Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была сегодня 15:28
Фотоальбом

Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский мужской монастырь – крупнейший действующий монастырь в Европе, который называют «Великой государевой крепостью». Находится он на берегу живописного Сиверского озера в небольшом городке Кириллове Вологодской области. Возникновение Белозёрского монастыря связано с именем монаха Кирилла. Весной 1397 года бывший настоятель Московской Симоновой обители, священник Кирилл, ученик Сергея Радонежского, выбрал себе добровольный приют – вырыл холодную пещеру на берегу Сиверского озера. 

При Кирилле Белозёрском, управляющим обителью 30 лет, монастырь играл важную роль в политической жизни Руси. Здесь пролегал торговый путь на север, к Белому морю и шла прибыльная торговля солью и рыбой. В 1528 году в монастырь прибыла великокняжеская чета: Василий III с супругой Еленой Глинской горячо молились преподобному Кириллу о даровании наследника. По молитвам у супругов родился сын, будущий царь Иоанн Грозный. Иван Васильевич, убеждённый в том, что своим рождением обязан этому монастырю, относился к нему по-особому и делал большие вклады в развитие обители. В 1722 году сюда приезжал Петр I с императрицей Екатериной I. В XVII веке монастырь стал крупнейшим книжным центром, в библиотеке которого находилось 2029 рукописей.

Кириллов монастырь оказался в центре монашеских обителей: Ферапонтов, Горицкий Воскресенский монастырь и Нило-Сорская пустынь. В Смутное время Кирилло-Белозёрский монастырь сопротивлялся польско-литовскому нашествию и выстоял. Кельи Кирилловой обители стали местом ссылки опальной знати, в том числе патриарха Никона. Затем были годы упадка и раззорения, а в 1998 году Кирилло-Белозерский мужской монастырь Вологодской области передали Русской Православной Церкви и включили в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации. В Кирилло-Белозерском монастыре хранится почти полторы тысячи икон. Кирилло-Белозёрский комплекс, сложившийся в XV-XVII веках, состоит из  Большого Успенского монастыря, Малого Ивановского и  Нового города. Малый Ивановский и Успенский монастыри – это Старый город. В Ивановском монастыре живут немногочисленные  монахи.

Если сравнивать свои впечатления от Ферапонтова и Кириллова, то, по моим ощущениям,  Ферапонтово – это что-то потрясающее, завораживающее, цепляющее сердце подлинностью и неиспорченностью современниками, а Кирилло-Белозерский  монастырь пронизан духом туристического ажиотажа. Я там не ощутила святости, скорее испытала  любопытство и восхищение мощью и грандиозностью сооружений. Организованная экскурсия лишила меня удовольствия побродить по берегу озера, и насладиться  торжественными видами. Придется съездить еще раз - самостоятельно, чтобы проникнуться энергетикой места и обязательно остаться в городке Кириллов на ночь, чтобы полюбоваться видами монастыря на закате солнца.

Наружная крепостная стена  опоясывает Новый город и соединяется с внутренней стеной, которая идет вокруг старых монастырей - Малого Ивановского и Большого Успенского. Справа - Московская башня.
Наружная крепостная стена опоясывает Новый город и соединяется с внутренней стеной, которая идет вокруг старых монастырей - Малого Ивановского и Большого Успенского. Справа - Московская башня.
Пройдя Казанскую башню, оказываемся на территории Нового города.  В арке главного входа есть касса, где нам выдали билеты на экскурсию  по монастырю в составе группы.
Пройдя Казанскую башню, оказываемся на территории Нового города. В арке главного входа есть касса, где нам выдали билеты на экскурсию по монастырю в составе группы.
Стены и башни Нового города.
Стены и башни Нового города.
Весной 1654 года началось строительство новых каменных крепостных стен в монастыре. Примерно за 30 лет был создан грандиозный и прекрасный ансамбль, который и ныне производит неизгладимое впечатление. Протяженность трехъярусных стен с арками и галереями составляет два километра триста метров, по их галереям можно было свободно проехать на четверке лошадей. Высота и толщина стен в разных местах от 7 до 10 метров. Мне не повезло: величественная красота была укрыта строительными лесами.
Весной 1654 года началось строительство новых каменных крепостных стен в монастыре. Примерно за 30 лет был создан грандиозный и прекрасный ансамбль, который и ныне производит неизгладимое впечатление. Протяженность трехъярусных стен с арками и галереями составляет два километра триста метров, по их галереям можно было свободно проехать на четверке лошадей. Высота и толщина стен в разных местах от 7 до 10 метров. Мне не повезло: величественная красота была укрыта строительными лесами.
Тюремный двор. с Троицкими воротами.
Кирилло-Белозерский монастырь с конца XV века стал местом ссылки. С тех пор обитель принимала ссыльных во все возрастающем количестве. Кирилловская политическая ссылка сохраняла привилегированный характер и в первой четверти XVII века.
Тюремный двор. с Троицкими воротами. Кирилло-Белозерский монастырь с конца XV века стал местом ссылки. С тех пор обитель принимала ссыльных во все возрастающем количестве. Кирилловская политическая ссылка сохраняла привилегированный характер и в первой четверти XVII века.
Под стать стенам и крепостные башни. По углам монастырской стены возвышаются мощные многогранные башни, а в самих стенах башни поменьше и четырехугольные. Все башни практически лишены украшений, но  красивы суровой воинской простотой - только узкие бойницы смотрят на окружающий мир.
Под стать стенам и крепостные башни. По углам монастырской стены возвышаются мощные многогранные башни, а в самих стенах башни поменьше и четырехугольные. Все башни практически лишены украшений, но красивы суровой воинской простотой - только узкие бойницы смотрят на окружающий мир.
Самой первой из башен Нового города за четыре месяца была построена Вологодская башня. Обилием декора она больше всех напоминает укрепления Троице-Сергиева монастыря. Это не случайно: мимо неё проходила дорога из Москвы. Остальные башни отличаются от неё суровой простотой и количеством граней.
Самой первой из башен Нового города за четыре месяца была построена Вологодская башня. Обилием декора она больше всех напоминает укрепления Троице-Сергиева монастыря. Это не случайно: мимо неё проходила дорога из Москвы. Остальные башни отличаются от неё суровой простотой и количеством граней.
Высокий купол церкви  Иоанна Лествичника, возведенной  над Святыми вратами в 1572 году на вклад сыновей Ивана Грозного – Ивана и Федора. Это важный архитектурно-живописный комплекс, с которого начинается знакомство с центральной частью монастырского комплекса
Высокий купол церкви Иоанна Лествичника, возведенной над Святыми вратами в 1572 году на вклад сыновей Ивана Грозного – Ивана и Федора. Это важный архитектурно-живописный комплекс, с которого начинается знакомство с центральной частью монастырского комплекса
Волнующая взор картина:  северное свинцовое небо, старинные купола и монастырские величественные стены. Даже, если не разбираться во всех названиях палат, башен и церквей, не погружаться в хронологию исторических событий, коих здесь было великое множество, монастырь всё равно производит сильнейшее впечатление
Волнующая взор картина: северное свинцовое небо, старинные купола и монастырские величественные стены. Даже, если не разбираться во всех названиях палат, башен и церквей, не погружаться в хронологию исторических событий, коих здесь было великое множество, монастырь всё равно производит сильнейшее впечатление
Новый город занимает половину площади всего монастыря, а на его территории ничего практически нет. Только речушка протекает, да сами крепостные стены с башнями впечатляют. Справа - церковь Иоанна Лествичника.
Новый город занимает половину площади всего монастыря, а на его территории ничего практически нет. Только речушка протекает, да сами крепостные стены с башнями впечатляют. Справа - церковь Иоанна Лествичника.
Рядом с крепостной стеной экскурсовод обратила внимание на выставку лодок-долбленок, выполненных без единого гвоздя. Совсем не страшный Змей Горыныч.
Рядом с крепостной стеной экскурсовод обратила внимание на выставку лодок-долбленок, выполненных без единого гвоздя. Совсем не страшный Змей Горыныч.

Широкое двухэтажное здание, пристроенного к южному углу священнического корпуса, носит название Монастырского архива, так как в XVIII веке в нем помещался архив Кирилло-Белозерского монастыря. В наши дни здесь живут немногочисленные монахи и трудники
Широкое двухэтажное здание, пристроенного к южному углу священнического корпуса, носит название Монастырского архива, так как в XVIII веке в нем помещался архив Кирилло-Белозерского монастыря. В наши дни здесь живут немногочисленные монахи и трудники
История и современность. Братский корпус, где находятся монашеские кельи,  производит впечатление неприступного исполина.
История и современность. Братский корпус, где находятся монашеские кельи, производит впечатление неприступного исполина.
Церковь Иоанна Лествичника над Святыми вратами. Церковь Иоанна Лествичника была возведена над Святыми вратами в 1572 году на вклад сыновей Ивана Грозного – Ивана и Федора. Это важный архитектурно-живописный комплекс, с которого начинается знакомство с центральной частью монастырского. Справа - Братский корпус
Церковь Иоанна Лествичника над Святыми вратами. Церковь Иоанна Лествичника была возведена над Святыми вратами в 1572 году на вклад сыновей Ивана Грозного – Ивана и Федора. Это важный архитектурно-живописный комплекс, с которого начинается знакомство с центральной частью монастырского. Справа - Братский корпус
Святые врата с надвратной церковью Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря. Стены и своды Святых врат украшены росписью (1585 г.). Через врата мы попадем в Старый город, в центральную часть монастырского ансамбля.
Святые врата с надвратной церковью Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря. Стены и своды Святых врат украшены росписью (1585 г.). Через врата мы попадем в Старый город, в центральную часть монастырского ансамбля.
Святые врата монастырей символизируют ворота в рай, за которыми начинается служение Богу, то есть путь в "Царствие небесное".
Святые врата монастырей символизируют ворота в рай, за которыми начинается служение Богу, то есть путь в "Царствие небесное".
Не все росписи можно разглядеть – только те, что в главном проходе ворот. Ну вот, например, "Союзом любви связуемы апостолы". .
Не все росписи можно разглядеть – только те, что в главном проходе ворот. Ну вот, например, "Союзом любви связуемы апостолы". .
Пройдя Святые ворота, оказываемся на Соборной площади Успенского монастыря.
Пройдя Святые ворота, оказываемся на Соборной площади Успенского монастыря.
Пройдя Святые ворота, оказываемся на Соборной площади Успенского монастыря. Плотно прижались друг к другу несколько храмов: зеленая барочная главка – это Успенский собор, придельный к нему - церковь Епифания Кипрского, рядом церковь св.Владимира. С южной стороны к Успенскому собору примыкает церковь преп.Кирилла Белозерского, где находится рака с мощами святого. Этот храм действующий. Усиливает силуэт храмовой композиции башня колокольни.
Пройдя Святые ворота, оказываемся на Соборной площади Успенского монастыря. Плотно прижались друг к другу несколько храмов: зеленая барочная главка – это Успенский собор, придельный к нему - церковь Епифания Кипрского, рядом церковь св.Владимира. С южной стороны к Успенскому собору примыкает церковь преп.Кирилла Белозерского, где находится рака с мощами святого. Этот храм действующий. Усиливает силуэт храмовой композиции башня колокольни.
Колокольня в Кирилло-Белозерском монастыря в стиле северного русского барокко построена вологодской артелью во главе с каменщиком Спасо-Прилуцкого монастыря - Фёдором Жуковым с 1757 по 1761 года на месте предшествующих её колоколен XVI и XVII веков. С юга к колокольне примыкает Церковь Архангела Гавриила, с севера - Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной палатой. Вход на смотровую площадку стоит 150 рублей. Подняться обязательно стоит!
Колокольня в Кирилло-Белозерском монастыря в стиле северного русского барокко построена вологодской артелью во главе с каменщиком Спасо-Прилуцкого монастыря - Фёдором Жуковым с 1757 по 1761 года на месте предшествующих её колоколен XVI и XVII веков. С юга к колокольне примыкает Церковь Архангела Гавриила, с севера - Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной палатой. Вход на смотровую площадку стоит 150 рублей. Подняться обязательно стоит!
Церковь Кирилла в Кирилло-Белозерском монастыре - это маленькая церковь-придел располагается неподалеку от Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Причиной появления церкви Кирилла в 1585, считают волю царя Ивана Грозного. В своем письме он выразил возмущение, что над могилой преподобного Кирилла нет храма, в то время как над местом, где покоится князь Воротынский - есть.
Церковь Кирилла в Кирилло-Белозерском монастыре - это маленькая церковь-придел располагается неподалеку от Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Причиной появления церкви Кирилла в 1585, считают волю царя Ивана Грозного. В своем письме он выразил возмущение, что над могилой преподобного Кирилла нет храма, в то время как над местом, где покоится князь Воротынский - есть.
Дорога, ведущая к храму Кирилла Белозерского,  вымощена надгробными плитами, снятыми с монашеских могил и мельничными жерновами. Многие камни до сих пор хранят имена монахов, которые жили в Кирилло-Белозерском монастыре в XVIII веке. Сделано это намеренно по приказу настоятеля монастыря  для того, чтобы в искупление греха гордыни "всякий идущий к храму попирал эти плиты ногами". По церковным канонам православному усопшему на могилу положено ставить только крест. Надгробие же есть роскошь и проявление гордыни (я старалась не ступать на плиты, предпочитая камушки). Всего в дороге около 150 валунов, примерно 10 фрагментов известковых плит и даже 4 мельничных жернова.
Дорога, ведущая к храму Кирилла Белозерского, вымощена надгробными плитами, снятыми с монашеских могил и мельничными жерновами. Многие камни до сих пор хранят имена монахов, которые жили в Кирилло-Белозерском монастыре в XVIII веке. Сделано это намеренно по приказу настоятеля монастыря для того, чтобы в искупление греха гордыни "всякий идущий к храму попирал эти плиты ногами". По церковным канонам православному усопшему на могилу положено ставить только крест. Надгробие же есть роскошь и проявление гордыни (я старалась не ступать на плиты, предпочитая камушки). Всего в дороге около 150 валунов, примерно 10 фрагментов известковых плит и даже 4 мельничных жернова.
Территория у церкви Св. Кирилла со старинными памятниками над захоронениями
Территория у церкви Св. Кирилла со старинными памятниками над захоронениями
Почти без изменений сохранилось небольшое двухэтажное здание между церквями Преображения и Введения, возведенное в последней четверти XVII века. Этот "пряничный" домик называют домиком келаря. Келарь - монах, который заведовал хозяйством монастыря, по сути был его управляющим. По обе стороны ворот, ведущих на хозяйственный двор, расположены кельи, а на втором этаже — шесть маленьких комнат кладовых. Вход на второй этаж устроен через деревянное крыльцо с лестницей со стороны хозяйственного двора. Главный фасад здания богато украшен, хорошо сохранились наличники окон.
Почти без изменений сохранилось небольшое двухэтажное здание между церквями Преображения и Введения, возведенное в последней четверти XVII века. Этот "пряничный" домик называют домиком келаря. Келарь - монах, который заведовал хозяйством монастыря, по сути был его управляющим. По обе стороны ворот, ведущих на хозяйственный двор, расположены кельи, а на втором этаже — шесть маленьких комнат кладовых. Вход на второй этаж устроен через деревянное крыльцо с лестницей со стороны хозяйственного двора. Главный фасад здания богато украшен, хорошо сохранились наличники окон.
Больничная шатровая церковь Евфимия Великого, соединенная с больничными палатами. Колокольня симпатичная и колокольчики в звоннице. Именно она служила домовым храмом Патриарху Никону, заточенному в Кирилловском монастыре с 1676-го по 1681 год. В Кирилло-Белозерской обители Патриарха содержали гораздо строже, чем в Ферапонтове. Из корпуса, где он содержался,  его выпускали только в близлежащую Евфимиевскую церковь
Больничная шатровая церковь Евфимия Великого, соединенная с больничными палатами. Колокольня симпатичная и колокольчики в звоннице. Именно она служила домовым храмом Патриарху Никону, заточенному в Кирилловском монастыре с 1676-го по 1681 год. В Кирилло-Белозерской обители Патриарха содержали гораздо строже, чем в Ферапонтове. Из корпуса, где он содержался, его выпускали только в близлежащую Евфимиевскую церковь

В Кельях, которые расположены между крепостной стеной и церковью Евфимия, помещалось Духовное училище.
В Кельях, которые расположены между крепостной стеной и церковью Евфимия, помещалось Духовное училище.
Внутренний двор монастыря и Священнические кельи, расположенные к востоку от Успенского собора.
Внутренний двор монастыря и Священнические кельи, расположенные к востоку от Успенского собора.
Осязаемый дух старины. Территория монастыря - около 12 гектар, поэтому он  считается  одним из самых крупных в Европе монастырских комплексов. Поварня, Белозерская башня.
Осязаемый дух старины. Территория монастыря - около 12 гектар, поэтому он считается одним из самых крупных в Европе монастырских комплексов. Поварня, Белозерская башня.
Поваренные (уксусные) кельи на территории Успенского монастыря (1680 г.).
Поваренные (уксусные) кельи на территории Успенского монастыря (1680 г.).
Памятник живой природы (дуб черешчатый)  - возраст 220 лет!
Памятник живой природы (дуб черешчатый) - возраст 220 лет!
На переднем плане - Косая башня.
На переднем плане - Косая башня.
Наша экскурсия включала в себя посещение выставки в церкви Введения с трапезной палатой 1519 года.  Здесь размещена  экспозиция "История Кирилло-Белозерского монастыря, окрестных и приписных обителей (Основание монастыря и преподобный Кирилл Белозерский)".  Это экспонат называется "шуба". Шуба преподобного изготовлена из трёх овчинных шкур хорошей выделки и сшита  мехом внутрь, без подкладки (в один ряд). Такую одежду называли нагольной шубой или однорядкой. Застегивается она на 12 узелковых пуговиц и навесных петель из кручёного кожаного шнура.
Наша экскурсия включала в себя посещение выставки в церкви Введения с трапезной палатой 1519 года. Здесь размещена экспозиция "История Кирилло-Белозерского монастыря, окрестных и приписных обителей (Основание монастыря и преподобный Кирилл Белозерский)". Это экспонат называется "шуба". Шуба преподобного изготовлена из трёх овчинных шкур хорошей выделки и сшита мехом внутрь, без подкладки (в один ряд). Такую одежду называли нагольной шубой или однорядкой. Застегивается она на 12 узелковых пуговиц и навесных петель из кручёного кожаного шнура.
Вериги, которые по преданию принадлежат Кириллу Белозерскому, и свидетельствуют об аскетичной жизни Святого. Вериги представляли собой комплект из тяжелых предметов. Это кресты, которые носили и на груди и на спине, опояска, сделанная из металлических пластин и шейное металлическое кольцо.
Вериги, которые по преданию принадлежат Кириллу Белозерскому, и свидетельствуют об аскетичной жизни Святого. Вериги представляли собой комплект из тяжелых предметов. Это кресты, которые носили и на груди и на спине, опояска, сделанная из металлических пластин и шейное металлическое кольцо.
Киот 1614 года - одна из реликвий монастыря. Предположительно, он был выполнен в мастерской  Кирилло-Белозерского монастыря и в 1614 году расписан приглашённым в обитель белозерским мастером Никитой Ермоловым. По описи 1601 года икона вместе с киотом находилась в Успенском соборе справа у иконостаса.
Киот 1614 года - одна из реликвий монастыря. Предположительно, он был выполнен в мастерской Кирилло-Белозерского монастыря и в 1614 году расписан приглашённым в обитель белозерским мастером Никитой Ермоловым. По описи 1601 года икона вместе с киотом находилась в Успенском соборе справа у иконостаса.
Кирилло-Белозерский монастырь  в средние века имел важное значение для развития необжитых районов Русского севера и для просвещения этого края. 
Монахи собирали и переписывали книги, работала книгописная мастерская, оставившая богатое наследство - это летописные своды и послания, полемические произведения и другие памятники древнерусской литературы. В музее хранятся две рукописные книги, созданные  при жизни преподобного Кирилла. Около 30 оставшихся книг разрознены и хранятся в различных российских музеях.
Кирилло-Белозерский монастырь в средние века имел важное значение для развития необжитых районов Русского севера и для просвещения этого края. Монахи собирали и переписывали книги, работала книгописная мастерская, оставившая богатое наследство - это летописные своды и послания, полемические произведения и другие памятники древнерусской литературы. В музее хранятся две рукописные книги, созданные при жизни преподобного Кирилла. Около 30 оставшихся книг разрознены и хранятся в различных российских музеях.
Монастырская утварь. В монастыре были установлены очень строгие аскетические порядки: у иноков не было ничего личного, в кельях были только рукомойник и книги. Послушники общались между собой только на темы Священного Писания, вино в обители не держалось, а уличенные в питии вина безжалостно изгонялись. Несмотря на строгий устав и необходимость постоянно преодолевать трудности, число монахов в обители постоянно увеличивалось.
Монастырская утварь. В монастыре были установлены очень строгие аскетические порядки: у иноков не было ничего личного, в кельях были только рукомойник и книги. Послушники общались между собой только на темы Священного Писания, вино в обители не держалось, а уличенные в питии вина безжалостно изгонялись. Несмотря на строгий устав и необходимость постоянно преодолевать трудности, число монахов в обители постоянно увеличивалось.
Монастырь был одним из самых богатых на Руси - члены княжеской фамилии и другие знатные особы часто делали богатые подарки и подношения, одаривали и деньгами, и вотчинами, и драгоценными изделиями.
Вот такие царские врата были подарены в середине 17 века царем Михаилом Федоровичем Романовым. Врата изготовлены из дерева и серебра с позолотой лучшими мастерами из Москвы. Украшены орнаментом с чеканкой.
Монастырь был одним из самых богатых на Руси - члены княжеской фамилии и другие знатные особы часто делали богатые подарки и подношения, одаривали и деньгами, и вотчинами, и драгоценными изделиями. Вот такие царские врата были подарены в середине 17 века царем Михаилом Федоровичем Романовым. Врата изготовлены из дерева и серебра с позолотой лучшими мастерами из Москвы. Украшены орнаментом с чеканкой.
В музее хранятся прекрасные образцы орнаментального шитья. Приезжавшие на Русь иностранцы отмечали: «Лучшее, что здесь умеют делать женщины – это хорошо вышивать шелком и золотом». Вышивальщицы были почти в каждом богатом доме или женском монастыре
В музее хранятся прекрасные образцы орнаментального шитья. Приезжавшие на Русь иностранцы отмечали: «Лучшее, что здесь умеют делать женщины – это хорошо вышивать шелком и золотом». Вышивальщицы были почти в каждом богатом доме или женском монастыре
Затем я купила билет на колокольню, чтобы обозреть виды. Ветер был сильнейший, погода неважная, но впечатления в виде фотографий остались. Преображенская церковь в строительных лесах , а за ней — водная гладь Сиверского озера
Затем я купила билет на колокольню, чтобы обозреть виды. Ветер был сильнейший, погода неважная, но впечатления в виде фотографий остались. Преображенская церковь в строительных лесах , а за ней — водная гладь Сиверского озера
Сиверское озеро упоминается еще  в письменных документах XV-XVII веков. В озере есть несколько островов, на одном, по преданию, стоит крест, который поставил святой Кирилл. Длина озера 6,6 километров, а ширина - 3 километра, наибольшая глубина достигает 26 метров. В него впадает река Свияга. Вода в Сиверском озере холодная, в июле температура составляет  около 17 градусов.  Просторы до горизонта!
Сиверское озеро упоминается еще в письменных документах XV-XVII веков. В озере есть несколько островов, на одном, по преданию, стоит крест, который поставил святой Кирилл. Длина озера 6,6 километров, а ширина - 3 километра, наибольшая глубина достигает 26 метров. В него впадает река Свияга. Вода в Сиверском озере холодная, в июле температура составляет около 17 градусов. Просторы до горизонта!
Надвратная церковь строилась на деньги двух сыновей Грозного – Иоанна и Фёдора, и поэтому посвящена их святым тёзкам Иоанну Лествичнику и Феодору Стратилату.
Надвратная церковь строилась на деньги двух сыновей Грозного – Иоанна и Фёдора, и поэтому посвящена их святым тёзкам Иоанну Лествичнику и Феодору Стратилату.
Высота башен составляет более 50 метров, то есть высокие, как восьмиэтажный дом.
Высота башен составляет более 50 метров, то есть высокие, как восьмиэтажный дом.
Купола, башни, озеро
Купола, башни, озеро
 То, что не сразу увидишь с земли, здесь открывается в полной мере. Вид купола  Успенского собора и церкви Кирилла Белозерского.
То, что не сразу увидишь с земли, здесь открывается в полной мере. Вид купола Успенского собора и церкви Кирилла Белозерского.
Купол церкви равноапостольного князя  Владимира Воротынского.  В 1554 году над могилой Владимира Ивановича на вклад его вдовы Марии Ивановны (из рода Оболенских) была сооружена церковь во имя равноапостольного князя Владимира, которая в дальнейшем стала усыпальницей князей Воротынских. Строительство этого храма вызвало гневные упреки Ивана Грозного в адрес игумена Козьмы с братией. Царя возмущал тот факт, что «над Воротынским  церковь, а над чудотворцем нет». Хотя сооружение храмов над могилами частных лиц тогда еще не стало обычаем, монастырские власти разрешили построить церковь над захоронением, поскольку князь и его жена делали крупные денежные и земельные вклады в Кирилло-Белозерский монастырь.
Купол церкви равноапостольного князя Владимира Воротынского. В 1554 году над могилой Владимира Ивановича на вклад его вдовы Марии Ивановны (из рода Оболенских) была сооружена церковь во имя равноапостольного князя Владимира, которая в дальнейшем стала усыпальницей князей Воротынских. Строительство этого храма вызвало гневные упреки Ивана Грозного в адрес игумена Козьмы с братией. Царя возмущал тот факт, что «над Воротынским церковь, а над чудотворцем нет». Хотя сооружение храмов над могилами частных лиц тогда еще не стало обычаем, монастырские власти разрешили построить церковь над захоронением, поскольку князь и его жена делали крупные денежные и земельные вклады в Кирилло-Белозерский монастырь.
Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря не  раз перестраивался, поэтому многое из первоначального облика утрачено. Таким он дошел до наших дней. Изящество высокому барабану придают, безусловно, сразу привлекающие внимание широкие пояса узорчатой кирпичной кладки, с орнаментом и «балясниками». Растительный орнамент керамических плит близок к белокаменной резьбе московских храмов, а кирпичное «узорочье» напоминает излюбленный мотив украшения стен памятников Пскова. В него стоит заглянуть, купив дополнительный билет, чтобы визуально оценить уникальный иконостас и фресковую живопись
Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря не раз перестраивался, поэтому многое из первоначального облика утрачено. Таким он дошел до наших дней. Изящество высокому барабану придают, безусловно, сразу привлекающие внимание широкие пояса узорчатой кирпичной кладки, с орнаментом и «балясниками». Растительный орнамент керамических плит близок к белокаменной резьбе московских храмов, а кирпичное «узорочье» напоминает излюбленный мотив украшения стен памятников Пскова. В него стоит заглянуть, купив дополнительный билет, чтобы визуально оценить уникальный иконостас и фресковую живопись
Естественно, я  купила билет на вход в Успенский собор, чтобы восхититься его убранством. В 1641 году Успенский собор был расписан костромским мастером Любимом Агеевым «с товарищи» на вклад царского дьяка Никифора Шипулина. Сейчас древние фрески расчищены почти в полном объеме.
Естественно, я купила билет на вход в Успенский собор, чтобы восхититься его убранством. В 1641 году Успенский собор был расписан костромским мастером Любимом Агеевым «с товарищи» на вклад царского дьяка Никифора Шипулина. Сейчас древние фрески расчищены почти в полном объеме.
"Отрыгну сердце мое слово благо».  В центре композиции, на фоне райского сада, изображен юноша на престоле в царских одеждах – аллегорический образ Иисуса Христа. Его окружают архангелы, Богородица–Царица Небесная и Иоанн Креститель–Ангел пустыни. Над престолом – округлая слава с образом Бога-Отца, из уст которого исходит направленный поток света – символическое изображение пророчества Давида о предвечном рождении Бога-Слова, которое содержится в первом стихе псалма. По сторонам, на фоне зданий представлены образы царей-пророков Давида и Соломона, предков Христа по плоти. Под ними, с одной стороны – праведные Иоаким и Анна со свечами, с другой – девы, укрытые синим платом. У подножия престола изображены павшие враги Сына Божия. (взято из путеводителя по монастырю).
"Отрыгну сердце мое слово благо». В центре композиции, на фоне райского сада, изображен юноша на престоле в царских одеждах – аллегорический образ Иисуса Христа. Его окружают архангелы, Богородица–Царица Небесная и Иоанн Креститель–Ангел пустыни. Над престолом – округлая слава с образом Бога-Отца, из уст которого исходит направленный поток света – символическое изображение пророчества Давида о предвечном рождении Бога-Слова, которое содержится в первом стихе псалма. По сторонам, на фоне зданий представлены образы царей-пророков Давида и Соломона, предков Христа по плоти. Под ними, с одной стороны – праведные Иоаким и Анна со свечами, с другой – девы, укрытые синим платом. У подножия престола изображены павшие враги Сына Божия. (взято из путеводителя по монастырю).
Акафист Пресвятой Богородице - хвалебный гимн в Ее честь.
Акафист Пресвятой Богородице - хвалебный гимн в Ее честь.
На фреске представлена композиция «Союзом любви связуемы апостолы» или «Собор двенадцати апостолов», в которой изображены поясные образы Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя, учеников и проповедников Христовых: Петра, Павла, Иоанна, Иакова и других, обрамленные виноградной лозой. Иконография получила распространение в искусстве Руси в XV–XVII вв
На фреске представлена композиция «Союзом любви связуемы апостолы» или «Собор двенадцати апостолов», в которой изображены поясные образы Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя, учеников и проповедников Христовых: Петра, Павла, Иоанна, Иакова и других, обрамленные виноградной лозой. Иконография получила распространение в искусстве Руси в XV–XVII вв
Большую ценность представляет иконостас Успенского собора. Он датируется 1497 годом. Уникальность его в том, что это самый обширный из дошедших до нас иконописных ансамблей (60 икон) и самый полный по количеству икон сохранившихся (утрачены лишь две). Классический русский иконостас, наиболее полно воплотивший в себе главную идею - связь земного и небесного мира через молитву святых.  В XVIII веке древний иконостас был разобран, иконы заменены более новыми. После революции часть икон вывезли в Москву и Петроград.
Большую ценность представляет иконостас Успенского собора. Он датируется 1497 годом. Уникальность его в том, что это самый обширный из дошедших до нас иконописных ансамблей (60 икон) и самый полный по количеству икон сохранившихся (утрачены лишь две). Классический русский иконостас, наиболее полно воплотивший в себе главную идею - связь земного и небесного мира через молитву святых. В XVIII веке древний иконостас был разобран, иконы заменены более новыми. После революции часть икон вывезли в Москву и Петроград.
Сейчас в самом храме сохранилась иконостасная рама середины XVIII. В неё вмонтированы фотокопии древних икон. Оригиналы хранятся в четырёх музейных собраниях — в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Но довольно многое (34 образа) экспонируются тут же в музее-заповеднике в Архимандричьем корпусе. Я не могла упустить эту возможность.
Сейчас в самом храме сохранилась иконостасная рама середины XVIII. В неё вмонтированы фотокопии древних икон. Оригиналы хранятся в четырёх музейных собраниях — в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Но довольно многое (34 образа) экспонируются тут же в музее-заповеднике в Архимандричьем корпусе. Я не могла упустить эту возможность.
Архимандричьи кельи были построены в 1647-1648 гг., в них жил настоятель и приезжающие знатные гости. Здание с четырёхколонным портиком несколько выбивается из общего ансамбля построек из-за своего стиля провинциального ампира. Изначально оно было одноэтажным, потом достраивалось и перестаивалось. Основные экспозиции Кирилло-Белозерского музея-заповедника располагаются здесь. Это настоящее богатство древнерусского искусства, включающие  обширные собрания книг, икон, масляной живописи, графики, нумизматики, народных тканей, изделий из дерева и драгоценного металла.
Архимандричьи кельи были построены в 1647-1648 гг., в них жил настоятель и приезжающие знатные гости. Здание с четырёхколонным портиком несколько выбивается из общего ансамбля построек из-за своего стиля провинциального ампира. Изначально оно было одноэтажным, потом достраивалось и перестаивалось. Основные экспозиции Кирилло-Белозерского музея-заповедника располагаются здесь. Это настоящее богатство древнерусского искусства, включающие обширные собрания книг, икон, масляной живописи, графики, нумизматики, народных тканей, изделий из дерева и драгоценного металла.
Кирилло-Белозерский музей-заповедник обладает уникальным собранием русской средневековой живописи и обширной коллекцией произведений церковного искусства
Кирилло-Белозерский музей-заповедник обладает уникальным собранием русской средневековой живописи и обширной коллекцией произведений церковного искусства
Икона из пророческого ряда иконостаса Успенского собор
Икона из пророческого ряда иконостаса Успенского собор
Иконы из иконостаса Успенского собора монастыря. В центре 
икона «Отечество»
Время создания: 1630 год
Материал: Дерево
Техника: Темпера
Иконы из иконостаса Успенского собора монастыря. В центре икона «Отечество» Время создания: 1630 год Материал: Дерево Техника: Темпера
Я была готова остаться там до закрытия музея, но свободного времени, выделенного организаторами экскурсии, было всего ничего. Его хватило лишь на беглый осмотр.
Я была готова остаться там до закрытия музея, но свободного времени, выделенного организаторами экскурсии, было всего ничего. Его хватило лишь на беглый осмотр.
Эта схема помогает разобраться в расположении икон иконостаса.
Эта схема помогает разобраться в расположении икон иконостаса.
Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря. Деисусный чин 1497 года (фрагмент)
Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря. Деисусный чин 1497 года (фрагмент)
Троица Ветхозаветная
Троица Ветхозаветная
Икона "Предста царица" из собора Успения Пресвятой Богородицы, середина 17 века
Икона "Предста царица" из собора Успения Пресвятой Богородицы, середина 17 века
Царские врата для иконостаса церкви прп. Кирилла Белозерского
Выполнены московскими иконописцами и серебряниками "повелением" царя Михаила Федоровича Романова (1645 год). Сейчас - в экспозиции в Архимандричьих кельях.
Царские врата для иконостаса церкви прп. Кирилла Белозерского Выполнены московскими иконописцами и серебряниками "повелением" царя Михаила Федоровича Романова (1645 год). Сейчас - в экспозиции в Архимандричьих кельях.
Выставка «Ремесло порождает шедевры».  Основу музейной коллекции  составляют памятники XV–XVII веков, поступившие в музей из Кирилло-Белозерского монастыря и его московского Афанасьевского подворья. Среди них драгоценные уборы икон, напрестольные Евангелия, наперсные и напрестольные кресты, потиры, чарки, лампады, подсвечники
Выставка «Ремесло порождает шедевры». Основу музейной коллекции составляют памятники XV–XVII веков, поступившие в музей из Кирилло-Белозерского монастыря и его московского Афанасьевского подворья. Среди них драгоценные уборы икон, напрестольные Евангелия, наперсные и напрестольные кресты, потиры, чарки, лампады, подсвечники
Произведения, выполненные выдающимися серебряниками, в том числе московской Оружейной палаты, изящны, отличаются тонкой резьбой, превосходными чеканными и сканными орнаментами, эмалевыми и черневыми композициями.
Произведения, выполненные выдающимися серебряниками, в том числе московской Оружейной палаты, изящны, отличаются тонкой резьбой, превосходными чеканными и сканными орнаментами, эмалевыми и черневыми композициями.
Второй музей, который хранит иконы монастыря, - это Казенная палата. Находится по правую руку от Святых ворот. Здание построили в 1523 году, для хранения монастырской казны. Во второй половине XVII века надстроили второй этаж - «сушило», для сушки облачений. Сюда я не успела заглянуть.
Второй музей, который хранит иконы монастыря, - это Казенная палата. Находится по правую руку от Святых ворот. Здание построили в 1523 году, для хранения монастырской казны. Во второй половине XVII века надстроили второй этаж - «сушило», для сушки облачений. Сюда я не успела заглянуть.
Территория  малого Иоанновского монастыря. Малый Ивановский Горний монастырь входит в состав Старого города и в настоящий момент возвращен православной церкви. Именно на территории Ивановского монастыря произошло зарождение Кирилло-Белозерского монастыря, где впервые поселились Кирилл и Ферапонт в выкопанной в холме келье.
Территория малого Иоанновского монастыря. Малый Ивановский Горний монастырь входит в состав Старого города и в настоящий момент возвращен православной церкви. Именно на территории Ивановского монастыря произошло зарождение Кирилло-Белозерского монастыря, где впервые поселились Кирилл и Ферапонт в выкопанной в холме келье.
Глухая башня Кирилло-Белозерского монастыря была возведена в XVI веке. Она относится к Ивановскому монастырю. Из четырех башен, находившихся по ограде Ивановского монастыря Глухая – единственная сохранившаяся башня. Ее еще называют Котельной или Воскобойной. Башня не была проездной, поэтому, видимо, отсюда появилось и название «глухая».
Глухая башня Кирилло-Белозерского монастыря была возведена в XVI веке. Она относится к Ивановскому монастырю. Из четырех башен, находившихся по ограде Ивановского монастыря Глухая – единственная сохранившаяся башня. Ее еще называют Котельной или Воскобойной. Башня не была проездной, поэтому, видимо, отсюда появилось и название «глухая».
Усыпальница купцов Симоновых построена в 19 веке. Захоронения производились до начала 20 века.
Усыпальница купцов Симоновых построена в 19 веке. Захоронения производились до начала 20 века.
А вот и тот холм, где жили Кирилл и Ферапонт Белозерские. Тут же обозначены места их поселения. Сень над крестом, стоящим над первоначальной кельей Кирилла, указывает место, где монахи  выкопали землянку и поселились в пустынном месте.
А вот и тот холм, где жили Кирилл и Ферапонт Белозерские. Тут же обозначены места их поселения. Сень над крестом, стоящим над первоначальной кельей Кирилла, указывает место, где монахи выкопали землянку и поселились в пустынном месте.
Храм  Иоанна Предтечи 16 века, построенный по указанию и на пожертвование отца Ивана Грозного, Василия Третьего  во имя ангела их новорождённого сына.
Храм Иоанна Предтечи 16 века, построенный по указанию и на пожертвование отца Ивана Грозного, Василия Третьего во имя ангела их новорождённого сына.
Красоты ради!
Красоты ради!

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому