Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была сегодня 20:10
Фотоальбом

Особняк Половцова — дом Архитектора

Друзья, сегодня я приглашаю вас прогуляться по особняку Александра Александровича Половцова — прекрасному памятнику архитектуры XIX века, расположенному в историческом центре Санкт-Петербурга, на Большой Морской улице, 52. Жители и гости города знают его как дом Архитектора. Проходя мимо скромного здания, соседствующего с выдающимися собратьями, не всякий сообразит, какие прекрасные интерьеры таит в себе ничем не примечательный с виду дом.

В первой четверти XVIII века участок, на котором сегодня расположен Дом Архитектора, принадлежал Гавриилу Ивановичу Головкину, государственному деятелю и сподвижнику Петра I. С начала XIX века особняк переходит к князьям Гагариным, в 1835–1836 годах дом полностью перестраивается под руководством архитектора Александра Христофоровича Пеля. Через шесть лет дом переходит к самому знаменитому из его владельцев — барону Александру Людвиговичу Штиглицу — крупному финансисту, меценату (художественно-промышленная академия носит его имя), который, в свою очередь, преподносит особняк в качестве свадебного подарка своей приемной дочери, Надежде Михайловне Юневой — Юниной — Июневой (уже в написании фамилии наследницы присутствует интрига) и ее жениху, Александру Александровичу Половцову — действительному тайному советнику государственного секретаря. Девочка была подброшена в июне 1843 года на дачу бездетной семьи (единственный сын барона умер во младенчестве) на Каменном острове с запиской, что она крещена Надеждой Михайловной. Дитя лежало в роскошных пеленках, а на шейке имелся дорогой крестик с крупной жемчужиной. По слухам она родилась от внебрачной связи великого князя Михаила Петровича и фрейлины К. Император принял участие в судьбе ребенка, дав понять бездетному банкиру, что он должен удочерить подброшенную девочку. Александр Людвигович дал ей фамилию по названию месяца, в котором ее нашли. Через 17 лет Надежда Михайловна стала богатейшей невестой России середины 19 века, и была выдана с многомиллионным приданым замуж за Александра Александровича Половцова.
С течением времени дом Половцова неоднократно перестраивался, изменения вносились и в интерьеры. В работах принимали участие именитые мастера — Гаральд Андреевич Боссе, Николай Федорович Брюллов, Максимилиан Егорович Месмахер, Людвиг Людвигович Петерсон. Наследники Половцова продали здание в 1916 году. В 1920-х здесь размещалось Общество и Школа профсоюзов, с 1934 года помещения занял Союз архитекторов. Эта организация, давшая второе название старинному особняку, находится здесь и сейчас.

Интерьеры особняка имеют статус музея, куда можно попасть лишь с организованной экскурсией, которая проводится по субботам и воскресеньям. На экскурсию надо записываться заранее (я это сделала через социальную сеть Вконтакте). Билет стоит 700 руб. Оплачивать заранее не пришлось, деньги я отдала непосредственно экскурсоводу.

Этот двухэтажный особняк с эркером и есть дом А.А. Половцова. Главный вход в особняк со стороны Большой Морской улицы
Этот двухэтажный особняк с эркером и есть дом А.А. Половцова. Главный вход в особняк со стороны Большой Морской улицы
За этой дубовой дверью и находится жемчужина , которую  я посетила
За этой дубовой дверью и находится жемчужина , которую я посетила
 На первом этаже особняка, когда в нем  жила семья Половцовых,  располагались гардеробная, столовая, спальня, ванная комната и другие функциональные помещения. На фотографии Курительная комната, позже переделанная в буфетную, сейчас она выглядит так.   В мае 2018 года в ресторане дома Архитекторов случился пожар, наделавший много шума и причинивший вред историческим интерьерам. Что-то оказалось утраченным безвозвратно (панно "кордовской кожи" и орнаментальная роспись по стенам
На первом этаже особняка, когда в нем жила семья Половцовых, располагались гардеробная, столовая, спальня, ванная комната и другие функциональные помещения. На фотографии Курительная комната, позже переделанная в буфетную, сейчас она выглядит так. В мае 2018 года в ресторане дома Архитекторов случился пожар, наделавший много шума и причинивший вред историческим интерьерам. Что-то оказалось утраченным безвозвратно (панно "кордовской кожи" и орнаментальная роспись по стенам
Буфетная. Присутствие рояля позволяет сделать вывод, что в этом помещении случаются камерные концерты
Буфетная. Присутствие рояля позволяет сделать вывод, что в этом помещении случаются камерные концерты
Не знаю, всем ли экскурсантам показывают эту комнату на первом этаже? Нам ее открыли каким-то секретным ключиком. Понятно, что это комната предназначена для любителей погонять шары по сукну. Я пропустила информацию от экскурсовода, пытаясь найти местечко, чтобы сделать фотографию при минимальном присутствии в кадре людей. Группа желающих приобщиться к прекрасному оказалась довольно большой и плохо управляемой, с постоянным желанием "селфиться" на фоне (что не могло не вызывать мое раздражение и постоянное отвлечение внимания  от рассказчика). Что-то мне подсказывает, что это те самые стены, покрытые кожей вместо утраченной кордовской.
Не знаю, всем ли экскурсантам показывают эту комнату на первом этаже? Нам ее открыли каким-то секретным ключиком. Понятно, что это комната предназначена для любителей погонять шары по сукну. Я пропустила информацию от экскурсовода, пытаясь найти местечко, чтобы сделать фотографию при минимальном присутствии в кадре людей. Группа желающих приобщиться к прекрасному оказалась довольно большой и плохо управляемой, с постоянным желанием "селфиться" на фоне (что не могло не вызывать мое раздражение и постоянное отвлечение внимания от рассказчика). Что-то мне подсказывает, что это те самые стены, покрытые кожей вместо утраченной кордовской.
На первом этаже нам еще показали уникальный узел сантехнической системы, прежних веков. Но фотография этого предмета явно не тянет на альбомную, поэтому упускаю. Поднимаемся в парадные покои по парадной  лестнице. Работы по перестройке особняка растянулись на многие годы и производились с размахом: в Италии закупался  белый мрамор для ступеней и балюстрады лестницы, оттуда же, из Флоренции, выписывались  готовые мраморные камины и дубовые резные шкафы XVI века.
На первом этаже нам еще показали уникальный узел сантехнической системы, прежних веков. Но фотография этого предмета явно не тянет на альбомную, поэтому упускаю. Поднимаемся в парадные покои по парадной лестнице. Работы по перестройке особняка растянулись на многие годы и производились с размахом: в Италии закупался белый мрамор для ступеней и балюстрады лестницы, оттуда же, из Флоренции, выписывались готовые мраморные камины и дубовые резные шкафы XVI века.
Величавая  лестница из белого мрамора, по которой поднимались знатные особы - дамы в нарядных платьях и кавалеры, ведущие их под ручку
Величавая лестница из белого мрамора, по которой поднимались знатные особы - дамы в нарядных платьях и кавалеры, ведущие их под ручку
Когда-то стены парадной лестницы украшали французские шпалеры 16 века, подаренные Наполеоном Бонапартом императору Александру I, а потом их купил А. А. Половцов для парадной лестницы и Бронзового зала (Большого банкетного зала) на втором этаже. Судьба шпалер трактуется не однозначно, и о версиях их сохранности при желании можно что-то почитать, составив собственное мнение. То, что мы видим в качестве фона для красивой люстры из платиновой бронзы - это уникальная географическая карта города
Когда-то стены парадной лестницы украшали французские шпалеры 16 века, подаренные Наполеоном Бонапартом императору Александру I, а потом их купил А. А. Половцов для парадной лестницы и Бронзового зала (Большого банкетного зала) на втором этаже. Судьба шпалер трактуется не однозначно, и о версиях их сохранности при желании можно что-то почитать, составив собственное мнение. То, что мы видим в качестве фона для красивой люстры из платиновой бронзы - это уникальная географическая карта города
Мраморная  памятная  доска зодчим, погибшим в годы Великой Отечественной Войны на фронтах и в осажденном Ленинграде. Достойное увековечение памяти тех, кто не только воевал за нашу Отчизну, но и сберег этот памятник истории и архитектуры. Дом Половцова по праву считается одним из  наиболее  сохранившихся исторических  зданий города.
Мраморная памятная доска зодчим, погибшим в годы Великой Отечественной Войны на фронтах и в осажденном Ленинграде. Достойное увековечение памяти тех, кто не только воевал за нашу Отчизну, но и сберег этот памятник истории и архитектуры. Дом Половцова по праву считается одним из наиболее сохранившихся исторических зданий города.
Атриум над лестницей с нависающей люстрой
Атриум над лестницей с нависающей люстрой
Парадную анфиладу формируют Каминный холл, Зеленая гостиная, помещение с эркером, Малиновая и Музыкальная гостиные, Малая библиотека. Это Каминный холл, выполненный в рыцарском стиле.  Единственное окно обращено во двор. Панели помещения, потолок, двустворчатые двери и порталы оформлены деревянными дубовыми резными панелями (1880-е г.). Люстра на 24 светильника конец XIX века из латуни, бронзы, с хрустальными розетками.
Парадную анфиладу формируют Каминный холл, Зеленая гостиная, помещение с эркером, Малиновая и Музыкальная гостиные, Малая библиотека. Это Каминный холл, выполненный в рыцарском стиле. Единственное окно обращено во двор. Панели помещения, потолок, двустворчатые двери и порталы оформлены деревянными дубовыми резными панелями (1880-е г.). Люстра на 24 светильника конец XIX века из латуни, бронзы, с хрустальными розетками.
Каминный холл. Во времена А. А. Половцова на полочках дубового шатра над камином стояли различные раритетные вещицы, которые сегодня, к сожалению утрачены.
Каминный холл. Во времена А. А. Половцова на полочках дубового шатра над камином стояли различные раритетные вещицы, которые сегодня, к сожалению утрачены.

Обширный эркер в пять окон был спроектирован А.Х.Пелем. Парадный будуар хозяйки особняка занимает ту часть здания, которую мы видим снаружи в качестве эркера-фонаря, нависающего над входом. Фонарь остеклен двойными дубовыми рамами и выходит прямиком на дом Набоковых, да того дома, где вырос Владимир Набоков, его родовое гнездо (о нем тоже как-нибудь постараюсь рассказать)
Обширный эркер в пять окон был спроектирован А.Х.Пелем. Парадный будуар хозяйки особняка занимает ту часть здания, которую мы видим снаружи в качестве эркера-фонаря, нависающего над входом. Фонарь остеклен двойными дубовыми рамами и выходит прямиком на дом Набоковых, да того дома, где вырос Владимир Набоков, его родовое гнездо (о нем тоже как-нибудь постараюсь рассказать)
Здесь Надежда Михайловна Половцова (1843-1908) принимала гостей с краткосрочным визитом. Всегда, даже зимой, в будуаре цвели розы.
Здесь Надежда Михайловна Половцова (1843-1908) принимала гостей с краткосрочным визитом. Всегда, даже зимой, в будуаре цвели розы.
Потолки будуара - эркера  отделаны позолотой и напоминают шатер в виде    звезды.
Потолки будуара - эркера отделаны позолотой и напоминают шатер в виде звезды.
Элемент декора будуара
Элемент декора будуара
 В глубине будуара  завораживает  живописный плафон в обрамлении роскошного золоченого бордюра. Небо с облаками, подсвеченными лучами заходящего солнца, и романтичные ласточки.  Когда Александру Христофоровичу Пелю было пожаловано дворянство, он сам придумал себе герб: три летящие ласточки  над кирпичной стеной, как символ - ласточки умеют вить  гнезда лучше всех среди пернатых.
В глубине будуара завораживает живописный плафон в обрамлении роскошного золоченого бордюра. Небо с облаками, подсвеченными лучами заходящего солнца, и романтичные ласточки. Когда Александру Христофоровичу Пелю было пожаловано дворянство, он сам придумал себе герб: три летящие ласточки над кирпичной стеной, как символ - ласточки умеют вить гнезда лучше всех среди пернатых.
Тепло в эркере обеспечивал камин с огромным зеркалом, облицованный необычным мрамором цвета красного дерева.
Тепло в эркере обеспечивал камин с огромным зеркалом, облицованный необычным мрамором цвета красного дерева.
Затем мы переходим в Зеленую  гостиную, расположенную  в лицевом корпусе, выходящем на Большую Морскую улицу. Она разделена несущей стеной с аркой.
Затем мы переходим в Зеленую гостиную, расположенную в лицевом корпусе, выходящем на Большую Морскую улицу. Она разделена несущей стеной с аркой.
Когда здесь жили Половцовы,  на  стенах висели  старинные картины в массивных рамах, на полу лежал  великолепный зеленый ковер, а на окнах - бархатные шторы под цвет. По старинной  фотографии, сохранившей утраченный вид гостиной,  здесь  был временно воссоздан интерьер  для съемки британской версии "Анны Карениной".
Когда здесь жили Половцовы, на стенах висели старинные картины в массивных рамах, на полу лежал великолепный зеленый ковер, а на окнах - бархатные шторы под цвет. По старинной фотографии, сохранившей утраченный вид гостиной, здесь был временно воссоздан интерьер для съемки британской версии "Анны Карениной".
Сейчас на стенах гостиной  архитекторы развешивают свои работы на правах собственников дома.  А во время организованных выставок, нашедших здесь площадку,   висят экспонаты, участвующие в них.
Сейчас на стенах гостиной архитекторы развешивают свои работы на правах собственников дома. А во время организованных выставок, нашедших здесь площадку, висят экспонаты, участвующие в них.
Скромно в уголке
Скромно в уголке
Помещение освещается люстрой золоченой бронзы на 30 светильников, 2-й половины XIX в.
Помещение освещается люстрой золоченой бронзы на 30 светильников, 2-й половины XIX в.
Потолок, карниз, арка, стены украшены лепным и позолоченным декором.
Потолок, карниз, арка, стены украшены лепным и позолоченным декором.
Арка проема поддерживается скульптурными композициями своеобразных  путти-тритончиков
Арка проема поддерживается скульптурными композициями своеобразных путти-тритончиков
Барельеф-портрет Надежды Михайловны Половцовой, поддерживаемый ангелочками, украшает арку
Барельеф-портрет Надежды Михайловны Половцовой, поддерживаемый ангелочками, украшает арку
Искусная, тончайшей работы лепка в стиле рококо  завораживает...
Искусная, тончайшей работы лепка в стиле рококо завораживает...
Переходим в Малиновую  гостиную,  расположенную  в лицевом корпусе. Вход в помещение осуществляется из Зеленой гостиной, но есть два выхода в Нотную библиотеку и Музыкальную гостиную. Малиновая гостиная служила местом встречи с самыми близкими друзьями.
Переходим в Малиновую гостиную, расположенную в лицевом корпусе. Вход в помещение осуществляется из Зеленой гостиной, но есть два выхода в Нотную библиотеку и Музыкальную гостиную. Малиновая гостиная служила местом встречи с самыми близкими друзьями.
Все стены комнаты затянуты шелковым штофом с набивным рисунком – на малиновом фоне темно-вишневые бархатные цветы и листья. Экскурсовод просила обратить особое внимание на шелковый штоф, так как он подлинный
Все стены комнаты затянуты шелковым штофом с набивным рисунком – на малиновом фоне темно-вишневые бархатные цветы и листья. Экскурсовод просила обратить особое внимание на шелковый штоф, так как он подлинный
Двери двустворчатые  конца XIX века, с резным порталом и откосами проемов, отделаны фанерованным шпоном орехового дерева
Двери двустворчатые конца XIX века, с резным порталом и откосами проемов, отделаны фанерованным шпоном орехового дерева
Верхняя часть двери, носящая какое-то мудреное название, но я не запомнила
Верхняя часть двери, носящая какое-то мудреное название, но я не запомнила
Затем мы попадаем в Нотную библиотеку. Балы проходили в соседнем Белом зале. Площадь зала небольшая, всего 112 кв. м, поэтому оркестр находился в Нотной библиотеке. Для того чтобы звук лучше проникал в танцевальный зал, под потолком была сделана специальная акустическая ниша. Стены отделаны панелями из дуба и украшены в стиле рококо. Декоративные панели чередуются с книжными шкафами. Камин - совершенно очаровательный с бронзовой пластиной перед ним (меры противопожарной безопасности)
Затем мы попадаем в Нотную библиотеку. Балы проходили в соседнем Белом зале. Площадь зала небольшая, всего 112 кв. м, поэтому оркестр находился в Нотной библиотеке. Для того чтобы звук лучше проникал в танцевальный зал, под потолком была сделана специальная акустическая ниша. Стены отделаны панелями из дуба и украшены в стиле рококо. Декоративные панели чередуются с книжными шкафами. Камин - совершенно очаровательный с бронзовой пластиной перед ним (меры противопожарной безопасности)
Под потолком находятся антресоли. Помещение нотной библиотеки (библиотека Оппенора) было оформлено Людвигом Христофоровичем Маршнером. Работы Жиль-Мари Оппенора есть в Эрмитаже, куда они поступили из собрания А.Л. Штиглица.
Под потолком находятся антресоли. Помещение нотной библиотеки (библиотека Оппенора) было оформлено Людвигом Христофоровичем Маршнером. Работы Жиль-Мари Оппенора есть в Эрмитаже, куда они поступили из собрания А.Л. Штиглица.
На кованой решетке балкона просматривается  герб семьи Половцовых
На кованой решетке балкона просматривается герб семьи Половцовых
Фрагмент решетки балкона, отличающегося красотой и изяществом, опоясывающим   плавной дугой верхний периметр помещения.
Фрагмент решетки балкона, отличающегося красотой и изяществом, опоясывающим плавной дугой верхний периметр помещения.
А вот и Белый зал или  Бальный зал: Первый бал здесь  состоялся в 1889. На балу присутствовала императрица Мария Федоровна.
А вот и Белый зал или Бальный зал: Первый бал здесь состоялся в 1889. На балу присутствовала императрица Мария Федоровна.
24 апреля 1890 здесь была свадьба самой богатой невесты, графини Софьи Владимировны Паниной (1871-1956), и самого богатого жениха, Александра Александровича Половцова (1867-1944). Посаженным отцом был Александр III. Отсюда молодожены уехали в Царское Село, потом заграницу, а через год вернулись в дом напротив (Б. Морская, 47), который был специально для них куплен у правнука А. В. Суворова. Вскоре их брак закончился разводом. С. В. Половцова снова стала Паниной и даже вернула себе титул графини. Не принесла ей счастья свадьба в этом прекрасном зале. .
24 апреля 1890 здесь была свадьба самой богатой невесты, графини Софьи Владимировны Паниной (1871-1956), и самого богатого жениха, Александра Александровича Половцова (1867-1944). Посаженным отцом был Александр III. Отсюда молодожены уехали в Царское Село, потом заграницу, а через год вернулись в дом напротив (Б. Морская, 47), который был специально для них куплен у правнука А. В. Суворова. Вскоре их брак закончился разводом. С. В. Половцова снова стала Паниной и даже вернула себе титул графини. Не принесла ей счастья свадьба в этом прекрасном зале. .
Белый зал. Поистине "королевский" интерьер, достойный коронованных особ. Стиль - Людовик XV
Белый зал. Поистине "королевский" интерьер, достойный коронованных особ. Стиль - Людовик XV
Белый зал в стиле Людовика XV: Двери  отделаны итальянским розовым мрамором. Стены и потолок богато украшены лепниной и позолотой. При золочении использовалось золото нескольких видов: белое, желтое, лимонное и розовое.
Белый зал в стиле Людовика XV: Двери отделаны итальянским розовым мрамором. Стены и потолок богато украшены лепниной и позолотой. При золочении использовалось золото нескольких видов: белое, желтое, лимонное и розовое.
Фрагмент отделки Белого зала, в котором  проводились балы и приемы. На балах собиралась большая массовка - до 200 человек
Фрагмент отделки Белого зала, в котором проводились балы и приемы. На балах собиралась большая массовка - до 200 человек
Великолепный плафон обращает на себя внимание, что не удивительно - его диаметр 6 метров и  состоит он из пяти композиций. В создании  плафона принимал участие известный архитектор и художник - знаток французского барокко, Г. Э. Боссе
Великолепный плафон обращает на себя внимание, что не удивительно - его диаметр 6 метров и состоит он из пяти композиций. В создании плафона принимал участие известный архитектор и художник - знаток французского барокко, Г. Э. Боссе
Маскароны в отделке Белого зала
Маскароны в отделке Белого зала
Фрагмент отделки Белого зала
Фрагмент отделки Белого зала
Золоченый герб семьи Половцовых просматривается в уголке
Золоченый герб семьи Половцовых просматривается в уголке
Красивая деталька
Красивая деталька
В свете двух огромных люстр многочисленные позолоченные лепные детали сияют, отражаются в зеркалах
В свете двух огромных люстр многочисленные позолоченные лепные детали сияют, отражаются в зеркалах
Белый зал
Белый зал
Слева виден балкон, почти не заметный для глаза.  Здесь находился оркестр. Но оркестр мог находиться и в соседней комнате - Нотной библиотеке, и музыка доносилась в Белый зал как раз  через этот балкон:
Слева виден балкон, почти не заметный для глаза. Здесь находился оркестр. Но оркестр мог находиться и в соседней комнате - Нотной библиотеке, и музыка доносилась в Белый зал как раз через этот балкон:
Мы переходим Дубовый зал -  двухъярусное парадное помещение – Большая библиотека.  Резные панели встроенных книжных шкафов, балконов, изящная винтовая лестница и великолепный камин, созданные в XVI веке, замечательно сочетаются с бронзовой скульптурой «Наука и искусство» (XIX век). Библиотека оформлена в лучших традициях флорентийских мастеров Эпохи Возрождения
Мы переходим Дубовый зал - двухъярусное парадное помещение – Большая библиотека. Резные панели встроенных книжных шкафов, балконов, изящная винтовая лестница и великолепный камин, созданные в XVI веке, замечательно сочетаются с бронзовой скульптурой «Наука и искусство» (XIX век). Библиотека оформлена в лучших традициях флорентийских мастеров Эпохи Возрождения
Камин  из нескольких сортов итальянского мрамора флорентийской работы XVI века был привезен из Италии - он в 2 раза старше самого Санкт-Петербурга.  Над камином располагается скульптурная группа - аллегория науки и искусства - работы немецких мастеров 19 века. В Дубовый зал можно попасть  не только на экскурсию, но и на концерт, которые здесь регулярно проводятся. А огромный прекрасный камин используется по прямому назначению до сих пор, его зажигают в дни различных мероприятий. Ах, какая там резьба - нужен хороший фотограф, чтобы удачно снять тонкую работу при неважном освещении (не как я, во всяком случае)
Камин из нескольких сортов итальянского мрамора флорентийской работы XVI века был привезен из Италии - он в 2 раза старше самого Санкт-Петербурга. Над камином располагается скульптурная группа - аллегория науки и искусства - работы немецких мастеров 19 века. В Дубовый зал можно попасть не только на экскурсию, но и на концерт, которые здесь регулярно проводятся. А огромный прекрасный камин используется по прямому назначению до сих пор, его зажигают в дни различных мероприятий. Ах, какая там резьба - нужен хороший фотограф, чтобы удачно снять тонкую работу при неважном освещении (не как я, во всяком случае)
Скульптурная группа - аллегория науки и искусства
Скульптурная группа - аллегория науки и искусства
У Половцова было огромное собрание ценных книг. Здесь же проходили заседания Русского исторического общества, на которых ведущие историки своего времени обсуждали и готовили к изданию "Записки Русского исторического общества" и "Русский биографический словарь". Книги хранились в огромных шкафах внизу и на антресолях, куда можно было попасть по винтовой лестнице в углу комнаты. Также за одной из створок прячется подъемное устройство, с помощью которого можно было спускать книги сверху и поднимать обратно. Для обслуживания библиотеки у Половцова  предназначались специальные слуги.
У Половцова было огромное собрание ценных книг. Здесь же проходили заседания Русского исторического общества, на которых ведущие историки своего времени обсуждали и готовили к изданию "Записки Русского исторического общества" и "Русский биографический словарь". Книги хранились в огромных шкафах внизу и на антресолях, куда можно было попасть по винтовой лестнице в углу комнаты. Также за одной из створок прячется подъемное устройство, с помощью которого можно было спускать книги сверху и поднимать обратно. Для обслуживания библиотеки у Половцова предназначались специальные слуги.
Бронзовый зал –  творение Месмахера. В 1887 году этот архитектор-новатор представил хозяину проект реконструкции дворовых фасадов. Отныне они получили единое решение в стиле необарокко. Ради этого глухие стены будущего Бронзового зала были оформлены «фальшивыми окнами».
Бронзовый зал – творение Месмахера. В 1887 году этот архитектор-новатор представил хозяину проект реконструкции дворовых фасадов. Отныне они получили единое решение в стиле необарокко. Ради этого глухие стены будущего Бронзового зала были оформлены «фальшивыми окнами».
Бронзовый зал работы Месмахера – подлинный шедевр, где даже двери – произведение искусства, а свет проникает сквозь огромный световой плафон в потолке. Широкие падуги, сплошь покрытые замысловатыми узорами из золоченой бронзы, плавно переходят на антресоли с балконом по всему периметру зала. Кованая балконная решетка - это безусловно, шедевр!
Бронзовый зал работы Месмахера – подлинный шедевр, где даже двери – произведение искусства, а свет проникает сквозь огромный световой плафон в потолке. Широкие падуги, сплошь покрытые замысловатыми узорами из золоченой бронзы, плавно переходят на антресоли с балконом по всему периметру зала. Кованая балконная решетка - это безусловно, шедевр!
Этот зал один  из первых в Петербурге имел электрическое освещение помимо  естественного -  через световой фонарь-плафон. В советское время здесь был кинозал, поэтому световой фонарь был закрыт. Сейчас всё восстановлено как было:
Этот зал один из первых в Петербурге имел электрическое освещение помимо естественного - через световой фонарь-плафон. В советское время здесь был кинозал, поэтому световой фонарь был закрыт. Сейчас всё восстановлено как было:
Здесь всё ослепляет  богатством и роскошью, детали можно рассматривать бесконечно
Здесь всё ослепляет богатством и роскошью, детали можно рассматривать бесконечно
Гобелены с античной тематикой (созданы в наше время) и занимают место утраченных старинных шпалер со сценами из жизни Людовика XI Бургундского, купленных у обанкротившегося банкира Гинцбурга.
Гобелены с античной тематикой (созданы в наше время) и занимают место утраченных старинных шпалер со сценами из жизни Людовика XI Бургундского, купленных у обанкротившегося банкира Гинцбурга.
Фрагмент стены Бронзового зала
Фрагмент стены Бронзового зала
Четыре двустворчатые двери украшены в технике маркетри (инкрустация по дереву, вид мозаики), которую обычно использовали для мебели.
Четыре двустворчатые двери украшены в технике маркетри (инкрустация по дереву, вид мозаики), которую обычно использовали для мебели.
Композиция с золоченым портретом  Максимилиана Егоровича Месмахера - архитектора
Композиция с золоченым портретом Максимилиана Егоровича Месмахера - архитектора
В Бронзовом зале Александр Александрович планировал проводить приемы, обеды, театрализованные представления. Каждый угол помещения украшен вертикальным бронзовым панно с символами аллегорий искусств – живопись, скульптура, архитектура, музыка.
В Бронзовом зале Александр Александрович планировал проводить приемы, обеды, театрализованные представления. Каждый угол помещения украшен вертикальным бронзовым панно с символами аллегорий искусств – живопись, скульптура, архитектура, музыка.
Бронзовое панно
Бронзовое панно
Паркет Бронзового зала
Паркет Бронзового зала
По всему периметру тянутся антресоли, решетки балконов которых также украшены золоченой бронзой
По всему периметру тянутся антресоли, решетки балконов которых также украшены золоченой бронзой
Бронзовый зал
Бронзовый зал
По инициативе Половцова, бывшего страстным коллекционером, вместе с А. Л. Штиглицем, С. С. Гагариным и М. Е. Месмахером было создано легендарное училище Штиглица и знаменитый музей прикладного искусства. После смерти Штиглица в 1884 году, исполняя его завещание, Половцов на свои средства заканчивал строительство училища и пополнял коллекцию музея. Он говорил: «Россия будет счастливой, когда купцы будут жертвовать деньги на ученье и учебные цели без надежды получить медаль на шею». -  увлеченно рассказывает экскурсовод. Огромное ей спасибо!
По инициативе Половцова, бывшего страстным коллекционером, вместе с А. Л. Штиглицем, С. С. Гагариным и М. Е. Месмахером было создано легендарное училище Штиглица и знаменитый музей прикладного искусства. После смерти Штиглица в 1884 году, исполняя его завещание, Половцов на свои средства заканчивал строительство училища и пополнял коллекцию музея. Он говорил: «Россия будет счастливой, когда купцы будут жертвовать деньги на ученье и учебные цели без надежды получить медаль на шею». - увлеченно рассказывает экскурсовод. Огромное ей спасибо!
Как вы, наверное, догадались - сцена в ожидании очередного музыкального концерта.
Как вы, наверное, догадались - сцена в ожидании очередного музыкального концерта.
Комментарии к альбому