка "Чай", 1923г.
С.В. Чехонин "Тарелка с цветами и листьями", 1923г. Чехонин - русский, советский художник: рисовальщик и живописец, театральный декоратор, художник декоративно-прикладного искусства, организатор художественных промыслов. Если бы он жил в наше время, то его бы назвали непревзойденным графическим дизайнером, занимавшимся разработкой новых шрифтов и орнаментов для агитационного фарфора. Сергей Чехонин -  "главный по тарелочкам", именно им созданная эстетика росписи агитационных тарелок применялась и другими художниками. Экземпляр, представленный на фото, вряд ли заряжен агитационным посылом - это просто красиво оформленное блюдо
С.В. Чехонин "Тарелка с цветами и листьями", 1923г. Чехонин - русский, советский художник: рисовальщик и живописец, театральный декоратор, художник декоративно-прикладного искусства, организатор художественных промыслов. Если бы он жил в наше время, то его бы назвали непревзойденным графическим дизайнером, занимавшимся разработкой новых шрифтов и орнаментов для агитационного фарфора. Сергей Чехонин - "главный по тарелочкам", именно им созданная эстетика росписи агитационных тарелок применялась и другими художниками. Экземпляр, представленный на фото, вряд ли заряжен агитационным посылом - это просто красиво оформленное блюдо
С.В. Чехонин. Блюдо "Царству рабочих и крестьян не будет конца", 1922г. Так выглядит агитационный фарфор его авторства
С.В. Чехонин. Блюдо "Царству рабочих и крестьян не будет конца", 1922г. Так выглядит агитационный фарфор его авторства
С.В. Чехонин. чашка  " Женщина и черт", 1923г. Чехонин был "певцом" декаданса, а в историю вошел в качестве создателя уникального явления - советский агитационный фарфор. А чашечка-то весьма оригинальна!
С.В. Чехонин. чашка " Женщина и черт", 1923г. Чехонин был "певцом" декаданса, а в историю вошел в качестве создателя уникального явления - советский агитационный фарфор. А чашечка-то весьма оригинальна!
С.В. Чехонин Тарелка "Роза и черт", 1923 г.
С.В. Чехонин Тарелка "Роза и черт", 1923 г.
Щекатихина-Потоцкая. Ваза "Мать и дитя", 1929г. Александра Васильевна росла в старообрядческой семье, где не только помнили, но и прекрасно владели искусством иконописи, видимо, огромные, иконописные  глаза навеяны этой темой
Щекатихина-Потоцкая. Ваза "Мать и дитя", 1929г. Александра Васильевна росла в старообрядческой семье, где не только помнили, но и прекрасно владели искусством иконописи, видимо, огромные, иконописные глаза навеяны этой темой
Чашка "Автопортрет с сыном", 1919г. В росписи фарфора Щекотихина-Потоцкая была новатором. До сих пор никто не расписывал его так эмоционально, живописно и красочно. Рисунок у художницы неизменно похож на театральную сценку: каждое изделие раскрывает какую-то историю. Как я ни старалась, сына не смогла увидеть
Чашка "Автопортрет с сыном", 1919г. В росписи фарфора Щекотихина-Потоцкая была новатором. До сих пор никто не расписывал его так эмоционально, живописно и красочно. Рисунок у художницы неизменно похож на театральную сценку: каждое изделие раскрывает какую-то историю. Как я ни старалась, сына не смогла увидеть
А.В. Щекатихина-Потоцкая. Чашка с блюдцем "Красный лик", 1922г. Я бы сказала: " пугающе красив!" - грозный взгляд больших глаз устремлён к зрителю.
А.В. Щекатихина-Потоцкая. Чашка с блюдцем "Красный лик", 1922г. Я бы сказала: " пугающе красив!" - грозный взгляд больших глаз устремлён к зрителю.
А.В. Щекатихина-Потоцкая. Ваза из серии "Охота", 1936г.
А.В. Щекатихина-Потоцкая. Ваза из серии "Охота", 1936г.
А.В. Щекатихина-Потоцкая. Ваза "Русские мотивы" (Конек-Горбунок), 1925г.
А.В. Щекатихина-Потоцкая. Ваза "Русские мотивы" (Конек-Горбунок), 1925г.
А.В. Щекатихина-Потоцкая блюдо "Камбала", 1928г.
А.В. Щекатихина-Потоцкая блюдо "Камбала", 1928г.
А.В. Щекатихина - Потоцкая. Блюдо с изображением вазы с фруктами. 1930-е
А.В. Щекатихина - Потоцкая. Блюдо с изображением вазы с фруктами. 1930-е
А.В. Щекатихина-Потоцкая. Ваза "Виноделы", 1928г.
А.В. Щекатихина-Потоцкая. Ваза "Виноделы", 1928г.
А.В. Щекатихина-Потоцкая Коробка с крышкой с изображением мужской головы, 1927г.
А.В. Щекатихина-Потоцкая Коробка с крышкой с изображением мужской головы, 1927г.
А.В. Щекатихина-Потоцкая. Тарелка с изображением арабов и золоченого полумесяца, 1923г. Александра Васильевна так была впечатлена Востоком, до что конца жизни любила одеваться в восточной стилистике: восточные шали, чалма, украшения. На вернисажи и открытия выставок она приходила в платье с большим вырезом на спине, в чалме с пером или камнем, а на пальцах были нанизаны крупные серебряные кольца.
А.В. Щекатихина-Потоцкая. Тарелка с изображением арабов и золоченого полумесяца, 1923г. Александра Васильевна так была впечатлена Востоком, до что конца жизни любила одеваться в восточной стилистике: восточные шали, чалма, украшения. На вернисажи и открытия выставок она приходила в платье с большим вырезом на спине, в чалме с пером или камнем, а на пальцах были нанизаны крупные серебряные кольца.
А.В. Щекатихина-Потоцкая, М.П. Кириллова. блюдо "Материнство", 1921г. В искусство фарфора Александра  принесла яркий, праздничный и одновременно драматичный мир фольклорных и иконописных образов, увиденных глазами художника, не чуждого авангарду 1910-1920-х.
А.В. Щекатихина-Потоцкая, М.П. Кириллова. блюдо "Материнство", 1921г. В искусство фарфора Александра принесла яркий, праздничный и одновременно драматичный мир фольклорных и иконописных образов, увиденных глазами художника, не чуждого авангарду 1910-1920-х.
А.В. Щекатихина - Потоцкая. Тарелка "Госиздат", 1921г.
А.В. Щекатихина - Потоцкая. Тарелка "Госиздат", 1921г.
Щекатихина-Потоцкая. Тарелка "Петроград. 1 мая 1921 года" - комиссар с папкой шагает по Дворцовой площади. Поводом к созданию новых композиций служили заказы, сделанные "Госиздатом". Молодое правительство Страны Советов нуждалось в пропаганде, и фарфор должен был представлять новое государство, новых людей и новое искусство.
Щекатихина-Потоцкая. Тарелка "Петроград. 1 мая 1921 года" - комиссар с папкой шагает по Дворцовой площади. Поводом к созданию новых композиций служили заказы, сделанные "Госиздатом". Молодое правительство Страны Советов нуждалось в пропаганде, и фарфор должен был представлять новое государство, новых людей и новое искусство.
А.Щекатихина-Потоцкая. Декоративная тарелка «Прогулка матроса 1 мая в Петрограде». Государственный фарфоровый завод в Петрограде. 1920-е годы. Крупные фигуры моряка и его барышни выглядят весьма необычно в декоре тарелок. Барышня одета нарядно, а у моряка можно рассмотреть на груди татуировку. Стиль Щекотихиной-Потоцкой узнаваем.
А.Щекатихина-Потоцкая. Декоративная тарелка «Прогулка матроса 1 мая в Петрограде». Государственный фарфоровый завод в Петрограде. 1920-е годы. Крупные фигуры моряка и его барышни выглядят весьма необычно в декоре тарелок. Барышня одета нарядно, а у моряка можно рассмотреть на груди татуировку. Стиль Щекотихиной-Потоцкой узнаваем.
Блюдо "Танец", 1922г.
Блюдо "Танец", 1922г.
И. Нарбут. Тарелка декоративная "Извозчик", 1922год
И. Нарбут. Тарелка декоративная "Извозчик", 1922год
В.П. Тиморев (1870-1942). Блюдо «Кто работает — тот и ест» с изображением трудовой карточки, там указано имя: Пётр.
В.П. Тиморев (1870-1942). Блюдо «Кто работает — тот и ест» с изображением трудовой карточки, там указано имя: Пётр.
Суетин Н.М. сервиз "Тракторный", 1932 год. Сохраняя орнаментальный характер росписи, Суетин довел ее до образного истолкования. Белые силуэты крошечных тракторов цепочкой движутся друг за другом; чередующиеся в горизонтальном направлении красно-оранжевые, черные и зеленые полосы несут в себе заряд энергии
Суетин Н.М. сервиз "Тракторный", 1932 год. Сохраняя орнаментальный характер росписи, Суетин довел ее до образного истолкования. Белые силуэты крошечных тракторов цепочкой движутся друг за другом; чередующиеся в горизонтальном направлении красно-оранжевые, черные и зеленые полосы несут в себе заряд энергии
Сервиз чайный "Завод" , 1934г.
Сервиз чайный "Завод" , 1934г.
М.Н. Мох. Сервиз чайный "Металл", 1930
М.Н. Мох. Сервиз чайный "Металл", 1930
З.В. Кобылецкая  молочник "Сказочный город", 1921 год
З.В. Кобылецкая молочник "Сказочный город", 1921 год
Кофейник с крышкой из сервиза "Осколки зеркала". Автор формы ("Сатурн") и росписи Афанасьева Т.В. Мне понравилась форма.
Кофейник с крышкой из сервиза "Осколки зеркала". Автор формы ("Сатурн") и росписи Афанасьева Т.В. Мне понравилась форма.
А.В. Воробьевский. Чайник с крышкой "В цирке"
А.В. Воробьевский. Чайник с крышкой "В цирке"
А.В. Воробьевский. Ваза "Весна на юге". Автора этой вазы называют художником чарующих миров. По счастливому стечению обстоятельств бывший беспризорник стал большим художником, которому пришлось уйти на фронт, затем попасть в плен, пройти концлагерь и оказаться в застенках НКВД, откуда его вытащили друзья по цеху
А.В. Воробьевский. Ваза "Весна на юге". Автора этой вазы называют художником чарующих миров. По счастливому стечению обстоятельств бывший беспризорник стал большим художником, которому пришлось уйти на фронт, затем попасть в плен, пройти концлагерь и оказаться в застенках НКВД, откуда его вытащили друзья по цеху
А.В. Воробьевский. Блюдо "Оборона", 1931г
А.В. Воробьевский. Блюдо "Оборона", 1931г
И.А. Аквилова. Ваза "Яблоки", 1930г
И.А. Аквилова. Ваза "Яблоки", 1930г

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому