Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
В корпусе Бенуа есть постоянная экспозиция «Декоративно-прикладное искусство 20 века». Ее можно условно разделить на две части: агитационный фарфор, представленный ЛФЗ, и коллекция дореволюционной керамики. Я решила сосредоточится, в основном, на фарфоре постреволюционном, так как его коллекция довольно обширная для выбранного мной формата «фото» (ограничитель заставляет отказаться от многих знаковых экспонатов).
Агитационный фарфор — яркая вспышка в искусстве керамики и малых пластичных форм. «История на блюдце» — так иногда называют это направление искусства, вызвавшее во мне неподдельный интерес после посещения в конце апреля 2024 года соответствующей выставки в музее Политической истории, что находится в бывшем особняке Матильды Кшесинской. В свой последний визит в Петербург, состоявшийся в октябре сего года, я дважды заглянула в корпус Бенуа после небольшого экскурса в историю Ленинградского фарфорового завода (ЛФЗ) и открытия для себя новых имен выдающихся художников и скульпторов, посвятивших творческую деятельность созданию хрупких форм.
Мы привыкли восторгаться фарфором, произведенном на Императорском фарфоровом заводе. Но прославленное предприятие потерпело фиаско на Всемирной выставке в Париже, проходившей в 1900 году из-за отсутствия творческого начала и новаторских подходов. В 1917–18 годах молодая советская власть стала экспериментировать в производстве фарфора, полностью поменяв концепцию целеполагания (должно служить простому народу). Поэтому на основе Императорского завода родилось новое предприятие — Государственный фарфоровый завод, изменивший ассортимент продукции. Но справедливости ради стоит заметить, что агитфарфор никогда не был доступен тем, к кому непосредственно обращался. Для простого рабочего или крестьянина он был слишком дорог и из мастерских завода отправлялся на европейские выставки и аукционы, в частные коллекции. С 1921 года вся продукция ЛФЗ шла исключительно на экспорт.
Еще свежи в памяти строки: «наш паровоз, вперед лети, в Коммуне остановка, иного нет у нас пути — в руках у нас винтовка», поэтому парадные сервизы были «брошены в топку истории» и заменены агитационным фарфором. Свободные темы не приветствовались: только пропаганда и чёткие идейные принципы, а также технологическое совершенство. Удивительно, но в столь сложных обстоятельствах завод достиг небывалых вершин благодаря энтузиазму ведущих живописцев периода 1920-х годов. Вспомним несколько ярких имен мастеров фарфора. Это прежде всего художественный руководитель завода в 1920-е годы вплоть до своего отъезда в Париж в 1927 году — Сергей Васильевич Чехонин, заложивший основы художественного стиля. Сегодня чехонинский фарфор встречается редко и стоит колоссальных денег. Над агитационным фарфором трудились А. В. Щекотихина-Потоцкая, Н. Я. Данько — одна из ключевых фигур в истории завода, работавшая совместно с сестрой Е. Я. Данько, по совместительству — поэтэссой; В. В. Кузнецов. Ещё одним из ведущих мастеров в довоенной истории завода был Алексей Викторович Воробьевский, увлеченный темой театра, а также народным искусством, сказками, фантастическими сюжетами.
К работе привлекались и знаменитые живописцы: Б. М. Кустодиев, К. С. Петров-Водкин, К. С. Малевич, Н. М. Суетин. Все это были первоклассные творцы, но моя (и не только моя) особая любовь — это легенда росписи русского фарфора Александра Щекотихина-Потоцкая, своим главным учителем считавшая Николая Рериха, а любовью всей жизни — супруга Ивана Билибина, первого чародея русской сказки. Собственные работы художницы, чье имя далеко не так на слуху, — настоящее волшебство. Александра Щекатихина-Потоцкая словно прожила три разных жизни. Одна прошла в объятом революцией и войной Петрограде, другая — в приветливом жарком Каире и пленительном Париже. Третья — в Ленинграде, куда мастерица вернулась вместе с супругом.