Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была вчера 22:07
Фотоальбом

Выставка «Возвращение. Николай Фешин и Степан Эрьзя

Санкт-Петербург: полезная информация

В парадных залах Музея Академии художеств открыта выставка «Возвращение. Николай Фешин и Степан Эрьзя», которая будет действовать с 18 ноября 2023 года по 3 марта 2024-го. Для любителей русского модерна и фигуративного экспрессионизма появилась замечательная возможность посмотреть 150 картин и рисунков Николая Фешина (1881–1955) и скульптуры Степана Эрьзи (Нефедова, 1876–1959), предоставленные 12-ю российскими музеями.

Прославленных скульптора и художника объединяет эпоха, в которую они жили, похожая судьба и направление творческих поисков. Тот и другой родились вдалеке от столиц, но оба автора получили классическое художественное образование — Фешин учился у Ильи Репина в Академии художеств, Эрьзя — у Паоло Трубецкого в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. После революции русский модерн оказался не у дел. Сначала, очень недолго, царствовали авангардисты, потом их сменил соцреализм, поэтому этим мастерам пришлось покинуть Россию. Фешин стал востребованным портретистом в США и там закончил свои дни. «Бог живописи» — так его называют американцы, высоко оценивая творчество Николая Ивановича. Эрьзя уехал в Аргентину, прожил там 23 года, а в 1951-м ему разрешили вернуться в СССР вместе с наработанными за все годы скульптурами, кусками дерева кебрачо, обладающим богатой текстурой, — основным материалом его работ. Главным держателем произведений Фешина является Музей изобразительных искусств республики Татарстан в Казани, откуда он начинал и куда в 1970-е годы по инициативе Ии Фешиной, дочери художника, была передана значительная часть его наследия. В детстве и юности Ия служила моделью для Фешина. В зрелом возрасте она заботилась о том, чтобы картины и рисунки Фешина попали в государственные музеи и частные фонды. Скульптуры Эрьзи сконцентрированы в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств (Саранкск), носящий имя скульптора.

Главная тема искусства Фешина и Эрьзи — человек, и выставка показывает сходство направлений творческих поисков двух мастеров, сохранивших целостность живописной системы у Фешина, и неповторимые образы Эрьзи, которые всегда узнаваемы, будь то мраморные портреты или скульптуры из кебрачо и альгарробо — прочных, причудливых по форме и текстуре пород субтропического дерева. Выставку готовили в течение нескольких лет и подготовили очень достойно того, чтобы на ней побывать, восхититься, раствориться в атмосфере творчества выдающихся мастеров.

Знакомство с творчеством художников сопровождает дополнительная программа, в которой запланированы лекции о жизни и творчестве мастеров и также показ фильма об особенностях творчества Николая Фешина (я посмотрела небольшой кусок о том, как Николай Фешин работал с красками — они у него удивительно чистые и светлые, обратите внимание на то, как обыгрывается белый цвет).

Посетите  выставку, она прекрасна, тем более, что проходит в столь замечательном месте как Академия художеств! Кстати, для льготных категорий (пенсионеры, например) предусмотрен бесплатный поход по всем средАм как в Музей Академии, так и на выставку «Возвращение. Николай Фешин и Степан Эрьзя».

"Моисей", 1932год.  Предваряет выставку  яркая копия Пророка  (не оригинал - из-за невозможности демонтажа крупномасштабного объекта из постоянной экспозиции Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи). Исполинская голова библейского пророка выполнена из южноамериканского дерева альгарробо - прочного материала. Из 3100 кусочков, скрепленных между собой собственноручно изготовленным клеем, автору удалось сотворить образ необыкновенно эмоционального накала, с мощной, потрясающей энергетикой. Упрямое лицо, лоб со вздувшимися венами, насупленные брови и сверкающие, как молнии, глаза - таков Моисей, способный повести за собой целый народ.
"Моисей", 1932год. Предваряет выставку яркая копия Пророка (не оригинал - из-за невозможности демонтажа крупномасштабного объекта из постоянной экспозиции Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи). Исполинская голова библейского пророка выполнена из южноамериканского дерева альгарробо - прочного материала. Из 3100 кусочков, скрепленных между собой собственноручно изготовленным клеем, автору удалось сотворить образ необыкновенно эмоционального накала, с мощной, потрясающей энергетикой. Упрямое лицо, лоб со вздувшимися венами, насупленные брови и сверкающие, как молнии, глаза - таков Моисей, способный повести за собой целый народ.
Рафаэлевский зал Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств входит в анфиладу парадных залов второго этажа.
Рафаэлевский зал Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств входит в анфиладу парадных залов второго этажа.
Рафаэлевский зал хорош сам по себе, здесь посетители знакомятся с работой обоих художников.
Рафаэлевский зал хорош сам по себе, здесь посетители знакомятся с работой обоих художников.
Взволнованный портрет-исповедь, портрет-итог самого Степана Нефедова, считается истинным шедевром и был создан семидесятилетним скульптором в 1947 году за три года до возвращения на родину.  Автопортрет из кебрачо (кора и древесина нескольких видов деревьев, произрастающих в Южной Америке) -  портрет его души: старец изобразил себя молодым страдающим человеком, который запрокинул голову и смотрит в вечность. С. Д. Нефёдов (Эрьзя — псевдоним, идущий от самоназвания одной из народностей, живущих в Мордовии, родился в селе Баеве Алатырского уезда Симбирской губернии).  В юности занимался иконописью, образование получил в 1902–1907 в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.  В 1907–1914 жил и работал в Италии, Франции, принимал участие в 10 крупнейших международных выставках в Милане, Риме, Венеции и Париже. В конце 1926  был командирован с выставкой своих работ во Францию, затем  по приглашению президента Аргентины Марсело Торкато де Альвеара уехал в эту страну, где жил и работал в Буэнос-Айресе в 1927–1950. Там появились сотни скульптур, выполненных из субтропических деревьев — кебрачо, альгарробо. В 1950 Эрьзя возвратился на родину, привезя ей в дар более 250 своих произведений.
Взволнованный портрет-исповедь, портрет-итог самого Степана Нефедова, считается истинным шедевром и был создан семидесятилетним скульптором в 1947 году за три года до возвращения на родину. Автопортрет из кебрачо (кора и древесина нескольких видов деревьев, произрастающих в Южной Америке) - портрет его души: старец изобразил себя молодым страдающим человеком, который запрокинул голову и смотрит в вечность. С. Д. Нефёдов (Эрьзя — псевдоним, идущий от самоназвания одной из народностей, живущих в Мордовии, родился в селе Баеве Алатырского уезда Симбирской губернии). В юности занимался иконописью, образование получил в 1902–1907 в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1907–1914 жил и работал в Италии, Франции, принимал участие в 10 крупнейших международных выставках в Милане, Риме, Венеции и Париже. В конце 1926 был командирован с выставкой своих работ во Францию, затем по приглашению президента Аргентины Марсело Торкато де Альвеара уехал в эту страну, где жил и работал в Буэнос-Айресе в 1927–1950. Там появились сотни скульптур, выполненных из субтропических деревьев — кебрачо, альгарробо. В 1950 Эрьзя возвратился на родину, привезя ей в дар более 250 своих произведений.
 Альгарробо - прочное южно-американское  дерево, которое Эръзя использовал помимо кебраччо. Обратите внимание на природную шапочку модели. Эрьзя умело использовал наросты и наплывы, а также корни деревьев, соединяя клеем нужные куски. Так были созданы множество головок юных красавиц с полированными до глянца личиками в обрамлении огромной копны волос.
Альгарробо - прочное южно-американское дерево, которое Эръзя использовал помимо кебраччо. Обратите внимание на природную шапочку модели. Эрьзя умело использовал наросты и наплывы, а также корни деревьев, соединяя клеем нужные куски. Так были созданы множество головок юных красавиц с полированными до глянца личиками в обрамлении огромной копны волос.
Эрьзя С.Д. "Женская голова", 1957. Кебрачо. Любимым материалом Эрьзи стала кебрачо (квебрахо) - от исп. quiebra-hacha — «ломать топор» — и объясняется высокой твёрдостью древесины этих деревьев
Эрьзя С.Д. "Женская голова", 1957. Кебрачо. Любимым материалом Эрьзи стала кебрачо (квебрахо) - от исп. quiebra-hacha — «ломать топор» — и объясняется высокой твёрдостью древесины этих деревьев
Женский портрет. 1937год. За годы жизни в Буэнос-Айресе Эрьзя научился создавать скульптуры из экзотических пород дерева.  Необыкновенно твердая древесина требовала долгой обработки. Но это окупалось ее качествами: выразительной текстурой и красивыми оттенками — от почти белого до красновато-коричневого.
Женский портрет. 1937год. За годы жизни в Буэнос-Айресе Эрьзя научился создавать скульптуры из экзотических пород дерева. Необыкновенно твердая древесина требовала долгой обработки. Но это окупалось ее качествами: выразительной текстурой и красивыми оттенками — от почти белого до красновато-коричневого.
Тоска. Кебрачо. 1944. Эрьзя - один из самых удивительных, загадочных и поражающих воображение художников. Его часто называют "Русским Роденом". Это сравнение имеет право на существование, если сопоставить пластические образы обоих художников
Тоска. Кебрачо. 1944. Эрьзя - один из самых удивительных, загадочных и поражающих воображение художников. Его часто называют "Русским Роденом". Это сравнение имеет право на существование, если сопоставить пластические образы обоих художников
Эрьзя С.Д. Женский портрет. Не датирован. Кебрачо. Из Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Привычка с детства видеть в корягах мордовских лесов разные образы позволила скульптору удачно обыграть наросты и эффектные срезы кебрачо. Возвращаясь в 1951 году из эмиграции, Эрьзя вез с собой не только скульптуры и кебрачо, но и пневматическую установку для обработки камня и дерева. Эрьзя  создал инструмент, напоминавший, по словам Бориса Полевого, зуболечебную бормашину.
Эрьзя С.Д. Женский портрет. Не датирован. Кебрачо. Из Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Привычка с детства видеть в корягах мордовских лесов разные образы позволила скульптору удачно обыграть наросты и эффектные срезы кебрачо. Возвращаясь в 1951 году из эмиграции, Эрьзя вез с собой не только скульптуры и кебрачо, но и пневматическую установку для обработки камня и дерева. Эрьзя создал инструмент, напоминавший, по словам Бориса Полевого, зуболечебную бормашину.
"Первый поцелуй" 1940. Кебрачо
"Первый поцелуй" 1940. Кебрачо
Эрьзя С.Д. Женская голова. 1955г. Альгарробо. Из Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Завораживающее, загадочное сочетание отполированного дерева и естественной необработанной структуры
Эрьзя С.Д. Женская голова. 1955г. Альгарробо. Из Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Завораживающее, загадочное сочетание отполированного дерева и естественной необработанной структуры
Эрьзя С.Д. "Аргентинская еврейка". 1946. Кебрачо
Эрьзя С.Д. "Аргентинская еврейка". 1946. Кебрачо
Эрьзя С. Д. "Монашенка", 1941г. Кебрачо. Лаконичный, психологически глубокий образ. Поверхность безупречно отполирована, состоит из плавных, закругленных линий. Прообразом для своей скульптуры Эрьзя выбрал реальную монахиню -Терезу из Лизьё (знакомый мне образ благодаря путешествию по Нормандии)
Эрьзя С. Д. "Монашенка", 1941г. Кебрачо. Лаконичный, психологически глубокий образ. Поверхность безупречно отполирована, состоит из плавных, закругленных линий. Прообразом для своей скульптуры Эрьзя выбрал реальную монахиню -Терезу из Лизьё (знакомый мне образ благодаря путешествию по Нормандии)
Женская голова. Кебрачо.1937г. из Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Необыкновенное впечатление оставляет сочетание грубых структур натурального дерева с  изящным рисунком, созданным резцом Мастера
Женская голова. Кебрачо.1937г. из Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Необыкновенное впечатление оставляет сочетание грубых структур натурального дерева с изящным рисунком, созданным резцом Мастера
Эрьзя. Женская голова.1946г. Кебрачо
Эрьзя. Женская голова.1946г. Кебрачо
Любая работа использует  природный ландшафт кебрачо
Любая работа использует природный ландшафт кебрачо
Портрет аргентинки. 1940г.  Кебрачо, словно состоящее из сплошного древесного мускула, где-то отполированное и будто литое, где-то вздыбившееся, идеально подходило для скульптора
Портрет аргентинки. 1940г. Кебрачо, словно состоящее из сплошного древесного мускула, где-то отполированное и будто литое, где-то вздыбившееся, идеально подходило для скульптора
Женский портрет. Кебрачо. 1940
Женский портрет. Кебрачо. 1940
Мать с ребенком. 1929. Кебрачо.  У Степана Эръзи остался  сын от Марты Гербст, с которой он познакомился в Париже. Однако Марта не вышла за него замуж, хотя Эрьзя умолял её об этом, но она была непреклонна: "Ты уже женат. На скульптуре"
Мать с ребенком. 1929. Кебрачо. У Степана Эръзи остался сын от Марты Гербст, с которой он познакомился в Париже. Однако Марта не вышла за него замуж, хотя Эрьзя умолял её об этом, но она была непреклонна: "Ты уже женат. На скульптуре"
Эрьзя, Кебрачо. 1955. В Тициановском зале есть портрет Владимира Ульянова-Ленина с выраженно чувашскими чертами — удивительный артефакт, в котором сошлись модерн, образ вождя, обычно не тиражируемый в такой эстетике, и простой факт происхождения и героя, и автора из многонационального Среднего Поволжья.
Эрьзя, Кебрачо. 1955. В Тициановском зале есть портрет Владимира Ульянова-Ленина с выраженно чувашскими чертами — удивительный артефакт, в котором сошлись модерн, образ вождя, обычно не тиражируемый в такой эстетике, и простой факт происхождения и героя, и автора из многонационального Среднего Поволжья.
В нескольких шагах от Ленина — Иосиф Сталин, работа Эрьзи 1954 года (то есть портрет посмертный), вождь как будто прилёг поспать.
В нескольких шагах от Ленина — Иосиф Сталин, работа Эрьзи 1954 года (то есть портрет посмертный), вождь как будто прилёг поспать.
Фешин Н.И. (!881-1955). Автопортрет, начало 1910-х (Государственный музей изобразительных искусств  Республики Татарстан). Широко открытыми глазами молодой Фешин вглядывается в окружающий мир
Фешин Н.И. (!881-1955). Автопортрет, начало 1910-х (Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан). Широко открытыми глазами молодой Фешин вглядывается в окружающий мир
Фешин Н.И. "Портрет Ивана Сергеевича Теплова" (Чувашский государственный художественный музей). Иван Сергеевич Теплов (1868-1955)  - специалист в области смолокурения и скипидарного производства. У него был свой завод на левом берегу Волги напротив Чеборсар. Это парный портрет к портрету  его жены-Марии Трофимовны Тепловой
Фешин Н.И. "Портрет Ивана Сергеевича Теплова" (Чувашский государственный художественный музей). Иван Сергеевич Теплов (1868-1955) - специалист в области смолокурения и скипидарного производства. У него был свой завод на левом берегу Волги напротив Чеборсар. Это парный портрет к портрету его жены-Марии Трофимовны Тепловой
Фешин Николай Иванович. «Портрет М.Т.Тепловой». Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары. 1906. Учитель Илья Ефимович Репин колоссально повлиял на творческую реализацию Фешина. Их объединяет не только техника использования цвета, но внимание к внутреннему миру изображаемого, форма мазка, стилеобразующие элементы живописной системы. На склоне лет Репин назовет Фешина лучшим живописцем России
Фешин Николай Иванович. «Портрет М.Т.Тепловой». Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары. 1906. Учитель Илья Ефимович Репин колоссально повлиял на творческую реализацию Фешина. Их объединяет не только техника использования цвета, но внимание к внутреннему миру изображаемого, форма мазка, стилеобразующие элементы живописной системы. На склоне лет Репин назовет Фешина лучшим живописцем России
Череда портретов - часто он на его картинах можно узнать близких и знакомых ему людей («Портрет Алеши Теплова», 1904). Алексей Теплов - старший сын Ивана Сергеевича и Марии Трофимовны Тепловых. Став взрослым, служил на Северном флоте, участвовал в Отечественной войне. По воспоминаниям, мальчика, не желающего позировать, завернули в одеяло и привязали к стулу - отсюда и грусть в глазах.
Череда портретов - часто он на его картинах можно узнать близких и знакомых ему людей («Портрет Алеши Теплова», 1904). Алексей Теплов - старший сын Ивана Сергеевича и Марии Трофимовны Тепловых. Став взрослым, служил на Северном флоте, участвовал в Отечественной войне. По воспоминаниям, мальчика, не желающего позировать, завернули в одеяло и привязали к стулу - отсюда и грусть в глазах.
Фешин Н.И. Портрет Серафимы Михайловны Адоратской, 1910г. Серафима Адоратская (1878-1957) родилась в семье горохвецкого купца  первой гильдии Михаила Федоровича Сапожникова . Торговый дом Сапожниковых имел мануфактурные магазины в Казани, Самаре, Астрахани. В 1903 году вышла замуж за Владимира Викторовича Адаратского, происходившего из выслужившего дворянство духовенства, впоследствии политического деятеля, философа-марксиста.
Фешин Н.И. Портрет Серафимы Михайловны Адоратской, 1910г. Серафима Адоратская (1878-1957) родилась в семье горохвецкого купца первой гильдии Михаила Федоровича Сапожникова . Торговый дом Сапожниковых имел мануфактурные магазины в Казани, Самаре, Астрахани. В 1903 году вышла замуж за Владимира Викторовича Адаратского, происходившего из выслужившего дворянство духовенства, впоследствии политического деятеля, философа-марксиста.
Портрет художника Г.А.Медведева (1912). Учитель Фешина, основатель Казанской художественной школы. Живописец, график, педагог, преподавал в живописных и рисовальных классах. Из его воспоминаний: «художник Николай Иванович Фешин среднего роста, худощавый; с плечами скорее широкими, но впалой грудью; тонкая кожа обтягивала скулы лица; тонкие губы и серые глаза, от которых в минуту возбуждения шел блеск, делавший их прекрасными. Чаще молчаливый, он умел быть веселым в хорошие минуты – помолчит, помолчит и скажет так, что все смеются, и сам засмеется хорошо, искренне."..."Он лепил форму натуры, которую чувствовал в совершенстве, ибо у него было абсолютное чувство формы".
Портрет художника Г.А.Медведева (1912). Учитель Фешина, основатель Казанской художественной школы. Живописец, график, педагог, преподавал в живописных и рисовальных классах. Из его воспоминаний: «художник Николай Иванович Фешин среднего роста, худощавый; с плечами скорее широкими, но впалой грудью; тонкая кожа обтягивала скулы лица; тонкие губы и серые глаза, от которых в минуту возбуждения шел блеск, делавший их прекрасными. Чаще молчаливый, он умел быть веселым в хорошие минуты – помолчит, помолчит и скажет так, что все смеются, и сам засмеется хорошо, искренне."..."Он лепил форму натуры, которую чувствовал в совершенстве, ибо у него было абсолютное чувство формы".
Портрет М.Г.Медведевой (1912), судя по отчеству, дочери художника Медведева -  жена художника Радимова П. А.
Портрет М.Г.Медведевой (1912), судя по отчеству, дочери художника Медведева - жена художника Радимова П. А.
Портрет жены архитектора Сидорченко (1915)
Портрет жены архитектора Сидорченко (1915)
Портрет чувашского мальчика (1900-е)
Портрет чувашского мальчика (1900-е)
Этюд к картине Черемисская свадьба. Лето 1908 года Фешин провел в черемисской деревне Липша, там и возникла задумка изобразить кульминацию свадебного обычая черемиссов – увоз невесты
Этюд к картине Черемисская свадьба. Лето 1908 года Фешин провел в черемисской деревне Липша, там и возникла задумка изобразить кульминацию свадебного обычая черемиссов – увоз невесты
Чувашская девушка. 1901-1908.  (этюд к картине Черемисская свадьба). Интересна судьба самой картины  «Черемисской свадьбы». Сначала она побывала на выставке «Современное русское искусство» в Казани в 1909 году, а вот потом (не найдя, по сути, "признания на родине"), была куплена в 1911 году на международной выставке, проходившей в американском Питтсбурге!
Чувашская девушка. 1901-1908. (этюд к картине Черемисская свадьба). Интересна судьба самой картины «Черемисской свадьбы». Сначала она побывала на выставке «Современное русское искусство» в Казани в 1909 году, а вот потом (не найдя, по сути, "признания на родине"), была куплена в 1911 году на международной выставке, проходившей в американском Питтсбурге!
В бондарной мастерской (1914). Картина  навеяна детскими воспоминаниями Николая Фешина. Ранние годы будущего художника прошли в иконостасной мастерской отца. Именно здесь было заложено блестящее фешинское мастерство резчика по дереву.
В бондарной мастерской (1914). Картина навеяна детскими воспоминаниями Николая Фешина. Ранние годы будущего художника прошли в иконостасной мастерской отца. Именно здесь было заложено блестящее фешинское мастерство резчика по дереву.
"Молебен"
"Молебен"
Фешин Николай Иванович. «Беспризорник». Национальная художественная галерея, Казань. 1890-е. Родители будущего художника едва сводили концы с концами, семья распалась, и в 14 лет Николай остался в Казани один, живя впроголодь и не имея постоянного заработка. Эта работа относится к периоду обучения в Казанской художественной школе. На картине мальчик мечтает о чём-то светлом, в его лице вера в чудо, в то, что его жизнь обязательно изменится и будет другой.
Фешин Николай Иванович. «Беспризорник». Национальная художественная галерея, Казань. 1890-е. Родители будущего художника едва сводили концы с концами, семья распалась, и в 14 лет Николай остался в Казани один, живя впроголодь и не имея постоянного заработка. Эта работа относится к периоду обучения в Казанской художественной школе. На картине мальчик мечтает о чём-то светлом, в его лице вера в чудо, в то, что его жизнь обязательно изменится и будет другой.
Женская головка (Портрет Натальи Подбельской). Этюд (1910). Подбельская Наталья Александровна окончила Казанскую художественную школу. Жила и работала в Уфе, где трагически погибла. Ученица Фешина.
Женская головка (Портрет Натальи Подбельской). Этюд (1910). Подбельская Наталья Александровна окончила Казанскую художественную школу. Жила и работала в Уфе, где трагически погибла. Ученица Фешина.
Катенька (1912). По поводу девочки-модели у искусствоведов нет единого мнения, одни полагают, что художник изобразил маленькую представительницу семейства Бельковичей, а другие утверждают, что Катенька - дочь сторожа Казанской художественной школы
Портрет Миши Бардукова (1914)
Портрет Миши Бардукова (1914)
Портрет дочери Ии (1919). Фешин часто не заканчивал свои работы. Бывает трудно понять, в каких произведениях это случайность, а в каких сознательный ход мастера. Он давал возможность увидеть, как рождается, подобно живому организму, композиция, в которой одинаково важны все элементы. С какой детской непосредственностью и чистотой в глазах Ия  смотрит на нас. Без любования своей доченькой, без нежной отцовской любви нельзя было бы создать этот милый, оставшийся на века образ ребенка
Портрет дочери Ии (1919). Фешин часто не заканчивал свои работы. Бывает трудно понять, в каких произведениях это случайность, а в каких сознательный ход мастера. Он давал возможность увидеть, как рождается, подобно живому организму, композиция, в которой одинаково важны все элементы. С какой детской непосредственностью и чистотой в глазах Ия смотрит на нас. Без любования своей доченькой, без нежной отцовской любви нельзя было бы создать этот милый, оставшийся на века образ ребенка
Головка девочки, 1910-е годы
Головка девочки, 1910-е годы
Портрет девочки (1910)
Портрет девочки (1910)
Фешин Николай Иванович. «Портрет Вари Адоратской». Национальная художественная галерея, Казань. 1914  Мир Вари Адоратской, девочки – безмятежный и добродушный. Девочка расположилось с игрушками на столе, где ей не место, но она главная в своем мире и ей можно находиться именно там, где ей удобнее. Историки искусства часто сравнивают этот портрет с «Девочкой с персиками» Серова. Варя Адоратская родилась в Казани в 1904 году, в тот год, когда ее отец Владимир Викторович Адоратский вступил в партию большевиков.
Фешин Николай Иванович. «Портрет Вари Адоратской». Национальная художественная галерея, Казань. 1914 Мир Вари Адоратской, девочки – безмятежный и добродушный. Девочка расположилось с игрушками на столе, где ей не место, но она главная в своем мире и ей можно находиться именно там, где ей удобнее. Историки искусства часто сравнивают этот портрет с «Девочкой с персиками» Серова. Варя Адоратская родилась в Казани в 1904 году, в тот год, когда ее отец Владимир Викторович Адоратский вступил в партию большевиков.
Портрет Е.Ф.Ошустович (1916). Елизавета Феликсовна Ошустович (1894 - 1969), Театральный художник, актриса. Родилась в семье оперного певца и вокального педагога ОшустовичаФ.А., преподававшего в Казани в Бесплатной музыкальной школе и музыкальном училище, где был профессором. Оставила воспоминания о живописце и педагоге Н.И.Фешине, касающиеся 1913-15 гг. - в книге «Николай Иванович Фешин».
Портрет Е.Ф.Ошустович (1916). Елизавета Феликсовна Ошустович (1894 - 1969), Театральный художник, актриса. Родилась в семье оперного певца и вокального педагога ОшустовичаФ.А., преподававшего в Казани в Бесплатной музыкальной школе и музыкальном училище, где был профессором. Оставила воспоминания о живописце и педагоге Н.И.Фешине, касающиеся 1913-15 гг. - в книге «Николай Иванович Фешин».
Портрет Н.М.Сапожниковой (у рояля) (1916). Сапожникова - тетя Вари Адоратской. Рассматривая галерею картин, можно увидеть часто встречающуюся модель – Сапожникову Надежду Михайловну. Она ученица Фешина,  верный друг художника,  живописец, коллекционер, меценат, происходила из  семьи крупнейших в Казани  купцов. Ее отец, Сапожников М. Ф., был владельцем большого торгового дома, располагавшегося на ул. Воскресенской (ныне – здание Главпочтамта на ул. Кремлевской). Это был единственный магазин в Казани, имевший большой ассортимент холстов для живописи.    Надежда Сапожникова пришла учиться в мастерскую Фешина в 1904 году, и вскоре они становятся добрыми друзьями. Фешин ценил в ней доброжелательность и образованность, ясность и остроту ума, неженскую решительность и энергичность.
Портрет Н.М.Сапожниковой (у рояля) (1916). Сапожникова - тетя Вари Адоратской. Рассматривая галерею картин, можно увидеть часто встречающуюся модель – Сапожникову Надежду Михайловну. Она ученица Фешина, верный друг художника, живописец, коллекционер, меценат, происходила из семьи крупнейших в Казани купцов. Ее отец, Сапожников М. Ф., был владельцем большого торгового дома, располагавшегося на ул. Воскресенской (ныне – здание Главпочтамта на ул. Кремлевской). Это был единственный магазин в Казани, имевший большой ассортимент холстов для живописи. Надежда Сапожникова пришла учиться в мастерскую Фешина в 1904 году, и вскоре они становятся добрыми друзьями. Фешин ценил в ней доброжелательность и образованность, ясность и остроту ума, неженскую решительность и энергичность.
Портрет Н.М.Сапожниковой (на фоне обоев) (1916). Сапожникова играла важную роль в казанский период жизни Фешина. В превосходной мастерской Надежды Михайловны собирались преподаватели и ученики Казанской художественной школы. Здесь Фешин написал большое количество портретов, в том числе и хозяйки мастерской. Художник не сглаживает, но и не подчеркивает несколько грубоватые черты Сапожниковой. Красота для Фешина неразрывна с индивидуальностью, он не подправлял созданного природой. Внешние и внутренние качества столь неразрывно соединены в ней, что зритель невольно увлекается неповторимой, яркой личностью изображенной. Особое обаяние портрету Сапожниковой придает незавершенность
Портрет Н.М.Сапожниковой (на фоне обоев) (1916). Сапожникова играла важную роль в казанский период жизни Фешина. В превосходной мастерской Надежды Михайловны собирались преподаватели и ученики Казанской художественной школы. Здесь Фешин написал большое количество портретов, в том числе и хозяйки мастерской. Художник не сглаживает, но и не подчеркивает несколько грубоватые черты Сапожниковой. Красота для Фешина неразрывна с индивидуальностью, он не подправлял созданного природой. Внешние и внутренние качества столь неразрывно соединены в ней, что зритель невольно увлекается неповторимой, яркой личностью изображенной. Особое обаяние портрету Сапожниковой придает незавершенность
Портрет художника Виталия Гавриловича Тихова. В 1916 году и Фешин, и Тихов стали членами Товарищества передвижных художественных выставок, но в отличие от Виталия Гавриловича Николай Иванович осенью того же года получил ещё и звание академика
Портрет художника Виталия Гавриловича Тихова. В 1916 году и Фешин, и Тихов стали членами Товарищества передвижных художественных выставок, но в отличие от Виталия Гавриловича Николай Иванович осенью того же года получил ещё и звание академика
Портрет мужчины (Фомин А.И.) (1910-е). Фомин А.И. (1879-1947) - известный живописец и педагог, его жизнь также была связана с Казанью.
Портрет мужчины (Фомин А.И.) (1910-е). Фомин А.И. (1879-1947) - известный живописец и педагог, его жизнь также была связана с Казанью.
Портрет художника и педагога Григория  Анемподистовича Слобожанинова, 1904 г. Соученик и друг Н.Фешина по Казанской художественной школе и Высшему художественному училищу при Императорской Академии художеств.
Портрет художника и педагога Григория Анемподистовича Слобожанинова, 1904 г. Соученик и друг Н.Фешина по Казанской художественной школе и Высшему художественному училищу при Императорской Академии художеств.
Портрет архитектора С.О.Овсянникова (1907—1908)
Портрет девушки (Екатерина Антропова) (1910-е).  Екатерина Антропова - ученица Казанской художественной школы-тициановского типа девушка с ослепительно белым лицом.
Портрет девушки (Екатерина Антропова) (1910-е). Екатерина Антропова - ученица Казанской художественной школы-тициановского типа девушка с ослепительно белым лицом.
Портрет Прасковии Фешиной (матери художника, урожденной Чистовой) (1916)
Портрет Прасковии Фешиной (матери художника, урожденной Чистовой) (1916)
Портрет М.В.Евлампиевой (1914). Вятский художественный музеи имени В.М. и А.М. Васнецовых. Мария Евлампиева - ученица архитектурного отделения Казанской художественной школы. Из воспоминаний Евлампиевой-Кошелевой о Фешине: «Я высоко ценила своего талантливого учителя и считала за честь, когда Николай Иванович попросил меня позировать ему. Я очень волновалась перед тем, когда должна была переступить порог его мастерской и увидеть ту обстановку, в которой он творил свои произведения. Позировала я ему 8–10 сеансов. Лицо написано немного больше натурной величины. Купил портрет для областного Кировского музея бывший ученик школы Н. Башмаков.
Портрет М.В.Евлампиевой (1914). Вятский художественный музеи имени В.М. и А.М. Васнецовых. Мария Евлампиева - ученица архитектурного отделения Казанской художественной школы. Из воспоминаний Евлампиевой-Кошелевой о Фешине: «Я высоко ценила своего талантливого учителя и считала за честь, когда Николай Иванович попросил меня позировать ему. Я очень волновалась перед тем, когда должна была переступить порог его мастерской и увидеть ту обстановку, в которой он творил свои произведения. Позировала я ему 8–10 сеансов. Лицо написано немного больше натурной величины. Купил портрет для областного Кировского музея бывший ученик школы Н. Башмаков.
Портрет Н.Н.Кротовой (1923).  Взгляд портретируемых часто направлен в сторону, скорее, они витают в своих мыслях, словно, не обращая внимания на художника. Окончила Казанские высшие женские курсы. Работала в школе 1-й ступени в Казани.
Портрет Н.Н.Кротовой (1923). Взгляд портретируемых часто направлен в сторону, скорее, они витают в своих мыслях, словно, не обращая внимания на художника. Окончила Казанские высшие женские курсы. Работала в школе 1-й ступени в Казани.
Портрет Тамары Васильевны Поповой. 1917. Тамара Попова - живописец, педагог неоднократно служила моделью для портретов Фешина, так как обладала очень яркой внешностью. Фешин не смог разгадать загадку ее образа - долго мучился, начинал все сначала. Этот, последний портрет он хотел разорвать, но Тамара упросила его не делать этого.
Портрет Тамары Васильевны Поповой. 1917. Тамара Попова - живописец, педагог неоднократно служила моделью для портретов Фешина, так как обладала очень яркой внешностью. Фешин не смог разгадать загадку ее образа - долго мучился, начинал все сначала. Этот, последний портрет он хотел разорвать, но Тамара упросила его не делать этого.
Портрет жены (1920-е). Ученица Фешина и дочь первого директора художественной школы в Казани Н. Н. Бельковича. В 1913 году Николай Иванович и Александра Николаевна вступили в брак.
Портрет жены (1920-е). Ученица Фешина и дочь первого директора художественной школы в Казани Н. Н. Бельковича. В 1913 году Николай Иванович и Александра Николаевна вступили в брак.
Портрет студентки Маши Быстровой (1917). Нередко студентки позировали живописцу в его личной мастерской, которая находилась под куполом Казанской художественной школы. «Это «святая святых», куда вход был закрыт непосвященным».  Мастерская Н.И. Фешина была завешана коврами, цветными тканями и заставлена мебелью работы художника. На фоне одного из ковров в мастерской и был создан портрет студентки Маши Быстровой. Впоследствии художник увезет этот ковер с собой в Америку.
Портрет студентки Маши Быстровой (1917). Нередко студентки позировали живописцу в его личной мастерской, которая находилась под куполом Казанской художественной школы. «Это «святая святых», куда вход был закрыт непосвященным». Мастерская Н.И. Фешина была завешана коврами, цветными тканями и заставлена мебелью работы художника. На фоне одного из ковров в мастерской и был создан портрет студентки Маши Быстровой. Впоследствии художник увезет этот ковер с собой в Америку.
За самоваром. Портрет О.М.Ясеневой (1913). Здесь  Фешин решал непростую колористическую задачу - изобразить белое на белом: за самоваром сидит Ольга Михайловна Ясенева (1893 - 1970), в то время учащаяся Высших женских курсов в Казани. Можно сравнить, насколько эта родственница одной из учениц Фешина отличается от также сидевших за самоваром купчих Бориса Кустодиева. (от бликов на стекле было невозможно уйти)
За самоваром. Портрет О.М.Ясеневой (1913). Здесь Фешин решал непростую колористическую задачу - изобразить белое на белом: за самоваром сидит Ольга Михайловна Ясенева (1893 - 1970), в то время учащаяся Высших женских курсов в Казани. Можно сравнить, насколько эта родственница одной из учениц Фешина отличается от также сидевших за самоваром купчих Бориса Кустодиева. (от бликов на стекле было невозможно уйти)
Храмовая танцовщица (1938)
Храмовая танцовщица (1938)
Портрет Маруси (Марии Никифоровны) Бурлюк (1923). Переехав в новую страну, в первое время, не имея знакомых моделей, художник пишет жену и дочь, которые так охотно ему позировали.  Спустя несколько месяцев Фешину совершенно случайно в метро Нью-Йорка удалось встретиться с Давидом Бурлюком, которого получилось уговорить на позирование. Как следствие этих встреч были портреты не только Давида Давидовича, но и его супруги.
Портрет Маруси (Марии Никифоровны) Бурлюк (1923). Переехав в новую страну, в первое время, не имея знакомых моделей, художник пишет жену и дочь, которые так охотно ему позировали. Спустя несколько месяцев Фешину совершенно случайно в метро Нью-Йорка удалось встретиться с Давидом Бурлюком, которого получилось уговорить на позирование. Как следствие этих встреч были портреты не только Давида Давидовича, но и его супруги.
Фешин Николай Иванович. «Портрет Д.Д.Бурлюка» - поэта, художника, одного  из основоположников русского футуризма. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. 1924
Фешин Николай Иванович. «Портрет Д.Д.Бурлюка» - поэта, художника, одного из основоположников русского футуризма. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. 1924
Фешин Николай Иванович. «Капустница». Музей Академии художеств, Санкт-Петербург. 1909. В картине «Капустница» (1909) Фешин снова затрагивает не дающую ему покоя тему уклада жизни крестьян. Для него удивительным представлялась то, что однообразное занятие представляла из себя почти праздник. В итоговом варианте мы видим повествование о людях, занятых переработкой капусты.. Здесь нет первостепенных персонажей, зато есть шумящая толпа. Картину можно рассматривать долго, ведь в каждой ее части происходят разные действия, но вместе эта череда событий составляет органичное целое.
Фешин Николай Иванович. «Капустница». Музей Академии художеств, Санкт-Петербург. 1909. В картине «Капустница» (1909) Фешин снова затрагивает не дающую ему покоя тему уклада жизни крестьян. Для него удивительным представлялась то, что однообразное занятие представляла из себя почти праздник. В итоговом варианте мы видим повествование о людях, занятых переработкой капусты.. Здесь нет первостепенных персонажей, зато есть шумящая толпа. Картину можно рассматривать долго, ведь в каждой ее части происходят разные действия, но вместе эта череда событий составляет органичное целое.
«Капустница» дала Фешину право на заграничную поездку, дабы своими глазами изучить лучшие образцы мировой живописи. Объездив Австрию, Германию, Италию, он возвращается в Казань. Отныне вся художественная жизнь Казани крутилась вокруг Николая Ивановича, а уровень знаний в школе был поднят на невиданную раннее высоту. Эта фотография картины "Капустница" позволяет понять ее размеры - очень большая
«Капустница» дала Фешину право на заграничную поездку, дабы своими глазами изучить лучшие образцы мировой живописи. Объездив Австрию, Германию, Италию, он возвращается в Казань. Отныне вся художественная жизнь Казани крутилась вокруг Николая Ивановича, а уровень знаний в школе был поднят на невиданную раннее высоту. Эта фотография картины "Капустница" позволяет понять ее размеры - очень большая
Барабанщик - этюд к картине "Черемисская свадьба", хранящийся в собрании Чувашского государственного художественного музея. Картина была создана между 1901-1908 годами, в период обучения в Петербургской Академии художеств. В те годы Фешин писал большое количество разных по формату портретов и этюдов, одновременно работал над большим количеством замыслов.
Барабанщик - этюд к картине "Черемисская свадьба", хранящийся в собрании Чувашского государственного художественного музея. Картина была создана между 1901-1908 годами, в период обучения в Петербургской Академии художеств. В те годы Фешин писал большое количество разных по формату портретов и этюдов, одновременно работал над большим количеством замыслов.
"Бойня".  Работа появилась в 1919 году. Картина была задумана ещё в 1904 году во время поездки Фешина в Южно-Енисейскую тайгу, где он видел, как в деревнях резали скот прямо на открытом месте. С 1905 года он писал эскизы и этюды, а к самому полотну приступил в 1912 году и работал до 1919 года. Сюжет — убой скота еврейским способом  — выпуская кровь из горла. 
"Бойня" — самая странная картина в творчестве Фешина. В центре в луже крови лежит с перерезанным горлом корова — кормилица Земли русской. А над ней человек с безмятежным лицом, как будто из другой реальности.
"Бойня". Работа появилась в 1919 году. Картина была задумана ещё в 1904 году во время поездки Фешина в Южно-Енисейскую тайгу, где он видел, как в деревнях резали скот прямо на открытом месте. С 1905 года он писал эскизы и этюды, а к самому полотну приступил в 1912 году и работал до 1919 года. Сюжет — убой скота еврейским способом — выпуская кровь из горла. "Бойня" — самая странная картина в творчестве Фешина. В центре в луже крови лежит с перерезанным горлом корова — кормилица Земли русской. А над ней человек с безмятежным лицом, как будто из другой реальности.
Обливание, 1911-1916 г. На картине изображен обряд обливания холодной водой в летнюю жару, который, по народным поверьям, защищал людей от хворей и предотвращал засуху. "Обливание» Николая Фешина можно считать смелым экспериментом в области движущегося пространства; причём не только физического, но и эмоционального. Обжигающие брызги солнечных лучей сверху, ледяные валы колодезной воды со всех сторон вперемешку с визгами, криками, смехом и руганью смешиваются прямо на холсте в яркие жизнерадостные пятна, из которых неожиданно проступают хохочущие или испуганные лица, кадки, юбки, крыши, лужи. Картина - для ближнего рассмотрения
Обливание, 1911-1916 г. На картине изображен обряд обливания холодной водой в летнюю жару, который, по народным поверьям, защищал людей от хворей и предотвращал засуху. "Обливание» Николая Фешина можно считать смелым экспериментом в области движущегося пространства; причём не только физического, но и эмоционального. Обжигающие брызги солнечных лучей сверху, ледяные валы колодезной воды со всех сторон вперемешку с визгами, криками, смехом и руганью смешиваются прямо на холсте в яркие жизнерадостные пятна, из которых неожиданно проступают хохочущие или испуганные лица, кадки, юбки, крыши, лужи. Картина - для ближнего рассмотрения
Зимний пейзаж. 1917. Отсутствие ярких красок придавало его работам некую отстраненность, вдумчивость, а зачастую и неприкрытую печаль. В этом он и нашел свой индивидуальный почерк.
Зимний пейзаж. 1917. Отсутствие ярких красок придавало его работам некую отстраненность, вдумчивость, а зачастую и неприкрытую печаль. В этом он и нашел свой индивидуальный почерк.
Ранняя весна. 1900-1910
Ранняя весна. 1900-1910
Фешин Николай Иванович. «Портрет В.И. Ленина». 1918 Работа идет все тяжелее, время такое, поэтому с помощью учеников художник получает заказы и пишет портреты композиторов и политических вождей по фото и в кратчайшие сроки. Художник писал и Карла Маркса (1918), и Ленина, и наркома просвещения Луначарского. Маркс на выставке тоже присутствует, но моя фотка ушла в "брак", как и несколько других, значимых для выставки портретов, Увы и ах, поэтому ни один виртуальный обзор не заменит живого присутствия. Спешите увидеть, пока есть такая возможность!
Фешин Николай Иванович. «Портрет В.И. Ленина». 1918 Работа идет все тяжелее, время такое, поэтому с помощью учеников художник получает заказы и пишет портреты композиторов и политических вождей по фото и в кратчайшие сроки. Художник писал и Карла Маркса (1918), и Ленина, и наркома просвещения Луначарского. Маркс на выставке тоже присутствует, но моя фотка ушла в "брак", как и несколько других, значимых для выставки портретов, Увы и ах, поэтому ни один виртуальный обзор не заменит живого присутствия. Спешите увидеть, пока есть такая возможность!
Портрет Анатолия Васильевича Луначарского. 1920. Известный всем - нарком просвещения. Надо отдать должное автору портрета - умел схватить суть образа
Портрет Анатолия Васильевича Луначарского. 1920. Известный всем - нарком просвещения. Надо отдать должное автору портрета - умел схватить суть образа

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому