Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была сегодня 16:34
Фотоальбом

По залам Павловского дворца

46 33
Россия: полезная информация

От меня уже был рассказ о посещении Павловска, а обещанные фотографии интерьеров ждали своего часа. Рукотворно-природные прелести Павловска По великолепным залам Павловского дворца я прошлась с экскурсией, хотя и не люблю этот формат знакомства с достопримечательностями, так как обычно группа закрывает собой то, что хочется сфотографировать, а на самостоятельный осмотр выделяется чуть-чуть времени. Поэтому фотографии получились неважные, но сама экскурсия, благодаря рассказу экскурсовода, очень понравилась. Большинство залов дворца не поражают масштабностью — они камерные и уютные, поэтому мое отношение к Павловскому дворцу особенное, наверное, подойдет слово «душевное». Он не так роскошен, как другие царские резиденции, ослепляющие позолотой, он совсем не пафосный, не подавляюще парадный, а теплый, уютный и жилой. Сюда хочется вернуться.

Павел со своей супругой, Марией Федоровной, еще будучи наследным принцем, посещал европейские страны под псевдонимом князя и княжны Северных, встречаясь с монархами, знакомясь с убранством и обстановкой дворцов августейших особ, выделяя для себя наиболее понравившиеся моменты. Впоследствии кое-что из увиденного они воплотили при оформлении своей резиденции. Во дворце представлено довольно много подлинных вещей, которые помнят императора Павла Первого и его супругу Марию Федоровну — большую мастерицу и рукодельницу.

Не удержусь от нескольких абзацев текста, посвященного императрице Марии Федоровне (по рождению — Софии Марии Доротее Августе Луизе Вюртембергской, родившейся в Штеттинском замке, там же, где и её будущая свекровь Екатерина Великая). С юных лет София-Доротея усвоила, что примерная женщина должна посвятить свою жизнь рождению и воспитанию детей, заботам о муже и умелому ведению хозяйства. Неудивительно, что императрица принимала самое активное участие в создании дворца, ставшего ее детищем. Монаршая особа, мать большого семейства. никогда не страдала от безделья: она пела, играла на клавикорде, вышивала гладью, занималась живописью, лепкой, вытачивала статуэтки из янтаря и слоновой кости, гравировала, резала камеи из камня и стекла. Уже в России она выучилась технике металлических отливок, работе с воском и вытачиванию на токарном станке камей с портретами Павла, Екатерины и других близких людей, сделанных, надо заметить, с большим художественным мастерством. Вытачивала она и детали мебели павловского дворца.

Во время войны дворец существенно пострадал, мебель частично была утрачена. А вот бОльшую часть экспонатов удалось сохранить благодаря эвакуации и в результате послевоенной реституции. Именно процессе восстановления разрушенных стен и интерьеров Павловского дворца после ВОВ стал своеобразной экспериментальной площадкой, на которой отрабатывались приемы реставрации и реконструкции других исторических объектов, пострадавших в ходе военных действий. Благодаря огромной работе, проделанной коллективами музейщиков и реставраторов во главе с директором легендарной А. И. Зеленовой и обычных жителей Павловска, дворец был возрожден. При наступлении немцев в 1941-м под бомбежками они смогли вывезти в эвакуацию 13 000 предметов! Руководила работами по сохранности экспонатов 28-летняя Анна Ивановна Зеленова, а помогали ей такие же музейщики, и было их меньше двух десятков. То, что нельзя было отправить за Урал, прятали в подвалах дворца, а тяжелые мраморные скульптуры хрупкие женщины каким-то невероятным способом смогли вынести из дворца и закопать в парке на глубине 3-х метров — вручную. Низкий поклон этим героическим людям, благодаря которым мы сейчас можем видеть подлинные сокровища Павловского дворца.

Египетский вестибюль. В XVIII веке его называли  Нижними сенями. По сути - это  парадный вход во дворец. В 1941 году в начале фашистской оккупации Египетский вестибюль служил местом регистрации жителей Павловска и окрестных мест перед отправкой их на работы в Германию. В пожаре 1944 года рухнул потолок и погибли две статуи на центральной стене. Роспись потолка воссоздана художником-реставратором А.В. Трескиным на основании старых фотографий
Египетский вестибюль. В XVIII веке его называли Нижними сенями. По сути - это парадный вход во дворец. В 1941 году в начале фашистской оккупации Египетский вестибюль служил местом регистрации жителей Павловска и окрестных мест перед отправкой их на работы в Германию. В пожаре 1944 года рухнул потолок и погибли две статуи на центральной стене. Роспись потолка воссоздана художником-реставратором А.В. Трескиным на основании старых фотографий
Парадная лестница, ведущая из нижнего вестибюля к  верхнему парадному вестибюлю. Сохранилась подлинная чугунная решетка лестницы, выполненная в конце  XVIII века на Сестрорецком оружейном  заводе. Над последним маршем лестницы с конца XVIII века висит люстра, состоящая из деревянного стержня и ветвей из золоченого железа с шестью стеклянными фонарями, а панно вдоль лестницы напоминают о победах русской армии в Русско-турецких войнах.
Парадная лестница, ведущая из нижнего вестибюля к верхнему парадному вестибюлю. Сохранилась подлинная чугунная решетка лестницы, выполненная в конце XVIII века на Сестрорецком оружейном заводе. Над последним маршем лестницы с конца XVIII века висит люстра, состоящая из деревянного стержня и ветвей из золоченого железа с шестью стеклянными фонарями, а панно вдоль лестницы напоминают о победах русской армии в Русско-турецких войнах.
Потолок Лестничного пространства, расписанный  декором
Потолок Лестничного пространства, расписанный декором
Итальянский зал. Моя фотография не передает великолепия этого помещения без окон, но с естественным освещением - светом, проникающим через фонарь в крыше. Зал служил парадной приемной для владельцев Павловска, а в торжественных случаях здесь устраивались обеды, во время которых с хоров (верхнего яруса), где размещались музыканты, звучала инструментальная и вокальная музыка. Мебель для обедов вносилась каждый раз специально. К сожалению, многоярусная люстра из золоченой бронзы с хрустальным убором и стержнем из красного (рубинового) стекла русской работы конца XVIII века в июне была на реставрации. В годы ВОВ люстра и бра находились в эвакуации, статуи были замурованы в подвале дворца.
Итальянский зал. Моя фотография не передает великолепия этого помещения без окон, но с естественным освещением - светом, проникающим через фонарь в крыше. Зал служил парадной приемной для владельцев Павловска, а в торжественных случаях здесь устраивались обеды, во время которых с хоров (верхнего яруса), где размещались музыканты, звучала инструментальная и вокальная музыка. Мебель для обедов вносилась каждый раз специально. К сожалению, многоярусная люстра из золоченой бронзы с хрустальным убором и стержнем из красного (рубинового) стекла русской работы конца XVIII века в июне была на реставрации. В годы ВОВ люстра и бра находились в эвакуации, статуи были замурованы в подвале дворца.
 Статуя «Эрот, натягивающий тетиву лука» установлен в круглой нише Итальянского зала. Сохранился из первоначального убранства зала на своем месте. Очень ценный экспонат, имеющий длинную жизнь - более 2000 лет
Статуя «Эрот, натягивающий тетиву лука» установлен в круглой нише Итальянского зала. Сохранился из первоначального убранства зала на своем месте. Очень ценный экспонат, имеющий длинную жизнь - более 2000 лет
Парадные покои дворца разделены на мужскую (для Павла Петровича) и женскую (для его супруги - Марии Федоровны) половины. Это Туалетная императора Павла I, вернее, ее сферический потолок, украшенный лепными розетками,  спроектированный Ч. Камероном в 1780-х годах. Изящная роспись гризайлью с живописными гирляндами завершена в 1790 г. по проекту В. Бренны. Павловский дворец славится своими потолками. Нет одинаковых, каждый - произведение искусства с потрясающим визуальнвм эффектом
Парадные покои дворца разделены на мужскую (для Павла Петровича) и женскую (для его супруги - Марии Федоровны) половины. Это Туалетная императора Павла I, вернее, ее сферический потолок, украшенный лепными розетками, спроектированный Ч. Камероном в 1780-х годах. Изящная роспись гризайлью с живописными гирляндами завершена в 1790 г. по проекту В. Бренны. Павловский дворец славится своими потолками. Нет одинаковых, каждый - произведение искусства с потрясающим визуальнвм эффектом
Парадная библиотека императора Павла I.Это главный интерьер в северной парадной анфиладе комнат хозяина дворца Павла Петровича, и в его декоре отражены идеи Века Просвещения. На центральной стене – парадный портрет хозяйки Павловска Марии Федоровны.  Художник подчеркивает не только семейные добродетели хозяйки Павловска, но и ее художественные таланты. Держа в руках карандаш, Мария Федоровна демонстрирует собственный рисунок с профильными изображениями своих детей.  У супружеской четы  было 10 детей, двое из которых - Александр и Николай - стали российскими императорами.
Парадная библиотека императора Павла I.Это главный интерьер в северной парадной анфиладе комнат хозяина дворца Павла Петровича, и в его декоре отражены идеи Века Просвещения. На центральной стене – парадный портрет хозяйки Павловска Марии Федоровны. Художник подчеркивает не только семейные добродетели хозяйки Павловска, но и ее художественные таланты. Держа в руках карандаш, Мария Федоровна демонстрирует собственный рисунок с профильными изображениями своих детей. У супружеской четы было 10 детей, двое из которых - Александр и Николай - стали российскими императорами.
Круглые  печи  по углам центральной стены с  бюстами античных богов. 
Стены библиотеки украшены гобеленами со сценами из басен Лафонтена.
Круглые печи по углам центральной стены с бюстами античных богов. Стены библиотеки украшены гобеленами со сценами из басен Лафонтена.
Невысокие книжные шкафчики с собранием книг императора Павла I по истории, философии и  военному делу. Начало книжному собранию было положено дорожной библиотекой Екатерины II, подаренной ею сыну. Оба супруга любили читать и были образованнейшими людьми своего времени:
Невысокие книжные шкафчики с собранием книг императора Павла I по истории, философии и военному делу. Начало книжному собранию было положено дорожной библиотекой Екатерины II, подаренной ею сыну. Оба супруга любили читать и были образованнейшими людьми своего времени:
В центре Библиотеки – большой письменный стол красного дерева на 12-ти ножках. Главным украшением стола является храм в античном стиле с колоннами из слоновой кости с разными деталями из золоченой бронзы и янтаря. По проекту Бренны это уникальное настольное украшение выполнялось   мастером токарных дел И .Фай совместно с Марией Федоровной, умевшей работать на токарном станке
В центре Библиотеки – большой письменный стол красного дерева на 12-ти ножках. Главным украшением стола является храм в античном стиле с колоннами из слоновой кости с разными деталями из золоченой бронзы и янтаря. По проекту Бренны это уникальное настольное украшение выполнялось мастером токарных дел И .Фай совместно с Марией Федоровной, умевшей работать на токарном станке
Под центральным гобеленом размещается большой письмен­ный стол из красного дерева с балюстрадой из точеной слоновой кости, созданный для Михайловского замка. После гибели императора Павла I перевезен в Павловск.
Под центральным гобеленом размещается большой письмен­ный стол из красного дерева с балюстрадой из точеной слоновой кости, созданный для Михайловского замка. После гибели императора Павла I перевезен в Павловск.
Для украшения кабинета были использованы французские гобелены, преподнесенные владельцам Павловска   во время их пребывания во Франции в 1782 году  королем Людовиком XVI. В 1930-х годах превосходные гобелены были изъяты из дворца для продажи заграницу, к сожалению, первоначальные  павловские гобелены сейчас  можно увидеть в Музее Поля Гетти в г. Малибу, штат Калифорния, США. В ходе работ по реставрации после Великой Отечественной войны на центральной стене  разместили  гобелен «Дамы служат Дон-Кихоту», также подаренный Павлу Петровичу французским королем Людовиком XVI из Гатчинского дворца. Малиновые «Дон-Кихоты» Павловского дворца – единственные в российских музейных собра­ниях.
Для украшения кабинета были использованы французские гобелены, преподнесенные владельцам Павловска во время их пребывания во Франции в 1782 году королем Людовиком XVI. В 1930-х годах превосходные гобелены были изъяты из дворца для продажи заграницу, к сожалению, первоначальные павловские гобелены сейчас можно увидеть в Музее Поля Гетти в г. Малибу, штат Калифорния, США. В ходе работ по реставрации после Великой Отечественной войны на центральной стене разместили гобелен «Дамы служат Дон-Кихоту», также подаренный Павлу Петровичу французским королем Людовиком XVI из Гатчинского дворца. Малиновые «Дон-Кихоты» Павловского дворца – единственные в российских музейных собра­ниях.
На стенах – брюссельские шпалеры на сюжеты из «Дон-Кихота» - «Посвящение Дон-Кихота в рыцари» (на левой стене)
На стенах – брюссельские шпалеры на сюжеты из «Дон-Кихота» - «Посвящение Дон-Кихота в рыцари» (на левой стене)
Потолок украшен овальной картиной Д. Скотти «Торжество истины, изгоняющей пороки».
Потолок украшен овальной картиной Д. Скотти «Торжество истины, изгоняющей пороки».
Зал войны. После вступления Павла I на престол это помещение служило малым Тронным залом (простите за помеху справа - с этим ничего не поделаешь - монументально восседают). Декоративная отделка зала насыщена  богатым лепным декором на темы военных атрибутов Римской империи. Белый и золотой - основные цвета, здесь примененные, отчего помещение смотрится одновременно строго и торжественно. Украшением зала являются и высокие, напольные светильники-подсвечники с  позолоченными рыцарскими атрибутами.
Зал войны. После вступления Павла I на престол это помещение служило малым Тронным залом (простите за помеху справа - с этим ничего не поделаешь - монументально восседают). Декоративная отделка зала насыщена богатым лепным декором на темы военных атрибутов Римской империи. Белый и золотой - основные цвета, здесь примененные, отчего помещение смотрится одновременно строго и торжественно. Украшением зала являются и высокие, напольные светильники-подсвечники с позолоченными рыцарскими атрибутами.
 В едином стиле с отделкой  выполнена  мебель, стилизованная под римские  кресла, окрашенные под античную зеленую бронзу с позолотой
В едином стиле с отделкой выполнена мебель, стилизованная под римские кресла, окрашенные под античную зеленую бронзу с позолотой
Сводчатый кессонированный плафон, украшенным лепкой. В Павловском дворце сохранились  четыре подлинные  плафона, поэтому стоит присмотреться повнимательней к одному из них -  большому  бронзовому  фонарю  с полусферическим поддоном
Сводчатый кессонированный плафон, украшенным лепкой. В Павловском дворце сохранились четыре подлинные плафона, поэтому стоит присмотреться повнимательней к одному из них - большому бронзовому фонарю с полусферическим поддоном
Греческий зал - самый торжественный в центральной части дворца - предназначался для балов и парадных приемов. Колонны коринфского ордера из зеленоватого искусственного мрамора  образуют нарядную декоративную колоннаду. Экскурсовод пояснила, что  оформление этого зала велось в режиме экономии, поэтому использовались  материалы, напоминающие структуру натурального камня. На стенах - имитация мрамора, а колонны лишь  напоминают малахитовые. Не знаю, как примириться с такой версией - я за натуральные материалы.
Греческий зал - самый торжественный в центральной части дворца - предназначался для балов и парадных приемов. Колонны коринфского ордера из зеленоватого искусственного мрамора образуют нарядную декоративную колоннаду. Экскурсовод пояснила, что оформление этого зала велось в режиме экономии, поэтому использовались материалы, напоминающие структуру натурального камня. На стенах - имитация мрамора, а колонны лишь напоминают малахитовые. Не знаю, как примириться с такой версией - я за натуральные материалы.
По рисункам А. Н. Воронихина была создана мебель в античном вкусе: подлокотники диванов и кресел украшены фигурами грифонов, а ножки завершаются звериными лапами
По рисункам А. Н. Воронихина была создана мебель в античном вкусе: подлокотники диванов и кресел украшены фигурами грифонов, а ножки завершаются звериными лапами
Стенные  ниши, в которых помещены гипсовые слепки с античных статуй. Здесь сохранилась подлинная мебель, выполненная по эскизам А.Воронихина, с золоченой деревянной резьбой и обивкой французскими тканями. Мебель была настолько изящна и дорога Марии Федоровне, что, дабы избежать повреждений, она приказала доставить ее в Павловск весьма необычным способом - всю дорогу диваны несли на руках.
Стенные ниши, в которых помещены гипсовые слепки с античных статуй. Здесь сохранилась подлинная мебель, выполненная по эскизам А.Воронихина, с золоченой деревянной резьбой и обивкой французскими тканями. Мебель была настолько изящна и дорога Марии Федоровне, что, дабы избежать повреждений, она приказала доставить ее в Павловск весьма необычным способом - всю дорогу диваны несли на руках.
На каминах – часы «Парис и Елена» (Париж, 1795-1799 гг.),  также вазы-курильницы и канделябры. Греческий зал завершает анфиладу залов Павла Петровича.
На каминах – часы «Парис и Елена» (Париж, 1795-1799 гг.), также вазы-курильницы и канделябры. Греческий зал завершает анфиладу залов Павла Петровича.
Зал Мира,  расположенный  симметрично Залу Войны, украшен символами мирной жизни. Он открывает анфиладу парадных покоев императрицы Марии Федоровны.
Зал Мира, расположенный симметрично Залу Войны, украшен символами мирной жизни. Он открывает анфиладу парадных покоев императрицы Марии Федоровны.
 Восьмигранный в плане, с четырьмя полукруглыми нишами, зал облицован белым искусственным мрамором и богато украшен пышной золоченой лепкой.
Восьмигранный в плане, с четырьмя полукруглыми нишами, зал облицован белым искусственным мрамором и богато украшен пышной золоченой лепкой.
Камин из зала Мира
Камин из зала Мира
Зал Мира
Зал Мира
Комнаты Южной анфилады украшают наборные паркеты из дорогих разноцветных пород дерева. До пожара 1803 года наборные паркеты были во всех парадных залах центрального корпуса, но погибли от огня. Не сохранилось ни их проектов, ни фиксационных чертежей. При восстановлении дворца Воронихин везде заменил их дубовыми щитовыми паркетами. Во время послевоенной реставрации в четырех залах парадной анфилады Марии Федоровны положен паркет, сделанный около 1780 года по проекту архитектора Ю. Фельтена для дома Ланского на Дворцовой площади и впоследствии перенесенный в фаворитские покои Большого Царскосельского дворца. Уцелевшие от пожара щиты с наборными паркетами из покоев Ланского в Царском Селе были взяты за основу, отреставрированы и дополнены реставраторами. В паркетах использовано 12 ценных пород дерева.
Комнаты Южной анфилады украшают наборные паркеты из дорогих разноцветных пород дерева. До пожара 1803 года наборные паркеты были во всех парадных залах центрального корпуса, но погибли от огня. Не сохранилось ни их проектов, ни фиксационных чертежей. При восстановлении дворца Воронихин везде заменил их дубовыми щитовыми паркетами. Во время послевоенной реставрации в четырех залах парадной анфилады Марии Федоровны положен паркет, сделанный около 1780 года по проекту архитектора Ю. Фельтена для дома Ланского на Дворцовой площади и впоследствии перенесенный в фаворитские покои Большого Царскосельского дворца. Уцелевшие от пожара щиты с наборными паркетами из покоев Ланского в Царском Селе были взяты за основу, отреставрированы и дополнены реставраторами. В паркетах использовано 12 ценных пород дерева.
Библиотека императрицы Марии Федоровны. Книжные шкафы непривычно низкие, книги в них старинные, подобранные в соответствии со вкусами хозяев дворца - людей очень образованных. Так же как и Ковровый кабинет  мужской половины, она украшена  французскими гобеленами. У центральной скругленной стены с 1790-х годов стоит  письменный стол из Германии и рядом с ним с 1805 года - кресло,  исполненное по проекту Воронихина специально для Марии Федоровны с бутоньерками на спинках, чтобы хозяйка могла ставить туда цветочные горшочки.
Библиотека императрицы Марии Федоровны. Книжные шкафы непривычно низкие, книги в них старинные, подобранные в соответствии со вкусами хозяев дворца - людей очень образованных. Так же как и Ковровый кабинет мужской половины, она украшена французскими гобеленами. У центральной скругленной стены с 1790-х годов стоит письменный стол из Германии и рядом с ним с 1805 года - кресло, исполненное по проекту Воронихина специально для Марии Федоровны с бутоньерками на спинках, чтобы хозяйка могла ставить туда цветочные горшочки.
После Великой Отечественной войны в ходе работ по возрождению Павловска здесь был помещен французский гобелен «Дон Кихот разговаривает с очарованной головой» (Королевская гобеленовая мануфактура, мастер Козетт по эскизам Ш.Куапеля, 1780 год), из серии «Дон-Кихот», также подаренный Павлу Петровичу в 1782 году Людовиком XVI.
После Великой Отечественной войны в ходе работ по возрождению Павловска здесь был помещен французский гобелен «Дон Кихот разговаривает с очарованной головой» (Королевская гобеленовая мануфактура, мастер Козетт по эскизам Ш.Куапеля, 1780 год), из серии «Дон-Кихот», также подаренный Павлу Петровичу в 1782 году Людовиком XVI.
Скульптуры, подаренные чете Северным королем Сардинии в 1782 году во время их пребывания в Турине. Одна из них, «Плутон, похищающий Прозерпину», сохранилась на своем месте.  Вторая скульптура - «Весталка», работы тех же мастеров, исчезла в годы войны.  Наибольший интерес вызывает античная скульптура «Муза у скалы», II век до н.э. (у нее и цвет особенный, приправленный длительным временным периодом)
Скульптуры, подаренные чете Северным королем Сардинии в 1782 году во время их пребывания в Турине. Одна из них, «Плутон, похищающий Прозерпину», сохранилась на своем месте. Вторая скульптура - «Весталка», работы тех же мастеров, исчезла в годы войны. Наибольший интерес вызывает античная скульптура «Муза у скалы», II век до н.э. (у нее и цвет особенный, приправленный длительным временным периодом)
На мраморных столешницах шкафов с момента завершения отделки находится коллекция мраморной скульптуры. Копии  античных статуй, преимущественно изображающих муз, изготовленных в Италии в 18 веке:
На мраморных столешницах шкафов с момента завершения отделки находится коллекция мраморной скульптуры. Копии античных статуй, преимущественно изображающих муз, изготовленных в Италии в 18 веке:
Как  красивы и изящны скульптуры,  расставленные  повсеместно.
Как красивы и изящны скульптуры, расставленные повсеместно.
Следующая комната - Будуар. Здесь стоит письменный стол Марии Федоровны и предметы интерьера в стиле ампир. Особое внимание  отводится секретеру красного дерева с часами "Марс".
Следующая комната - Будуар. Здесь стоит письменный стол Марии Федоровны и предметы интерьера в стиле ампир. Особое внимание отводится секретеру красного дерева с часами "Марс".
Парадность Будуару Марии Фёдоровны придаёт мраморный камин с зеркальной нишей в портике из двух порфировых колонн, привезенных из Рима. С колоннами хорошо гармонирует набор ваз и обелисков из порфира и мрамора на каминной полке.  В левом углу стоит очаровательная мраморная статуэтка "Амур и Психея"
Парадность Будуару Марии Фёдоровны придаёт мраморный камин с зеркальной нишей в портике из двух порфировых колонн, привезенных из Рима. С колоннами хорошо гармонирует набор ваз и обелисков из порфира и мрамора на каминной полке. В левом углу стоит очаровательная мраморная статуэтка "Амур и Психея"
Туалетная Марии Федоровны. Кессонированный свод-потолок украшают лепные розетки и  гирлянды роз. В люнетах свода –  аллегорические композиции. Люстра в виде фонтана со стержнем из расписного молочного стекла выполнена в Петербурге мастером И. Цехом в 1790-х годах.
Туалетная Марии Федоровны. Кессонированный свод-потолок украшают лепные розетки и гирлянды роз. В люнетах свода – аллегорические композиции. Люстра в виде фонтана со стержнем из расписного молочного стекла выполнена в Петербурге мастером И. Цехом в 1790-х годах.
Парадная спальня. Она отделана во французском вкусе и отражает французские традиции королевских спален, с которыми владельцы Павловска познакомились во время пребывания во Франции весной 1782 г. Как было сказано, спальня являлась всего лишь  местом, где супруга принимала поздравления после рождения очередного дитя..
Парадная спальня. Она отделана во французском вкусе и отражает французские традиции королевских спален, с которыми владельцы Павловска познакомились во время пребывания во Франции весной 1782 г. Как было сказано, спальня являлась всего лишь местом, где супруга принимала поздравления после рождения очередного дитя..
Для обивки мебели использован шелк, расписанный букетами цветов, перевитыми лентами. Именно на предметах мебели сохранился подлинный расписной шелк, который послужил образцом для воссоздания шелка и росписей по нему для настенных панно, погибших во время войны
Для обивки мебели использован шелк, расписанный букетами цветов, перевитыми лентами. Именно на предметах мебели сохранился подлинный расписной шелк, который послужил образцом для воссоздания шелка и росписей по нему для настенных панно, погибших во время войны
Туалетная Марии Федоровны. Нарядный мраморный камин дополняет убранство комнаты. На камине – гарнитур из часов и канделябров французской работы XVIII века из золоченой и панированной бронзы, а также гарнитур декоративных ваз из флюорита с бронзой работы английского мастера XVIII века.   Перед камином - экран красного дерева (Россия, конец XVIII века) с вставкой на пасторальный сюжет (Франция, XVIII век, роспись по бархату). По углам справа и слева от камина – изящные столики  XVIII века французской и австрийской работы.
Туалетная Марии Федоровны. Нарядный мраморный камин дополняет убранство комнаты. На камине – гарнитур из часов и канделябров французской работы XVIII века из золоченой и панированной бронзы, а также гарнитур декоративных ваз из флюорита с бронзой работы английского мастера XVIII века. Перед камином - экран красного дерева (Россия, конец XVIII века) с вставкой на пасторальный сюжет (Франция, XVIII век, роспись по бархату). По углам справа и слева от камина – изящные столики XVIII века французской и австрийской работы.
Первый проходной кабинет. Нарядно декорированные кабинеты служат плавным переходом из центрального корпуса дворца в полуциркульную Картинную галерею и далее в большой зал Южного квадратного корпуса. На камине четыре вазы с портретами античных философов Берлинской королевской мануфактуры и центральная ваза работы Людвигсбургского фарфорового завода, подарок Карла-Евгения, герцога Вюртембергского своей племяннице Марии Федоровне.  С 1803 г. в кабинете находятся две бронзовые скульптурные группы выдающего итальянского мастера XVII века А.Альгарди – «Юпитер, побеждающий титанов» и «Юнона, повелевающая ветрами
Первый проходной кабинет. Нарядно декорированные кабинеты служат плавным переходом из центрального корпуса дворца в полуциркульную Картинную галерею и далее в большой зал Южного квадратного корпуса. На камине четыре вазы с портретами античных философов Берлинской королевской мануфактуры и центральная ваза работы Людвигсбургского фарфорового завода, подарок Карла-Евгения, герцога Вюртембергского своей племяннице Марии Федоровне. С 1803 г. в кабинете находятся две бронзовые скульптурные группы выдающего итальянского мастера XVII века А.Альгарди – «Юпитер, побеждающий титанов» и «Юнона, повелевающая ветрами
«Амур, стреляющий из лука» (Карл Ван-Лоо, 1761), картина со стены Фрейлинской комнаты. С какой стороны не подойдешь, стрела Амура всегда направлена в твое сердце: Эта картина стала одной из визиток Павловского дворца.
«Амур, стреляющий из лука» (Карл Ван-Лоо, 1761), картина со стены Фрейлинской комнаты. С какой стороны не подойдешь, стрела Амура всегда направлена в твое сердце: Эта картина стала одной из визиток Павловского дворца.
Картинная галерея, имеющая изогнутую форму, повторяет силуэт дворца в виде подковы.  Созданная как парадный приемный зал, галерея являлась и своеобразной пинакотекой дворца, демонстрируя гостям художественные вкусы его владельцев.
Картинная галерея, имеющая изогнутую форму, повторяет силуэт дворца в виде подковы. Созданная как парадный приемный зал, галерея являлась и своеобразной пинакотекой дворца, демонстрируя гостям художественные вкусы его владельцев.
 Одна из ценнейших картин в коллекции - П.Батони "Возвращение блудного сына"
Одна из ценнейших картин в коллекции - П.Батони "Возвращение блудного сына"
Вдоль стен – гарнитур мебели резного золоченого дерева и золоченые консоли со столешницами из цветных камней. Большой художественный интерес представляют стоящие против окон две пары канделябров в виде античных треножников , а также часы и канделябры , выполненные по моделям известного скульптора Э.М.Фальконе.
Вдоль стен – гарнитур мебели резного золоченого дерева и золоченые консоли со столешницами из цветных камней. Большой художественный интерес представляют стоящие против окон две пары канделябров в виде античных треножников , а также часы и канделябры , выполненные по моделям известного скульптора Э.М.Фальконе.
Декоративная роспись плафона
Декоративная роспись плафона
Росписи плафонов в Картинной галерее. Апполон - покровитель искусств в окружении муз:
Росписи плафонов в Картинной галерее. Апполон - покровитель искусств в окружении муз:
По сторонам от консоли – две парные вазы Императорского фарфорового завода, получившие название «Сплетницы» (1808 г.).
По сторонам от консоли – две парные вазы Императорского фарфорового завода, получившие название «Сплетницы» (1808 г.).
Огромное помещение царских покоев отведено под Большую парадную столовую (Тронный зал). Она полностью оправдывает своё название, поскольку занимает почти четыреста квадратных метров. Благородная сдержанность и изысканность присущи этому огромному залу. В 1814 году здесь был устроен торжественный прием генералов и офицеров гвардейских полков, вернувшихся из Парижа после победы в войне с Наполеоном.
Огромное помещение царских покоев отведено под Большую парадную столовую (Тронный зал). Она полностью оправдывает своё название, поскольку занимает почти четыреста квадратных метров. Благородная сдержанность и изысканность присущи этому огромному залу. В 1814 году здесь был устроен торжественный прием генералов и офицеров гвардейских полков, вернувшихся из Парижа после победы в войне с Наполеоном.
 В срезанных углах квадратного помещения находятся глубокие ниши с монументальными лепными печами, а арки окон поддерживаются кариатидами. Роспись огромного плафона уходящей ввысь колоннады и свисающих с балконов знамён, делает его более торжественным.
В срезанных углах квадратного помещения находятся глубокие ниши с монументальными лепными печами, а арки окон поддерживаются кариатидами. Роспись огромного плафона уходящей ввысь колоннады и свисающих с балконов знамён, делает его более торжественным.
Очень уютный уголок Большой столовой с выразительным камином - одним из тех, что  обогревали огромное помещение. Они установлены в полукруглых нишах - им под стать.
Очень уютный уголок Большой столовой с выразительным камином - одним из тех, что обогревали огромное помещение. Они установлены в полукруглых нишах - им под стать.
Разве скажешь, что этот потолок плоский? Перед архитекторами встал вопрос: "А как же зрительно раздвинуть пространство по вертикали?" Пространственная роспись потолка создала  эффект многоярусности зала, увенчанного куполом. Изображение неба с  плывущими облаками, выглядывающего сквозь арки, создаёт оптический эффект, отчего помещение становится  выше и просторнее. Любопытно, когда передвигаешься по залу, и облака, как кажется, не стоят на месте, а перемещаются вслед за тобой.
Разве скажешь, что этот потолок плоский? Перед архитекторами встал вопрос: "А как же зрительно раздвинуть пространство по вертикали?" Пространственная роспись потолка создала эффект многоярусности зала, увенчанного куполом. Изображение неба с плывущими облаками, выглядывающего сквозь арки, создаёт оптический эффект, отчего помещение становится выше и просторнее. Любопытно, когда передвигаешься по залу, и облака, как кажется, не стоят на месте, а перемещаются вслед за тобой.
В просторном помещении царит праздничная атмосфера. Изначально помещение было задумано как столовая, поэтому здесь сегодня экспонируются два сервиза - Императорского фарфорового завода и французской Севрской фарфоровой мануфактуры:
В просторном помещении царит праздничная атмосфера. Изначально помещение было задумано как столовая, поэтому здесь сегодня экспонируются два сервиза - Императорского фарфорового завода и французской Севрской фарфоровой мануфактуры:
Далее следует Кавалерский зал, основное предназначение которого было в выставке античных скульптур. По сей день мы можем ими любоваться, потому что большую их часть в годы войны успели спрятать в одном из подвалов дворца. Также в этом зале Павел I принимал рыцарей Мальтийского ордена.
Далее следует Кавалерский зал, основное предназначение которого было в выставке античных скульптур. По сей день мы можем ими любоваться, потому что большую их часть в годы войны успели спрятать в одном из подвалов дворца. Также в этом зале Павел I принимал рыцарей Мальтийского ордена.
В зале  хранится коллекция античных скульптур и артефактов, некоторым из которых не одна тысяча лет! И отделка зала служит  прекрасным фоном для коллекции античной скульптуры. Нимфа с раковиной когда-то была  украшением древнеримского фонтана.
В зале хранится коллекция античных скульптур и артефактов, некоторым из которых не одна тысяча лет! И отделка зала служит прекрасным фоном для коллекции античной скульптуры. Нимфа с раковиной когда-то была украшением древнеримского фонтана.
Из Кавалерского зала мельком заглянули  в небольшую домашнюю церковь, названную в честь святых Петра и Павла. За службой Павел I и Мария Федоровна, как правило, наблюдали со второго этажа.
Из Кавалерского зала мельком заглянули в небольшую домашнюю церковь, названную в честь святых Петра и Павла. За службой Павел I и Мария Федоровна, как правило, наблюдали со второго этажа.
С Общего  кабинета начинаются жилые комнаты первого этажа.  Свое название кабинет получил от «общих» семейных собраний с беседами и прогулками. Здесь же хранились и семейные реликвии.  Служил кабинет и своеобразной портретной галереей семьи Павла I. Доминантой среди многочисленных произведений живописи является «Семейный портрет». Павел I правой рукой  обнимает младшую дочь Анну Павловну. Справа от него – две старшие дочери великие княгини Александра и Елена Павловны. В левой части картины изображена императрица Мария Федоровна, сидящая в кресле. Она держит за руку маленького великого князя Николая Павловича.
С Общего кабинета начинаются жилые комнаты первого этажа. Свое название кабинет получил от «общих» семейных собраний с беседами и прогулками. Здесь же хранились и семейные реликвии. Служил кабинет и своеобразной портретной галереей семьи Павла I. Доминантой среди многочисленных произведений живописи является «Семейный портрет». Павел I правой рукой обнимает младшую дочь Анну Павловну. Справа от него – две старшие дочери великие княгини Александра и Елена Павловны. В левой части картины изображена императрица Мария Федоровна, сидящая в кресле. Она держит за руку маленького великого князя Николая Павловича.
Общий кабинет Под портретами – декоративная развеска семейной коллекции миниатюр; уменьшенные копии шедевров европейской живописи, выполненные дочерями Павла Петровича, а также собственноручные рисунки Марии Федоровны карандашом по молочному стеклу. Среди них особо примечательна работа Марии Федоровны «Суд Париса» в резной золоченой раме.
Общий кабинет Под портретами – декоративная развеска семейной коллекции миниатюр; уменьшенные копии шедевров европейской живописи, выполненные дочерями Павла Петровича, а также собственноручные рисунки Марии Федоровны карандашом по молочному стеклу. Среди них особо примечательна работа Марии Федоровны «Суд Париса» в резной золоченой раме.
Новый кабинет. Назван так потому, что раньше здесь была опочивальня Павла Петровича, переделанная потом в его кабинет. Чтобы не запутаться в кабинетах, им дали названия - Новый, Старый, Общий. Формат организованной экскурсии не дал возможность рассмотреть все детали убранства - их там много и все они достойны пристального внимания: белый и цветной искусственный мрамор, золоченая лепка, мраморные бордюры по стенам, расписанные в характере орнаментов, придают Новому кабинету парадный вид.
Новый кабинет. Назван так потому, что раньше здесь была опочивальня Павла Петровича, переделанная потом в его кабинет. Чтобы не запутаться в кабинетах, им дали названия - Новый, Старый, Общий. Формат организованной экскурсии не дал возможность рассмотреть все детали убранства - их там много и все они достойны пристального внимания: белый и цветной искусственный мрамор, золоченая лепка, мраморные бордюры по стенам, расписанные в характере орнаментов, придают Новому кабинету парадный вид.
Угловая гостиная. Как и многие покои во дворце, она несколько раз меняла свое назначение - Уборная, Камердинерская, Опочивальня, Будуар..На камине белого мрамора – французская бронза начала XIX века: канделябры «Марс и «Минерва», часы «Любовь, венчающая дружбу», а также вазы Императорского фарфорового завода с видами Елагина острова. По сторонам камина – две вазы с живописными сценами «Прощание Гектора с Андромахой» на сюжеты из «Илиады» Гомера (Императорский фарфоровый завод),
Угловая гостиная. Как и многие покои во дворце, она несколько раз меняла свое назначение - Уборная, Камердинерская, Опочивальня, Будуар..На камине белого мрамора – французская бронза начала XIX века: канделябры «Марс и «Минерва», часы «Любовь, венчающая дружбу», а также вазы Императорского фарфорового завода с видами Елагина острова. По сторонам камина – две вазы с живописными сценами «Прощание Гектора с Андромахой» на сюжеты из «Илиады» Гомера (Императорский фарфоровый завод),
 Мраморная скульптура Венеры Италийской - очень эффектная, удачно вписалась в интерьер Угловой гостиной жилых покоев
Мраморная скульптура Венеры Италийской - очень эффектная, удачно вписалась в интерьер Угловой гостиной жилых покоев
Белая столовая - самое большое помещение первого этажа. В первые десятилетия XIX века тут собирались многочисленные гости хозяйки дворца, здесь часто бывали известные писатели и поэты: Карамзин, Гнедич, Крылов, Жуковский, Нелединский-Мелецкий и др.
Белая столовая - самое большое помещение первого этажа. В первые десятилетия XIX века тут собирались многочисленные гости хозяйки дворца, здесь часто бывали известные писатели и поэты: Карамзин, Гнедич, Крылов, Жуковский, Нелединский-Мелецкий и др.
 Сервиз на столе носит название «Гербовый». Его заказал император Николай I для своей матери, уже вдовствующей императрицы Марии Федоровны. На каждом предмете изображен герб России, а на тарелках - растения и плоды из ботанических атласов.
Сервиз на столе носит название «Гербовый». Его заказал император Николай I для своей матери, уже вдовствующей императрицы Марии Федоровны. На каждом предмете изображен герб России, а на тарелках - растения и плоды из ботанических атласов.
Старая гостиная.
Старая гостиная.
Личные покои Марии Федоровны - Пилястровый кабинет – самый большой интерьер в комплексе жилых покоев императрицы. Первоначально он назывался «Большой кабинет Его Императорского Величества». Архитектурная отделка кабинета была выполнена в 1800 году по проекту Д. Кваренги. Это лишь небольшая часть помещения.
Личные покои Марии Федоровны - Пилястровый кабинет – самый большой интерьер в комплексе жилых покоев императрицы. Первоначально он назывался «Большой кабинет Его Императорского Величества». Архитектурная отделка кабинета была выполнена в 1800 году по проекту Д. Кваренги. Это лишь небольшая часть помещения.
Стены Пилястрового кабинета по всему периметру украшены пилястрами, отчего он и получил своё название.
Стены Пилястрового кабинета по всему периметру украшены пилястрами, отчего он и получил своё название.
А самым замечательным помещением Павловского дворца я считаю кабинет "фонарик", созданный Воронихиным в покоях уже вдовствующей императрицы Марии Федоровны. За окнами застекленного эркера благоухает Собственный садик императрицы. Здесь в послеполуденное время, сидя за письменным столом, императрица Мария Федоровна писала письма родным и друзьям, делала записи в дневнике, читала книги, составляла каталоги коллекций. В перерывах между занятиями любовалась картинами и цветущим за окном садом.
А самым замечательным помещением Павловского дворца я считаю кабинет "фонарик", созданный Воронихиным в покоях уже вдовствующей императрицы Марии Федоровны. За окнами застекленного эркера благоухает Собственный садик императрицы. Здесь в послеполуденное время, сидя за письменным столом, императрица Мария Федоровна писала письма родным и друзьям, делала записи в дневнике, читала книги, составляла каталоги коллекций. В перерывах между занятиями любовалась картинами и цветущим за окном садом.
"Фонарик" - любимая комната Императрицы (и моя тоже). Здесь много книг, а стены - настоящая картинная галерея - около сорока живописных полотен западноевропейских художников.
"Фонарик" - любимая комната Императрицы (и моя тоже). Здесь много книг, а стены - настоящая картинная галерея - около сорока живописных полотен западноевропейских художников.
На каминной полке – первоклассные произведения из французской золоченой бронзы XVIII века: парные декоративные украшения в форме античных масляных ламп с фигурой «Читающей» и канделябры в виде ваз с цветами
На каминной полке – первоклассные произведения из французской золоченой бронзы XVIII века: парные декоративные украшения в форме античных масляных ламп с фигурой «Читающей» и канделябры в виде ваз с цветами
Туалетная комната. Размещенный на столе-консоли Зелёный фарфоровый туалет, состоящий из 34 предметов — выдающееся достижение в области российского художественного фарфора. Он был исполнен на Петербургском фарфоровом заводе в 1800-1801 годах. Взгляд устремляется к изящному восьмигранному зеркалу в бронзовой раме, у подножия которого расположены две женские фигуры в античных одеждах. На консоли установлены два подсвечника в виде фарфоровых ваз с букетами роз из золоченой бронзы.
Туалетная комната. Размещенный на столе-консоли Зелёный фарфоровый туалет, состоящий из 34 предметов — выдающееся достижение в области российского художественного фарфора. Он был исполнен на Петербургском фарфоровом заводе в 1800-1801 годах. Взгляд устремляется к изящному восьмигранному зеркалу в бронзовой раме, у подножия которого расположены две женские фигуры в античных одеждах. На консоли установлены два подсвечника в виде фарфоровых ваз с букетами роз из золоченой бронзы.
Чайный сервиз, отличающийся  изяществом формы и изысканностью отделки. На нежно-фисташковом фоне фарфора выделяются  позолоченные рельефы,
Чайный сервиз, отличающийся изяществом формы и изысканностью отделки. На нежно-фисташковом фоне фарфора выделяются позолоченные рельефы,
Этот уютный, лишенный пафоса  дворец,  раскроет  интересные моменты в жизни царской семьи. Кто бы мог подумать, что это спальня.  Кроме гарнитура, здесь  находятся: шкаф с вышивкой, столики мастерской Г. Гамбса и замечательные образцы французской художественной мебели. На них размещены канделябры с фигурками детей-сатиров из тёмной бронзы  и стеклянные вазы конца XVIII века (работы Петербургского стеклянного завода).
Этот уютный, лишенный пафоса дворец, раскроет интересные моменты в жизни царской семьи. Кто бы мог подумать, что это спальня. Кроме гарнитура, здесь находятся: шкаф с вышивкой, столики мастерской Г. Гамбса и замечательные образцы французской художественной мебели. На них размещены канделябры с фигурками детей-сатиров из тёмной бронзы и стеклянные вазы конца XVIII века (работы Петербургского стеклянного завода).
В спальне на полках каминов, комодов, консоли, на шкафу расставлены первоклассные произведения французской бронзы
В спальне на полках каминов, комодов, консоли, на шкафу расставлены первоклассные произведения французской бронзы
 Вдовья кровать, выполненная в модном стиле французского ампира. Это низкий диван-кушет с высокими изогнутыми спинками с завершениями в виде орлиных голов и лежащими в изголовье  валиками-подушками. Задняя закругленная спинка украшена драпировками.
Вдовья кровать, выполненная в модном стиле французского ампира. Это низкий диван-кушет с высокими изогнутыми спинками с завершениями в виде орлиных голов и лежащими в изголовье валиками-подушками. Задняя закругленная спинка украшена драпировками.
На главной стене – тканый портрет императора Павла I в золоченой раме работы Петербургской шпалерной мануфактуры (1799 г.)., под ним стоит тот самый вдовий  диван императрицы
На главной стене – тканый портрет императора Павла I в золоченой раме работы Петербургской шпалерной мануфактуры (1799 г.)., под ним стоит тот самый вдовий диван императрицы
Между окнами – французские комоды XVIII века, на них установлены фарфоровые вазы-светильники  в стиле античных краснофигурных ваз
Между окнами – французские комоды XVIII века, на них установлены фарфоровые вазы-светильники в стиле античных краснофигурных ваз
По верхнему периметру стен, отделанных белым искусственным мрамором, идет живописная гирлянда из ярких цветов.
По верхнему периметру стен, отделанных белым искусственным мрамором, идет живописная гирлянда из ярких цветов.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому