Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была вчера 15:29
Фотоальбом

Меншиковский дворец

Санкт-Петербург: полезная информация

Дворец петербургского губернатора Александра Даниловича Меншикова — ближайшего друга и соратника Петра Первого — одно из первых каменных зданий Санкт-Петербурга. Его строительство началось в 1710 г., и новоселье светлейший князь отпразднивал уже в 1711 г. после завершения первой очереди строительства.

Дворец Меншикова поражал современников роскошью парадных помещений, отделанных расписными голландскими плитками и наборными панелями орехового дерева, снискавшего славу самого богатого и роскошного жилого дома в молодой северной столице.

Надо отдать должное князю — он имел великолепный вкус, да и его финансовые возможности практически были безграничны. После смерти Петра Первого резиденция на Васильевском острове становится политическим центром страны. Здесь собирались влиятельные государственные мужи и члены императорской семьи. В сентябре 1727 года блистательная карьера Меншикова оборвалась, именно отсюда по приказу императора Петра II его с семьей сослали в Тобольскую губернию, в Березов, обвинив в казнокрадстве и измене. Всё его имущество поступило в ведение Канцелярии, в том числе и этот дворец.

В 1731 году по указу императрицы Анны Иоанновны это великолепное здание передают Сухопутному шляхетскому корпусу (Кадетскому корпусу). После революции здесь находилось Ленинградское Военно-политическое училище им. Энгельса. А перед Великой Отечественной войной — Военно-транспортная академия РККА и 1-й Юридический институт. В 1981 году дворец передали в ведение Эрмитажу, с 2018 года в здании ведутся активные восстановительные работы.

К сожалению, во время моего визита дворец был опутан строительными лесами, поэтому я не стала фотографировать величественное здание, имеющее в тот момент непрезентабельный вид. Дождемся окончания реставрации, и тогда можно будет показать его во всей красе.

Во дворец можно попасть в составе экскурсии в сопровождении экскурсовода. Я покупала билет на официальном сайте с указанием конкретного времени посещения. Заявляю, экскурсия в дворец-музей Петровской эпохи произвела на меня довольно сильное впечатление, так как дыхание того времени блестяще отражено в безупречных интерьерах, а экспонаты, принадлежащие Меншиковым и Петру I, находятся в прекрасном состоянии! Поэтому — советую!!! К сожалению, у организованных подобным образом экскурсий есть один недостаток — не получается более пристально рассмотреть детали, так как от группы отставать нельзя. Поэтому снимки, сделанные на ходу, получаются так себе.

Образец петровского барокко. Нашла-таки  "крылышко" дворца, не затянутое реставрационной сеткой.
Образец петровского барокко. Нашла-таки "крылышко" дворца, не затянутое реставрационной сеткой.
Перед экскурсией можно посмотреть, как выглядел  дворец  во время постройки в 1714 году. Садовые флигели с колоннадами окружали внутренний двор, что придавало зданию итальянские черты. Усадьба с цветником и садом тянулась через весь Васильевский остров до Малой Невы.
Перед экскурсией можно посмотреть, как выглядел дворец во время постройки в 1714 году. Садовые флигели с колоннадами окружали внутренний двор, что придавало зданию итальянские черты. Усадьба с цветником и садом тянулась через весь Васильевский остров до Малой Невы.
Главный фасад завершался аттиком с шестью скульптурами, изображающими римских богов - уменьшенные копии несохранившихся скульптур с аттика.
Главный фасад завершался аттиком с шестью скульптурами, изображающими римских богов - уменьшенные копии несохранившихся скульптур с аттика.
 Образцы голландской керамической плитки, использовавшейся в отделке дворца при Александре Даниловиче.
Образцы голландской керамической плитки, использовавшейся в отделке дворца при Александре Даниловиче.
Первый этаж дворца представляет ряд помещений, использовавшихся при Меншикове как служебные, в том числе: для приема гостей - Большая палата; для охраны дворца - так называемая Когдегардия;  Поварня - для приготовления еды; Токарня (была и такая);  покой для дежурных матросов и гребцов. На втором этаже находились жилые комнаты, кабинет Меншикова, а также Двусветный (Ассамблейный) зал для приема высоких гостей. На фотографии - Поварня, где готовились блюда для званых обедов. В зале собрана медная и оловянная посуда. Медь не боится открытого огня, ее  изнутри лудили, чтобы не окислялась. Изделия из олова ценились значительно выше, чем медные. Оловянную посуду не подвергали нагреву, использовали только при сервировке стола.
Первый этаж дворца представляет ряд помещений, использовавшихся при Меншикове как служебные, в том числе: для приема гостей - Большая палата; для охраны дворца - так называемая Когдегардия; Поварня - для приготовления еды; Токарня (была и такая); покой для дежурных матросов и гребцов. На втором этаже находились жилые комнаты, кабинет Меншикова, а также Двусветный (Ассамблейный) зал для приема высоких гостей. На фотографии - Поварня, где готовились блюда для званых обедов. В зале собрана медная и оловянная посуда. Медь не боится открытого огня, ее изнутри лудили, чтобы не окислялась. Изделия из олова ценились значительно выше, чем медные. Оловянную посуду не подвергали нагреву, использовали только при сервировке стола.
Поварня с мраморным полом в черно-белую клетку, где при Меншикове готовили парадные обеды, иногда состоявшие из двухсот перемен блюд. Поварня служила для разогрева и оформления готовой еды перед подачей на парадный второй этаж. Поварня была расположена рядом с главной лестницей и считалась парадной кухней, не предназначенной для полноценной готовки, потому что  запахи съестного легко могли проникнуть в парадные комнаты. Огромный деревянный ковш - скобкарь, выдолбленный из цельного ствола липы. В нем готовилась складчина – мирское пиво, брага или квас.  Процесс брожения и приготовления происходил прямо в ковше. Он удобен для выноса к многочисленным гостям, где каждый мог налить из него напиток.
Поварня с мраморным полом в черно-белую клетку, где при Меншикове готовили парадные обеды, иногда состоявшие из двухсот перемен блюд. Поварня служила для разогрева и оформления готовой еды перед подачей на парадный второй этаж. Поварня была расположена рядом с главной лестницей и считалась парадной кухней, не предназначенной для полноценной готовки, потому что запахи съестного легко могли проникнуть в парадные комнаты. Огромный деревянный ковш - скобкарь, выдолбленный из цельного ствола липы. В нем готовилась складчина – мирское пиво, брага или квас. Процесс брожения и приготовления происходил прямо в ковше. Он удобен для выноса к многочисленным гостям, где каждый мог налить из него напиток.
Кухня у Меншикова считалась одной из лучших в Петербурге. Колпак над плитой - подлинная работающая вытяжка. 9-метровая плита – технологическая новинка петровского времени, которая пришла в дома знати на смену русской печи. У плиты была не только  зона с сильным огнем для разогрева, но и  умерено горячая - для того, чтобы разогретая еда не остывала.
Кухня у Меншикова считалась одной из лучших в Петербурге. Колпак над плитой - подлинная работающая вытяжка. 9-метровая плита – технологическая новинка петровского времени, которая пришла в дома знати на смену русской печи. У плиты была не только зона с сильным огнем для разогрева, но и умерено горячая - для того, чтобы разогретая еда не остывала.
Зная пристрастие императора к работе на токарных станках, Меншиков оборудовал одну из комнат под мастерскую. Этот исторический станок является личным подарком Петра I Александру Даниловичу.  Станок, представленный в Меншиковском дворце - плод труда выдающегося механика  Андрея Нартова. Посещая дворец своего сподвижника и друга, Петр I с удовольствием проводил время за работой на станке, здесь же, в Токарне, в шкафу находятся предметы и изделия, изготовленные на таком станке,  а также инструменты и резцы для него
Зная пристрастие императора к работе на токарных станках, Меншиков оборудовал одну из комнат под мастерскую. Этот исторический станок является личным подарком Петра I Александру Даниловичу. Станок, представленный в Меншиковском дворце - плод труда выдающегося механика Андрея Нартова. Посещая дворец своего сподвижника и друга, Петр I с удовольствием проводил время за работой на станке, здесь же, в Токарне, в шкафу находятся предметы и изделия, изготовленные на таком станке, а также инструменты и резцы для него
Это барочное кресло с фигурной резьбой и крупными декоративными гвоздями - его ножки изготовлены на токарном  станке.
Это барочное кресло с фигурной резьбой и крупными декоративными гвоздями - его ножки изготовлены на токарном станке.
Модель 28-пушечного фрегата "Штандарт", построенного на Олонецкой верфи по проекту Петра Первого в 1703г. в знак выхода России на Балтику. Именно по этой модели был выполнен парусник "Штандарт", который принял участие в водной феерии на Неве в честь 300-летия Петербурга в мае 2003 г.
Модель 28-пушечного фрегата "Штандарт", построенного на Олонецкой верфи по проекту Петра Первого в 1703г. в знак выхода России на Балтику. Именно по этой модели был выполнен парусник "Штандарт", который принял участие в водной феерии на Неве в честь 300-летия Петербурга в мае 2003 г.
Зал для приема гостей (Большая палата). Стены зала покрыты шпалерами XVII века с сюжетами из жизни македонского царя Персея.  Огромный стол накрыт тонким 400 - летним персидским ковром. Стол стоит  под голландским  16-ти рожковым паникадилом, выполненном  из латуни и золоченной бронзы методом чеканки и литья. В доме были и серебряные люстры, но ни одна не дожила до наших времен. На столе - серебряная 14 килограммовая лохань-холодильник, в нее засыпался лед для охлаждения бутылок. Во главе стола два кресла (конец XVII — начало XVIII века), выполненные в Северной Италии из тополя
Зал для приема гостей (Большая палата). Стены зала покрыты шпалерами XVII века с сюжетами из жизни македонского царя Персея. Огромный стол накрыт тонким 400 - летним персидским ковром. Стол стоит под голландским 16-ти рожковым паникадилом, выполненном из латуни и золоченной бронзы методом чеканки и литья. В доме были и серебряные люстры, но ни одна не дожила до наших времен. На столе - серебряная 14 килограммовая лохань-холодильник, в нее засыпался лед для охлаждения бутылок. Во главе стола два кресла (конец XVII — начало XVIII века), выполненные в Северной Италии из тополя
Итальянская копия древнегреческой статуи «Нога колосса» из брекчии с пальцами из оникса - декоративная скульптура XVII века воспринималась скорее, как шутка, курьезная, забавная безделица (курьез, раритет).  Такая обувь на ноге скульптуры в античности называлась "крепиды".
Итальянская копия древнегреческой статуи «Нога колосса» из брекчии с пальцами из оникса - декоративная скульптура XVII века воспринималась скорее, как шутка, курьезная, забавная безделица (курьез, раритет). Такая обувь на ноге скульптуры в античности называлась "крепиды".
У дальней стены стоит древнеримская скульптура Аполлона - II век н.э
У дальней стены стоит древнеримская скульптура Аполлона - II век н.э
 В эпоху барокко скульптура используется  как украшение фасадов дворцов, так и их интерьеров. Не остался в стороне от моды и Александр Данилович, украшая свой дворец. На высокой мраморной поставке  бюст сатира из цветного мрамора и кварца.
В эпоху барокко скульптура используется как украшение фасадов дворцов, так и их интерьеров. Не остался в стороне от моды и Александр Данилович, украшая свой дворец. На высокой мраморной поставке бюст сатира из цветного мрамора и кварца.
На стенах висят 5 западноевропейских 5 шпалер 17 века- три огромных и две узких, межоконных. Подобные шпалеры очень  трудоемкие и невероятно дорогие. В год ткач мог выткать не более 1 кв. метра художественного полотна
На стенах висят 5 западноевропейских 5 шпалер 17 века- три огромных и две узких, межоконных. Подобные шпалеры очень трудоемкие и невероятно дорогие. В год ткач мог выткать не более 1 кв. метра художественного полотна
Зал для парадного приема гостей обставлен  немецкими шкафами с богатой резьбой. Их можно было собрать и разобрать. Такие шкафы оказались удобными при длительной  транспортировке. Считается, что это первая в Европе сборная мебель.
Зал для парадного приема гостей обставлен немецкими шкафами с богатой резьбой. Их можно было собрать и разобрать. Такие шкафы оказались удобными при длительной транспортировке. Считается, что это первая в Европе сборная мебель.
Гости во дворец заходили через центральный вход и оказывались в Больших сенях с массивными колоннами
Гости во дворец заходили через центральный вход и оказывались в Больших сенях с массивными колоннами
Стены Сеней расписаны под мрамор, пространство заполняют скульптуры. Бюст хозяина дворца,  архитектора и скульптора Б.К. Растрелли.  Это не только замечательное произведение искусства итальянского мастера, но и первая скульптурная работа Растрелли в России. Скульптурный портрет демонстрировал социальное положение хозяина: Меншиков изображен в доспехах и мантии с Орденом Святого Андрея Первозванного, с регалиями польского Ордена Белого орла и прусского ордена Черного Орла
Стены Сеней расписаны под мрамор, пространство заполняют скульптуры. Бюст хозяина дворца, архитектора и скульптора Б.К. Растрелли. Это не только замечательное произведение искусства итальянского мастера, но и первая скульптурная работа Растрелли в России. Скульптурный портрет демонстрировал социальное положение хозяина: Меншиков изображен в доспехах и мантии с Орденом Святого Андрея Первозванного, с регалиями польского Ордена Белого орла и прусского ордена Черного Орла
Большие сени - свечи на стенах
Большие сени - свечи на стенах
Для скульптуры в Больших сенях предусмотрены специальные ниши. В них установлены римские статуи работы 1 - 2 вв. н.э. Это скульптура 18 в. из коллекции Петра 1 -  "Диана с Амуром и собакой".
Для скульптуры в Больших сенях предусмотрены специальные ниши. В них установлены римские статуи работы 1 - 2 вв. н.э. Это скульптура 18 в. из коллекции Петра 1 - "Диана с Амуром и собакой".
"Венера в раковине",1712 год. Работа французского скульптора Гийома Кусту
"Венера в раковине",1712 год. Работа французского скульптора Гийома Кусту
Кордегардия. Рядом с парадным входом находилось помещение охраны. Здесь встречали курьеров, военных гостей. В центре стоит воссозданная печь-голландка для обогрева помещения
Кордегардия. Рядом с парадным входом находилось помещение охраны. Здесь встречали курьеров, военных гостей. В центре стоит воссозданная печь-голландка для обогрева помещения
Кордегардия для почётной губернаторской охраны. На стенах  висит боевое трофейное оружие - польское, немецкое, шведское. Недалеко от стола стоят  рундуки,  используемые в качестве скамей. Это  большие лари с поднимающимися крышками (выражение «отложить в долгий ящик» как раз и означало, что какое-нибудь прошение положат в такого рода длинный рундук).
Кордегардия для почётной губернаторской охраны. На стенах висит боевое трофейное оружие - польское, немецкое, шведское. Недалеко от стола стоят рундуки, используемые в качестве скамей. Это большие лари с поднимающимися крышками (выражение «отложить в долгий ящик» как раз и означало, что какое-нибудь прошение положат в такого рода длинный рундук).
Большой стол в стиле петровского барокко для дежурных солдат и стулья голландского типа, но русской работы (начало XVIII века),  обитые кожей.  На стене - фрисландские  часы с боем 17 века.
Большой стол в стиле петровского барокко для дежурных солдат и стулья голландского типа, но русской работы (начало XVIII века), обитые кожей. На стене - фрисландские часы с боем 17 века.
Прежде, чем подняться на 2 этаж, осматриваем временную выставку печек красоты неописуемой. Печек оказалось много и все они хороши, но существующие ограничения по количеству фото отправили снятые мною экземпляры в архив. Этот образец - печь из Западной Европы к. 19 века - чугун, эмаль, металл, слюда, литье
Прежде, чем подняться на 2 этаж, осматриваем временную выставку печек красоты неописуемой. Печек оказалось много и все они хороши, но существующие ограничения по количеству фото отправили снятые мною экземпляры в архив. Этот образец - печь из Западной Европы к. 19 века - чугун, эмаль, металл, слюда, литье
Парадная лестница из ступеней мореного дуба, ведущая на второй этаж, в верхние Сени. Лестница сохранила архитектурное решение с 1716-1720гг. В петровское время по этой лестнице поднимались  сам Петр Первый, его супруга и другие выдающиеся люди той эпохи
Парадная лестница из ступеней мореного дуба, ведущая на второй этаж, в верхние Сени. Лестница сохранила архитектурное решение с 1716-1720гг. В петровское время по этой лестнице поднимались сам Петр Первый, его супруга и другие выдающиеся люди той эпохи
Оригинальная дубовая лестница, ее очень  берегут, не позволяя ступать на  старинные ступени кому ни попадя, поэтому мы поднимались по служебной, по которой ходила только прислуга
Оригинальная дубовая лестница, ее очень берегут, не позволяя ступать на старинные ступени кому ни попадя, поэтому мы поднимались по служебной, по которой ходила только прислуга
Чугунные кованые решетки на верхней площадке лестницы с  двойной монограммой  Петра I и Меншикова ("АМ" - в центре и "РР" - Petrus Primus), свидетельство об их большой дружбе
Чугунные кованые решетки на верхней площадке лестницы с двойной монограммой Петра I и Меншикова ("АМ" - в центре и "РР" - Petrus Primus), свидетельство об их большой дружбе
Прихожая, или Конторка - первая комната второго этажа (покои великого князя). Её обстановка воссоздана такой, какой могла быть в рабочем помещении для дежурных писарей и денщиков. Фактически это канцелярия князя. В центре стол для деловых бумаг с предметами того времени - чернильница, песочница, счеты - то, что было нужно для работы. Дубовые стулья сделаны по английским образцам русскими мастерами. Сундук, обитый кожей, изготовлен в Нидерландах в середине XVII века. На столе документ, сохранивший  почерк А.Д. Меншикова - единственный  уцелевший. Не помню  подробности, рассказанные экскурсоводом, о чем сожалею
Прихожая, или Конторка - первая комната второго этажа (покои великого князя). Её обстановка воссоздана такой, какой могла быть в рабочем помещении для дежурных писарей и денщиков. Фактически это канцелярия князя. В центре стол для деловых бумаг с предметами того времени - чернильница, песочница, счеты - то, что было нужно для работы. Дубовые стулья сделаны по английским образцам русскими мастерами. Сундук, обитый кожей, изготовлен в Нидерландах в середине XVII века. На столе документ, сохранивший почерк А.Д. Меншикова - единственный уцелевший. Не помню подробности, рассказанные экскурсоводом, о чем сожалею
Ореховый резной шкаф-бюро итальянской работы. Чернильница на откидной доске - одна из немногих во дворце вещиц отечественного производства.
Ореховый резной шкаф-бюро итальянской работы. Чернильница на откидной доске - одна из немногих во дворце вещиц отечественного производства.
Ренессансный стул с резной спинкой, ножками и вставками из соломки
Ренессансный стул с резной спинкой, ножками и вставками из соломки
Предспальня, служившая приёмной генерал-губернатора. Здесь Меншиков слушал доклады своих секретарей и помощников, принимал архитекторов, художников, граверов.  До наших дней дошла отделка 1720-х годов: и потолок, и стены декорированы голландскими плитками. Всего во дворце было 13 изразцовых комнат — четыре из них сохранились. Нигде в мире больше нет такого полного изразцового убранства, включающего потолки
Предспальня, служившая приёмной генерал-губернатора. Здесь Меншиков слушал доклады своих секретарей и помощников, принимал архитекторов, художников, граверов. До наших дней дошла отделка 1720-х годов: и потолок, и стены декорированы голландскими плитками. Всего во дворце было 13 изразцовых комнат — четыре из них сохранились. Нигде в мире больше нет такого полного изразцового убранства, включающего потолки
Стены и потолок зала покрыты керамической плиткой. Потолок.
Стены и потолок зала покрыты керамической плиткой. Потолок.
Мода на керамические плитки зародилась во Франции, хотя изготовляли их в основном в Голландии. Для украшения комнат из Голландии заказали 50 тысяч плиток, а остальные изготовили на местном заводе в Стрельне, где их выпускали русские мастера, прошедшие обучение в Голландии.
Мода на керамические плитки зародилась во Франции, хотя изготовляли их в основном в Голландии. Для украшения комнат из Голландии заказали 50 тысяч плиток, а остальные изготовили на местном заводе в Стрельне, где их выпускали русские мастера, прошедшие обучение в Голландии.
Плиточный интерьер  получался не только красивым и светлым, но и гигиеничным, так как кафель легко мылся и не давал прибежища насекомым. Под безворсовым ковром XVII - XVIII веков скрывается овальный стол. Стулья из Испании, обитые кожей с резным гравированным орнаментом. На стенах висят портреты Александра Даниловича и Дарьи Михайловны Меншиковых и его сестры Анны Даниловны.
Плиточный интерьер получался не только красивым и светлым, но и гигиеничным, так как кафель легко мылся и не давал прибежища насекомым. Под безворсовым ковром XVII - XVIII веков скрывается овальный стол. Стулья из Испании, обитые кожей с резным гравированным орнаментом. На стенах висят портреты Александра Даниловича и Дарьи Михайловны Меншиковых и его сестры Анны Даниловны.
Кабинет - один из четырех парадных интерьеров в дворце Меншикова в Санкт-Петербурге, сохранивших отделку голландской плиткой 1717 - 1720 годов. Его называют морским, так как  украшен голландскими картинами на морские сюжеты. Овальный стол начала XVIII века принадлежал Петру I. На столе стоит двойной глобус – земная и небесная сфера и астролябия
Кабинет - один из четырех парадных интерьеров в дворце Меншикова в Санкт-Петербурге, сохранивших отделку голландской плиткой 1717 - 1720 годов. Его называют морским, так как украшен голландскими картинами на морские сюжеты. Овальный стол начала XVIII века принадлежал Петру I. На столе стоит двойной глобус – земная и небесная сфера и астролябия
В центре стола - роскошный серебряный кубок-кораблик с фигурками моряков, сделанный в Германии, с гербом Меншикова. У стены стоит кабинет XVII века, выполненный в Испании из ореха, декорированный золоченой резьбой и пластинами слоновой кости. Роль украшений выполняют испанские большие керамические блюда и вазы
В центре стола - роскошный серебряный кубок-кораблик с фигурками моряков, сделанный в Германии, с гербом Меншикова. У стены стоит кабинет XVII века, выполненный в Испании из ореха, декорированный золоченой резьбой и пластинами слоновой кости. Роль украшений выполняют испанские большие керамические блюда и вазы
Часы, сделанные в Англии в начале XVIII века. В то время в России такие предметы называли «диковиной». В кабинете сохранилась  оригинальная печь
Часы, сделанные в Англии в начале XVIII века. В то время в России такие предметы называли «диковиной». В кабинете сохранилась оригинальная печь
«Варварин покой». Комната принадлежала Варваре Арсеньевой, сестре супруги губернатора. Варвара Михайловна была горбата, своей семьи не имела и занималась воспитанием детей Меншиковых. В Петербурге у нее был свой дом, но, когда Меншиковы были в отъезде - жила во дворце. Для нее была выделена спальня и кабинет. Спальня красивая - за кроватью роскошная фламандская шпалера "Лето" из серии "Времена года" второй половины 17 века. Обратите внимание - перед креслом стоит грелка для ног. Сундук, в правом углу, принадлежал Варваре Михайловне.
«Варварин покой». Комната принадлежала Варваре Арсеньевой, сестре супруги губернатора. Варвара Михайловна была горбата, своей семьи не имела и занималась воспитанием детей Меншиковых. В Петербурге у нее был свой дом, но, когда Меншиковы были в отъезде - жила во дворце. Для нее была выделена спальня и кабинет. Спальня красивая - за кроватью роскошная фламандская шпалера "Лето" из серии "Времена года" второй половины 17 века. Обратите внимание - перед креслом стоит грелка для ног. Сундук, в правом углу, принадлежал Варваре Михайловне.
Великолепная  кровать из орехового дерева с рельефной резьбой и каменным балдахином на четырех столбиках с деревянными элементами,  покрытая расшитым турецким покрывалом с шелковыми и золотыми нитями.  В те времена в кроватях спали полусидя, поэтому кровать выглядит детской - очень короткой.  У изножья кровати — детский стульчик с сиденьем и спинкой из тисненой кожи. Стоит обратить внимание на вазу  для тюльпанов - с отдельным отверстием для каждого цветка.
Великолепная кровать из орехового дерева с рельефной резьбой и каменным балдахином на четырех столбиках с деревянными элементами, покрытая расшитым турецким покрывалом с шелковыми и золотыми нитями. В те времена в кроватях спали полусидя, поэтому кровать выглядит детской - очень короткой. У изножья кровати — детский стульчик с сиденьем и спинкой из тисненой кожи. Стоит обратить внимание на вазу для тюльпанов - с отдельным отверстием для каждого цветка.
«Плитковые» интерьеры — одна из основных достопримечательностей Меншиковского дворца. В каждом помещении плитки различаются по сюжету и композиции. Лучшими считаются те, которыми отделан «Варварин покой». На них изображены голландские пейзажи и жанровые сценки, библейские мифологические сюжеты, мебель и посуда того времени. На столике - очень редкий туалетный прибор 17в., пр-во Германия, 32 предмета из серебра
«Плитковые» интерьеры — одна из основных достопримечательностей Меншиковского дворца. В каждом помещении плитки различаются по сюжету и композиции. Лучшими считаются те, которыми отделан «Варварин покой». На них изображены голландские пейзажи и жанровые сценки, библейские мифологические сюжеты, мебель и посуда того времени. На столике - очень редкий туалетный прибор 17в., пр-во Германия, 32 предмета из серебра
Основной мотив росписей на плитках - голландские пейзажи, растительные орнаменты, пасторальные зарисовки, архитектурные пейзажи и библейские сцены
Основной мотив росписей на плитках - голландские пейзажи, растительные орнаменты, пасторальные зарисовки, архитектурные пейзажи и библейские сцены
Спальня Александра Меншикова. Правда, кровать здесь искать бессмысленно, так как обстановка спальни Александра Меншикова не сохранилась. Интерьер комнаты обставлен итальянской мебелью; шпалеры - фламандские,  фаянсовые вазы - делфтские. Крашенный под черное дерево комод (Италия, конец XVII века) декорирован резьбой на сюжет библейского повествования об избиении младенцев. На комоде - французские консольные часы, декорированные позолоченной фигуркой Сатурна (символа времени, ненасытно пожирающего существа, идеи, чувства)
Спальня Александра Меншикова. Правда, кровать здесь искать бессмысленно, так как обстановка спальни Александра Меншикова не сохранилась. Интерьер комнаты обставлен итальянской мебелью; шпалеры - фламандские, фаянсовые вазы - делфтские. Крашенный под черное дерево комод (Италия, конец XVII века) декорирован резьбой на сюжет библейского повествования об избиении младенцев. На комоде - французские консольные часы, декорированные позолоченной фигуркой Сатурна (символа времени, ненасытно пожирающего существа, идеи, чувства)
Шкаф с секретом, сделанный, скорее всего, под заказ русскими мастерами - если потянуть за ножку, открывается потайной ящик.
Шкаф стоит на своем месте с петровских времен
Шкаф с секретом, сделанный, скорее всего, под заказ русскими мастерами - если потянуть за ножку, открывается потайной ящик. Шкаф стоит на своем месте с петровских времен
Швейцарский умывальный шкаф и китайский умывальный набор.  Искусство расписной эмали появилось в Китае как отклик на знаменитые лиможские эмали Франции.
Швейцарский умывальный шкаф и китайский умывальный набор. Искусство расписной эмали появилось в Китае как отклик на знаменитые лиможские эмали Франции.
Потолочный плафон из спальни А.Д. Меншикова, в лепном декоре которого помещено изображение косого креста Андрея Первозванного, полученного им одновременно с царем за победу в морском сражении 1703г.
Потолочный плафон из спальни А.Д. Меншикова, в лепном декоре которого помещено изображение косого креста Андрея Первозванного, полученного им одновременно с царем за победу в морском сражении 1703г.
Самый пышный зал дворца - Ореховая, выходящая окнами на  Неву. В кабинете сохранилась уникальная отделка панелями из орехового дерева, привезённого в начале XVIII века из Персии. Над комодом - прижизненный портрет молодого Петра I,  голландского мастера Яна Веникса, написанный  в 1697 году, во время первого заграничного путешествия, когда Петру I было 25 лет. Здесь князь отдыхал, играл в шахматы, принимал избранных для секретных переговоров
Самый пышный зал дворца - Ореховая, выходящая окнами на Неву. В кабинете сохранилась уникальная отделка панелями из орехового дерева, привезённого в начале XVIII века из Персии. Над комодом - прижизненный портрет молодого Петра I, голландского мастера Яна Веникса, написанный в 1697 году, во время первого заграничного путешествия, когда Петру I было 25 лет. Здесь князь отдыхал, играл в шахматы, принимал избранных для секретных переговоров
Между центральных окон стоит кабинет чёрного дерева, изготовленный во Фландрии в XVII веке и украшенный пластинами из специально обработанного черепахового панциря и золочеными бронзовыми накладками
Между центральных окон стоит кабинет чёрного дерева, изготовленный во Фландрии в XVII веке и украшенный пластинами из специально обработанного черепахового панциря и золочеными бронзовыми накладками

Итальянские золоченые резные стулья обиты бархатом. Красные шторы придают особую торжественность помещению, ведь в нем Меншиков как губернатор Санкт-Петербурга  часто принимал дипломатов. Некоторые переговоры носили секретный характер.
Итальянские золоченые резные стулья обиты бархатом. Красные шторы придают особую торжественность помещению, ведь в нем Меншиков как губернатор Санкт-Петербурга часто принимал дипломатов. Некоторые переговоры носили секретный характер.
Шахматы, изготовленные в Нюрнберге (серебро и золоченое серебро).  Серебряными с золочением шахматами  играли Светлейший князь Александр Меншиков и первый император России - Петр I.
Шахматы, изготовленные в Нюрнберге (серебро и золоченое серебро). Серебряными с золочением шахматами играли Светлейший князь Александр Меншиков и первый император России - Петр I.
Потолочный плафон зала расписан Филиппом Пильманом в 1717-1718 годах. . В Меншиковском дворце сохранился лишь фрагмент работы Пильмана, под которым  скрывается более ранняя роспись, обнаруженная при реставрации уже в 20 веке (чтобы показать  более ранние росписи посетителям, уголок потолка  специально демонтирован для того, чтобы была видна ранняя роспись)
Потолочный плафон зала расписан Филиппом Пильманом в 1717-1718 годах. . В Меншиковском дворце сохранился лишь фрагмент работы Пильмана, под которым скрывается более ранняя роспись, обнаруженная при реставрации уже в 20 веке (чтобы показать более ранние росписи посетителям, уголок потолка специально демонтирован для того, чтобы была видна ранняя роспись)
Подлинные дверные полотна из Ореховой начала 18в. с фрагментами трехслойной  живописи - открыты после реставрации. Считаются одним из наиболее ценных экспонатов дворца и относятся к редким памятникам раннего Санкт-Петербурга, датируясь первой четвертью 18 века.
Подлинные дверные полотна из Ореховой начала 18в. с фрагментами трехслойной живописи - открыты после реставрации. Считаются одним из наиболее ценных экспонатов дворца и относятся к редким памятникам раннего Санкт-Петербурга, датируясь первой четвертью 18 века.
Всю центральную часть дворца занимает Большой двусветный зал, где устраивались царские приёмы и ассамблеи. Петр I называл дворец Посольским домом и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды в честь побед русского оружия и славных годовщин
Всю центральную часть дворца занимает Большой двусветный зал, где устраивались царские приёмы и ассамблеи. Петр I называл дворец Посольским домом и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды в честь побед русского оружия и славных годовщин
Именно здесь придворные узнавали, что такое ассамблеи и европейские манеры. Современники описывали помещение как  «залу весьма красивой архитектуры, к тому же убранную большими и малыми зеркалами». В торце зала стоят уникальные часы-орган из красного дерева, созданные английским мастером Уильямом Уинроу в середине XVIII века.
Именно здесь придворные узнавали, что такое ассамблеи и европейские манеры. Современники описывали помещение как «залу весьма красивой архитектуры, к тому же убранную большими и малыми зеркалами». В торце зала стоят уникальные часы-орган из красного дерева, созданные английским мастером Уильямом Уинроу в середине XVIII века.
В торце зала - портик в виде триумфальных ворот с золочёными капителями
В торце зала - портик в виде триумфальных ворот с золочёными капителями
За портиком во всю стену раскинулась французская шпалера «Парнас», копирующая сюжет ватиканской фрески Рафаэля XV века.
Во дворце Меншикова в Санкт-Петербурге было 50 шпалер
За портиком во всю стену раскинулась французская шпалера «Парнас», копирующая сюжет ватиканской фрески Рафаэля XV века. Во дворце Меншикова в Санкт-Петербурге было 50 шпалер
В 1740г, когда здание дворца занял кадетский корпус, зал перестроили. В нем же разместили церковь Кадетского корпуса во имя Рождества Иоанна Предтечи. От ее архитектурного убранства сохранились деревянные подсвечники в виде ангелов.
В 1740г, когда здание дворца занял кадетский корпус, зал перестроили. В нем же разместили церковь Кадетского корпуса во имя Рождества Иоанна Предтечи. От ее архитектурного убранства сохранились деревянные подсвечники в виде ангелов.
Открывает анфиладу Западной половины Западная передняя, обитая тканью, выполненной современными мастерами по образцу и технологии 18 века в мастерской "Старинные ткани" (Москва). Западная половина принадлежала  супруге генерал-губернатора, Дарье Михайловне. В центральной части стены комнаты размещено зеркало в ореховой рамке,  по обе стороны которого висят портреты дочерей четы Меншиковых. Слева - Александры, фрейлины Анны Иоановны и жены Густава Бирона, младшего брата всесильного фаворита императрицы. Справа - Марии, невесты императора Петра II. Обе прожили недолго: Александра умерла при родах в возрасте 23 лет, Мария скончалась в Берёзове в день своего 18-летия.
Открывает анфиладу Западной половины Западная передняя, обитая тканью, выполненной современными мастерами по образцу и технологии 18 века в мастерской "Старинные ткани" (Москва). Западная половина принадлежала супруге генерал-губернатора, Дарье Михайловне. В центральной части стены комнаты размещено зеркало в ореховой рамке, по обе стороны которого висят портреты дочерей четы Меншиковых. Слева - Александры, фрейлины Анны Иоановны и жены Густава Бирона, младшего брата всесильного фаворита императрицы. Справа - Марии, невесты императора Петра II. Обе прожили недолго: Александра умерла при родах в возрасте 23 лет, Мария скончалась в Берёзове в день своего 18-летия.
Княжна Александра Александровна Меншикова (в замужестве Бирон), вторая дочь князя Меншикова
Княжна Александра Александровна Меншикова (в замужестве Бирон), вторая дочь князя Меншикова
В комнате обращают на себя  внимание изделия из массивного серебра
В комнате обращают на себя внимание изделия из массивного серебра
Комнату украшает китайский фарфор, относящийся ко времени правления китайской династии Цинь
Комнату украшает китайский фарфор, относящийся ко времени правления китайской династии Цинь
Западная приемная (столовая) женской половины. Верхняя часть стен  декорирована китайскими расписными  шелковыми обоями первой четверти 18 века в дубовых профилированных рамах. Обои - редчайшее произведение искусства, чудом сохранившиеся до нашего времени. Все китайские обои Меншиковского дворца первоначально украшали один из павильонов Летнего сада. По указу Елизаветы Петровны были перенесены в Екатерингофский дворец, позднее поступили в государственный Эрмитаж с последующей реставрацией.
Западная приемная (столовая) женской половины. Верхняя часть стен декорирована китайскими расписными шелковыми обоями первой четверти 18 века в дубовых профилированных рамах. Обои - редчайшее произведение искусства, чудом сохранившиеся до нашего времени. Все китайские обои Меншиковского дворца первоначально украшали один из павильонов Летнего сада. По указу Елизаветы Петровны были перенесены в Екатерингофский дворец, позднее поступили в государственный Эрмитаж с последующей реставрацией.
В шкафу-поставце красного лака с росписью в китайском стиле (Англия, начало 18 века) выставлены образцы китайского и японского фарфора - чайная посуда, чайницы.
В шкафу-поставце красного лака с росписью в китайском стиле (Англия, начало 18 века) выставлены образцы китайского и японского фарфора - чайная посуда, чайницы.
Примечательна небольшая скульптура негритянки, итальянской работы 17 века
Примечательна небольшая скульптура негритянки, итальянской работы 17 века
Спальня Дарьи Михайловны - это условное название, так как она расположена симметрично спальне А.Д. Меншикова в восточной части дворца. Стены, подобно Столовой, украшены китайскими шелковыми обоями с рисунками на темы классических произведений китайской литературы. Восточная тематика в оформлении интерьера представлена предметами декоративно-прикладного искусства - двумя китайскими лаковыми шкафчиками.
Спальня Дарьи Михайловны - это условное название, так как она расположена симметрично спальне А.Д. Меншикова в восточной части дворца. Стены, подобно Столовой, украшены китайскими шелковыми обоями с рисунками на темы классических произведений китайской литературы. Восточная тематика в оформлении интерьера представлена предметами декоративно-прикладного искусства - двумя китайскими лаковыми шкафчиками.
Угловые камины  воссозданы на месте существующих ранее. В камине установлена делфтская фаянсовая ваза, выполненная в восточном стиле с изображениями порхающих по саду птиц. Нижняя часть стен облицована панелями, состоящими из плиток с узором «Розы на стеблях»
Угловые камины воссозданы на месте существующих ранее. В камине установлена делфтская фаянсовая ваза, выполненная в восточном стиле с изображениями порхающих по саду птиц. Нижняя часть стен облицована панелями, состоящими из плиток с узором «Розы на стеблях»
Западная прихожая (передняя), то есть первая перед апартаментами хозяйки. Декорирована панно с росписью на китайском шелке (конец 12- начало 18вв) на сюжеты классической китайской литературы. Центральное место в интерьере занимает чернолаковый кабинет-бюро, выполненный в Китае в начале 18 века. В XVIII веке из этой комнаты можно было выйти на внешнюю галерею, окружавшую дворец со стороны внутреннего двора.
Западная прихожая (передняя), то есть первая перед апартаментами хозяйки. Декорирована панно с росписью на китайском шелке (конец 12- начало 18вв) на сюжеты классической китайской литературы. Центральное место в интерьере занимает чернолаковый кабинет-бюро, выполненный в Китае в начале 18 века. В XVIII веке из этой комнаты можно было выйти на внешнюю галерею, окружавшую дворец со стороны внутреннего двора.
На консолях выставлены образцы китайского фарфора.  Роспись по шелку  выполнена натуральными красителями. Шелк расписывался мастерами- ремесленниками высокого класса на сюжеты китайских классических произведений литературы.
На консолях выставлены образцы китайского фарфора. Роспись по шелку выполнена натуральными красителями. Шелк расписывался мастерами- ремесленниками высокого класса на сюжеты китайских классических произведений литературы.
Вид во двор из западной прихожей
Вид во двор из западной прихожей
Зал, который называется "кабинет живописи". Среди картин представлены работы нидерландских и фламандских художников, а также мастеров французской и итальянской школ.
Зал, который называется "кабинет живописи". Среди картин представлены работы нидерландских и фламандских художников, а также мастеров французской и итальянской школ.
В центре комнаты размещено редкое произведение мебельного искусства - кабинет с шестью живописными вставками
В центре комнаты размещено редкое произведение мебельного искусства - кабинет с шестью живописными вставками
Стены зала обтянуты синим сукном, а их нижняя часть обшита дубовыми панелями. Коллекция живописи А. Д. Меншикова к 1722 насчитывала более 140 полотен. После того как Александр Данилович был отправлен в ссылку, вся его коллекция была разбросана по дворянским домам Санкт-Петербурга. Сейчас на стенах кабинета картины из Эрмитажа
Стены зала обтянуты синим сукном, а их нижняя часть обшита дубовыми панелями. Коллекция живописи А. Д. Меншикова к 1722 насчитывала более 140 полотен. После того как Александр Данилович был отправлен в ссылку, вся его коллекция была разбросана по дворянским домам Санкт-Петербурга. Сейчас на стенах кабинета картины из Эрмитажа
Потолок зала занимает огромный плафон с изображением Марса с лицом Петра Великого. Это реконструкция первоначального плафона из Ореховой в этом же дворце
Потолок зала занимает огромный плафон с изображением Марса с лицом Петра Великого. Это реконструкция первоначального плафона из Ореховой в этом же дворце
Портретная, где можно увидеть  портреты Российских государей: Алексея Михайловича, Петра I, Екатерины Алексеевны (первой), Петра II, цесаревича Алексея и крон-принцессы Брауншвейг-Вольфенбюттельской. Здесь же с Российскими государями соседствуют портреты французского короля Людовика XIV и его сына великого дофина. Южная стена - портрет Фридриха 1 (король Швеции с 1720г)
Портретная, где можно увидеть портреты Российских государей: Алексея Михайловича, Петра I, Екатерины Алексеевны (первой), Петра II, цесаревича Алексея и крон-принцессы Брауншвейг-Вольфенбюттельской. Здесь же с Российскими государями соседствуют портреты французского короля Людовика XIV и его сына великого дофина. Южная стена - портрет Фридриха 1 (король Швеции с 1720г)
Портретная. Западная стена с Портретами Алексея Михайловича и Карла  6 (эрцгерцог Австрийской и император Священной Римской империи)
Портретная. Западная стена с Портретами Алексея Михайловича и Карла 6 (эрцгерцог Австрийской и император Священной Римской империи)

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому