Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была вчера 19:46
Фотоальбом

Екатерининский дворец (Царское село)

В 1710 году Петр I подарил небольшую усадьбу Саари-мойс (в переводе с финского — «мыза на холме») своей жене Екатерине. Архитектор Иоганн Браунштайн построил здесь небольшой о 16-ти комнатах дворец, получивший название Екатерининский. Елизавета, дочь Петра и Екатерины, жила здесь после смерти родителей. Став императрицей, Елизавета Петровна решила превратить скромную усадьбу в роскошную парадную летнюю резиденцию. За 20 лет правления императрица Елизавета Петровна четыре раза в течение пятнадцати лет перестраивала дворец, каждый раз находя его недостаточно роскошным. Архитекторы Земцов, Квасов, Чевакинский постоянно переделывали и расширяли здание. Последней капитальной перестройкой руководил обер-архитектор императорского двора Франческо Бартоломео Растрелли, завершив ее всего за четыре года. Величественное, богато украшенное здание лазоревого цвета поражало и поражает воображение современников.

Следующая императрица, Екатерина Великая, не любившая барокко и отдававшая предпочтение античному искусству, повелела перестроить для себя южную часть дворца. Оформлением ее личных покоев занимался архитектор Чарльз Камерон в 1770-е годы. Внук императрицы Екатерины Великой Александр Первый поручил архитектору Стасову переделать несколько залов под свои личные покои в 1810-х годах. В 1860-х годах архитектор Монигетти должен был построить новую Парадную лестницу — это стало завершающей переделкой царской резиденции. История дворца едва не оборвалась в Великую Отечественную войну. Три года в Пушкине хозяйничали немцы, оставив от некогда великолепного здания обгорелые руины. Реставраторы с блеском выполнили сложнейшую задачу в послевоенные годы, возродив Екатерининский дворец из пепла. В один из мартовских дней 2020 года мы решили прокатиться в Царское Село, зная наверняка, что попадем в Екатеринский дворец без очереди — Петербург отустел без китайских туристов, сидящих взаперти из-за коронавируса. В сентябре 2019 года мысль попасть внутрь дворца казалась из области фантастики.

Фотография Екатерининского дворца, сделанная мной  1 сентября. Погода в тот день  была веселенькая, солнечная. В марте под  серым небом дворец тоже смотрится шикарно, но не так оптимистично.
Фотография Екатерининского дворца, сделанная мной 1 сентября. Погода в тот день была веселенькая, солнечная. В марте под серым небом дворец тоже смотрится шикарно, но не так оптимистично.
 Прекрасное  здание в стиле барокко, украшенное  лепниной и изображениями атлантов, золоченым орнаментом и  белоснежными  колоннами, эффектно выделяющимися на лазоревом фоне.  1 сентября 2019 года  ко дворцу было не пробиться из-за китайских туристов.  Если выбирать из двух досаждающих обстоятельств: "коронавирус" и  "заполонивший все, массовый китайский турист", то в наше непростое время  я бы отдала предпочтение  китайскому туристу - пусть бы лучше были огромные  очереди, отнимающие перспективу свободно проникнуть во дворец.  Мир изменился...увы, не к лучшему.
Прекрасное здание в стиле барокко, украшенное лепниной и изображениями атлантов, золоченым орнаментом и белоснежными колоннами, эффектно выделяющимися на лазоревом фоне. 1 сентября 2019 года ко дворцу было не пробиться из-за китайских туристов. Если выбирать из двух досаждающих обстоятельств: "коронавирус" и "заполонивший все, массовый китайский турист", то в наше непростое время я бы отдала предпочтение китайскому туристу - пусть бы лучше были огромные очереди, отнимающие перспективу свободно проникнуть во дворец. Мир изменился...увы, не к лучшему.
Первое, что видят посетители Екатерининского дворца после прохождение билетного контроля, поднимаясь к парадным залам дворца – это Парадная (или Главная) роскошная мраморная лестница в стиле рококо со сквозными резными балюстрадами и фигурными вазами. С балкона, выходящего на парадный плац, Екатерина II наблюдала проходившие церемониальным маршем полки, возвращавшиеся с парадов или манёвров, а на ступенях крытого подъезда лестницы, образованного  балконом, устраивалась ложа, в которой присутствовал последний император Николай II во время Высочайших смотров.
Первое, что видят посетители Екатерининского дворца после прохождение билетного контроля, поднимаясь к парадным залам дворца – это Парадная (или Главная) роскошная мраморная лестница в стиле рококо со сквозными резными балюстрадами и фигурными вазами. С балкона, выходящего на парадный плац, Екатерина II наблюдала проходившие церемониальным маршем полки, возвращавшиеся с парадов или манёвров, а на ступенях крытого подъезда лестницы, образованного балконом, устраивалась ложа, в которой присутствовал последний император Николай II во время Высочайших смотров.
Просыпающийся Амур на Восточной стороне парадной лестницы
Просыпающийся Амур на Восточной стороне парадной лестницы
Засыпающий Амур на западной стороне главной лестницы. 
Засыпающий Амур на западной стороне главной лестницы. 
Самым впечатляющим парадным залом дворца является Большой или Тронный зал. Светлая галерея, как называли зал в восемнадцатом веке, занимает всю ширину здания и имеет площадь более тысячи квадратных метров. Он был предназначен для торжественных дипломатических приемов, балов, светских раутов. Благодаря 13 большим окнам с каждой стороны и зеркалам между ними, архитектор Ф. Б.  Растрелли смог добиться такого эффекта, что зал кажется огромным и бесконечным, а любой звук повторяется 32 раза, согласно воле  Императрицы, желающей  придать своему голосу властную силу. При реставрации зала после войны архитекторы долго пытались восстановить этот  акустический эффект.
Самым впечатляющим парадным залом дворца является Большой или Тронный зал. Светлая галерея, как называли зал в восемнадцатом веке, занимает всю ширину здания и имеет площадь более тысячи квадратных метров. Он был предназначен для торжественных дипломатических приемов, балов, светских раутов. Благодаря 13 большим окнам с каждой стороны и зеркалам между ними, архитектор Ф. Б. Растрелли смог добиться такого эффекта, что зал кажется огромным и бесконечным, а любой звук повторяется 32 раза, согласно воле Императрицы, желающей придать своему голосу властную силу. При реставрации зала после войны архитекторы долго пытались восстановить этот акустический эффект.
Большой зал или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, построенная  в стиле русского барокко  в 1752 - 1756 годах.Летом весь зал пронизан солнечным светом, играющим на позолоте, а вечером здесь зажигаются 696 свечей (электрических) в золочёных бра, расположенных по сторонам от зеркал.
Большой зал или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, построенная в стиле русского барокко в 1752 - 1756 годах.Летом весь зал пронизан солнечным светом, играющим на позолоте, а вечером здесь зажигаются 696 свечей (электрических) в золочёных бра, расположенных по сторонам от зеркал.
Золоченная резьба, плафоны и зеркала вокруг — от всего этого дыхание перехватывает, и хочется рассмотреть и запомнить каждую частицу украшения зала.
Золоченная резьба, плафоны и зеркала вокруг — от всего этого дыхание перехватывает, и хочется рассмотреть и запомнить каждую частицу украшения зала.
Плафон «Триумф России» славит ее победы, процветание наук и искусств. Центральное место в трехчастной композиции занимает женская фигура, олицетворяющая Россию. Написана она очень динамично, на фоне бескрайнего неба и легких облаков, создающих ощущение безграничности пространства зала
Плафон «Триумф России» славит ее победы, процветание наук и искусств. Центральное место в трехчастной композиции занимает женская фигура, олицетворяющая Россию. Написана она очень динамично, на фоне бескрайнего неба и легких облаков, создающих ощущение безграничности пространства зала
 Повторяющийся геометрический рисунок паркета из ценных пород древесины.
Повторяющийся геометрический рисунок паркета из ценных пород древесины.
Согласно канонам  стиля барокко,  Б. Ф. Растрелли спроектировал внутренние помещения в виде парадной анфилады, то есть  все залы дворца выстроены в единую линию, и каждая  комната переходит в следующую, не перемежаясь перемычками и коридорами. В Екатерининском дворце находится  самая длинная анфилада, спроектированная Растрелли, ее длина около 300 метров. Анфилада получила название Золотой из-за обилия резных позолоченных украшений, обрамлявших стены и дверные проемы. Когда-то Императрица шла сквозь эту анфиладу, вся окруженная золотом, будто оживший портрет в золотой раме, а сегодня бродят любопытные туристы
Согласно канонам стиля барокко, Б. Ф. Растрелли спроектировал внутренние помещения в виде парадной анфилады, то есть все залы дворца выстроены в единую линию, и каждая комната переходит в следующую, не перемежаясь перемычками и коридорами. В Екатерининском дворце находится самая длинная анфилада, спроектированная Растрелли, ее длина около 300 метров. Анфилада получила название Золотой из-за обилия резных позолоченных украшений, обрамлявших стены и дверные проемы. Когда-то Императрица шла сквозь эту анфиладу, вся окруженная золотом, будто оживший портрет в золотой раме, а сегодня бродят любопытные туристы
Стеклянные двери из Большого (Тронного) зала ведут в три антикамеры ( от итальянского  anticamera — передняя), которые перекликаются с ним по архитектурному решению. Общая площадь антикамер - около 1000 кв.м. Авторство декора залов принадлежит гениальному архитектору елизаветинской эпохи - Расстрелли.
Изначально эти помещения служили для ожидания приёмов и выхода Елизаветы Петровны
Стеклянные двери из Большого (Тронного) зала ведут в три антикамеры ( от итальянского anticamera — передняя), которые перекликаются с ним по архитектурному решению. Общая площадь антикамер - около 1000 кв.м. Авторство декора залов принадлежит гениальному архитектору елизаветинской эпохи - Расстрелли. Изначально эти помещения служили для ожидания приёмов и выхода Елизаветы Петровны
Первая антикамера отличается значительным размером и обилием резного декора, её убранство самое богатое из всех антикамер дворца. Объёмно-цветовой акцент создают печи, украшенные изразцами с кобальтовой росписью. Существенным дополнением к пышному барочному убранству антикамер, являются потолки с огромными живописными плафонами на мифологические сюжеты и повторяющийся геометрический рисунок паркета из ценных пород древесины
Первая антикамера отличается значительным размером и обилием резного декора, её убранство самое богатое из всех антикамер дворца. Объёмно-цветовой акцент создают печи, украшенные изразцами с кобальтовой росписью. Существенным дополнением к пышному барочному убранству антикамер, являются потолки с огромными живописными плафонами на мифологические сюжеты и повторяющийся геометрический рисунок паркета из ценных пород древесины
Наш милый экскурсовод и одна из типовых многоярусных изразцовых печей с кобальтовой росписью, колоннами и нишами. Подобные печи, созданные по эскизам Растрелли, были неотъемлемой частью всех залов парадной анфилады дворца.
Наш милый экскурсовод и одна из типовых многоярусных изразцовых печей с кобальтовой росписью, колоннами и нишами. Подобные печи, созданные по эскизам Растрелли, были неотъемлемой частью всех залов парадной анфилады дворца.
В Первой антикамере Екатерина II распорядилась создать  театр, где устраивались спектакли и проводились небольшие комнатные балы.
В Первой антикамере Екатерина II распорядилась создать театр, где устраивались спектакли и проводились небольшие комнатные балы.
Окна в первой антикамере
Окна в первой антикамере
В первой Антикамере плафон украшен композицией  «Триумф Бахуса и Ариадны»
В первой Антикамере плафон украшен композицией «Триумф Бахуса и Ариадны»
Фрагмент камина первой антикамеры
Фрагмент камина первой антикамеры
В музее-заповеднике «Царское Село» (вторая антикамера Екатерининского дворца)  во время нашего посещения была открыта  выставка «Фамильное серебро дворянского рода. Клад из особняка Нарышкиных». 
Это предметы из самого крупного в отечественной истории клада, обнаруженного в 2012-м году  в тайной комнате петербургского особняка. То есть мы были одними из немногих, кто  увидел впервые  эти сокровища, доступные для  посетителей Екатерининского дворца. Раритеты, принадлежавшие Нарышкиным,  поступили на хранение в его собрание.
В музее-заповеднике «Царское Село» (вторая антикамера Екатерининского дворца) во время нашего посещения была открыта выставка «Фамильное серебро дворянского рода. Клад из особняка Нарышкиных». Это предметы из самого крупного в отечественной истории клада, обнаруженного в 2012-м году в тайной комнате петербургского особняка. То есть мы были одними из немногих, кто увидел впервые эти сокровища, доступные для посетителей Екатерининского дворца. Раритеты, принадлежавшие Нарышкиным, поступили на хранение в его собрание.
«Клад Нарышкиных» можно считать самым крупным в отечественной истории (почти все вещи российских дворянских родов после революции были или вывезены за границу,  экспроприированы, переданы в музеи или распроданы по отдельности). Этот клад во многом уникален: он включает более двух тысяч предметов из серебра XIX – начала XX века (несколько предметов имеют ювелирные клейма, относящиеся к концу XVIII века). Предметы выполнены лучшими ювелирами своего времени.
«Клад Нарышкиных» можно считать самым крупным в отечественной истории (почти все вещи российских дворянских родов после революции были или вывезены за границу, экспроприированы, переданы в музеи или распроданы по отдельности). Этот клад во многом уникален: он включает более двух тысяч предметов из серебра XIX – начала XX века (несколько предметов имеют ювелирные клейма, относящиеся к концу XVIII века). Предметы выполнены лучшими ювелирами своего времени.
В экспозицию вошли более 700 предметов из серебра и золота конца XVIII – начала XX века. Они демонстрируют виртуозную и многогранную работу лучших мастеров России и Франции. При изготовлении использовалась разная техника: литье, гравировка, золочение, чеканка, резьба.
В экспозицию вошли более 700 предметов из серебра и золота конца XVIII – начала XX века. Они демонстрируют виртуозную и многогранную работу лучших мастеров России и Франции. При изготовлении использовалась разная техника: литье, гравировка, золочение, чеканка, резьба.
Главный герой выставки – великолепный парадный столовый сервиз фирмы Игнатия Сазикова (около 200 предметов). Вещи изготовлены в Москве и Санкт-Петербурге в 1860 – 1870 годах. В этот же комплект входят предметы, выполненные фирмой Ивана Хлебникова (Санкт-Петербург, конец 1880-х годов)
Главный герой выставки – великолепный парадный столовый сервиз фирмы Игнатия Сазикова (около 200 предметов). Вещи изготовлены в Москве и Санкт-Петербурге в 1860 – 1870 годах. В этот же комплект входят предметы, выполненные фирмой Ивана Хлебникова (Санкт-Петербург, конец 1880-х годов)
Еще один роскошный комплект
Еще один роскошный комплект
Комплект составляют самовар, чарки, сотейники, сухарницы, тарелки, солонки, ножи, вилки, ложки. При их изготовлении мастера использовали шутливые пословицы, поговорки. На большой чаше для вина выгравировано: «Загорелась душа до винного ковша», а на каждой чарке своя индивидуальная: «И курица тоже пьет», «Злое семя крапива, не сварить из него пива», «Пей за столом, а не пей за столбом», «Знать птицу по перьям, а молодца по речам». Предметы выполнены из серебра 875-й пробы.
Комплект составляют самовар, чарки, сотейники, сухарницы, тарелки, солонки, ножи, вилки, ложки. При их изготовлении мастера использовали шутливые пословицы, поговорки. На большой чаше для вина выгравировано: «Загорелась душа до винного ковша», а на каждой чарке своя индивидуальная: «И курица тоже пьет», «Злое семя крапива, не сварить из него пива», «Пей за столом, а не пей за столбом», «Знать птицу по перьям, а молодца по речам». Предметы выполнены из серебра 875-й пробы.
Триумф фирмы Игнатия Сазикова завершают четыре крупных предмета: два основания под фруктовые вазы и два парных канделябра на 11 свечей, все – со сложными многофигурными композициями в основаниях (на канделябрах в ветвях дуба сидят ребенок с гармошкой и крестьянин с балалайкой, вокруг дерева хоровод из крестьян).
Триумф фирмы Игнатия Сазикова завершают четыре крупных предмета: два основания под фруктовые вазы и два парных канделябра на 11 свечей, все – со сложными многофигурными композициями в основаниях (на канделябрах в ветвях дуба сидят ребенок с гармошкой и крестьянин с балалайкой, вокруг дерева хоровод из крестьян).
Мимо не пройдешь, верней не уйдешь без сделанного фото.
Мимо не пройдешь, верней не уйдешь без сделанного фото.
Еще одна антикамера, обязанная подготовить  посетителей к аудиенции с Государыней императрицей и к великолепию Большого зала, дабы избежать  культурного шока.
Еще одна антикамера, обязанная подготовить посетителей к аудиенции с Государыней императрицей и к великолепию Большого зала, дабы избежать культурного шока.
 Лионский зал. Один из самых красивых и богатых  в Екатерининском дворце. Редкий по изысканности эффект получился благодаря сочетанию «золотого» шелка с синим лазуритовым декором. На отделку из лазурита мастера израсходовали почти полторы тонны камня, в декоре дверей и паркета использовали «разноцветных заморских 12 сортов дерев» и перламутр.
Лионский зал. Один из самых красивых и богатых в Екатерининском дворце. Редкий по изысканности эффект получился благодаря сочетанию «золотого» шелка с синим лазуритовым декором. На отделку из лазурита мастера израсходовали почти полторы тонны камня, в декоре дверей и паркета использовали «разноцветных заморских 12 сортов дерев» и перламутр.
Интерьер был создан во второй половине 18 века архитектором Чарльзом Камероном для Екатерины II. Позднее оформление апартаментов было обновлено по проекту архитектора Ипполита Монигетти. Мебель и стены императорских апартаментов были отделаны шелком, изготовленным в Лионе (Франция). В годы Великой Отечественной войны уникальный интерьер был уничтожен.
Интерьер был создан во второй половине 18 века архитектором Чарльзом Камероном для Екатерины II. Позднее оформление апартаментов было обновлено по проекту архитектора Ипполита Монигетти. Мебель и стены императорских апартаментов были отделаны шелком, изготовленным в Лионе (Франция). В годы Великой Отечественной войны уникальный интерьер был уничтожен.

В ходе реставрационных работ были воссозданы детали, мозаичные панели из афганского  лазурита, текстильное убранство. Шелковые «золотые» обои были изготовлены в Лионе по сохраненному образцу. Они стали точной копией оригинальной ткани, образец которой сохранился.
В ходе реставрационных работ были воссозданы детали, мозаичные панели из афганского лазурита, текстильное убранство. Шелковые «золотые» обои были изготовлены в Лионе по сохраненному образцу. Они стали точной копией оригинальной ткани, образец которой сохранился.
Лионский шелк. Лион вспомнился и  Эмиль Золя, написавший "Дамское счастье". В запасниках дворца нашлись фрагменты раритетной ткани, по которым сегодняшним преемникам лионских мастеров успешно удалось воссоздать ткань цвета "золотой бутон". В соответствии с разработанным музеем проектом воссоздания обивки стен, ткани на мебель и портьеры современные лионские специалисты изготовили 320 метров ткани «золотой бутон». Таким образом, шелк виртуозной работы, созданный французскими мастерами, вновь стал главным декоративным элементом зала.
Лионский шелк. Лион вспомнился и Эмиль Золя, написавший "Дамское счастье". В запасниках дворца нашлись фрагменты раритетной ткани, по которым сегодняшним преемникам лионских мастеров успешно удалось воссоздать ткань цвета "золотой бутон". В соответствии с разработанным музеем проектом воссоздания обивки стен, ткани на мебель и портьеры современные лионские специалисты изготовили 320 метров ткани «золотой бутон». Таким образом, шелк виртуозной работы, созданный французскими мастерами, вновь стал главным декоративным элементом зала.
Соглашение между ПАО «Газпром», фондом ENGIE и музеем-заповедником «Царское Село» об участии в воссоздании Лионского зала Екатерининского дворца было подписано в мае 2018 года на Петербургском международном экономическом форуме. Спустя год, 5 июня 2019-го, архитектурный шедевр предстал во всем блеске декоративной отделки. Он производит такое же ошеломляющее впечатление, как и столетия назад, благодаря таланту и умению российских и французских мастеров. В роскоши отделки и мастерстве исполнения Лионский зал не уступает знаменитой Янтарной комнате.
Соглашение между ПАО «Газпром», фондом ENGIE и музеем-заповедником «Царское Село» об участии в воссоздании Лионского зала Екатерининского дворца было подписано в мае 2018 года на Петербургском международном экономическом форуме. Спустя год, 5 июня 2019-го, архитектурный шедевр предстал во всем блеске декоративной отделки. Он производит такое же ошеломляющее впечатление, как и столетия назад, благодаря таланту и умению российских и французских мастеров. В роскоши отделки и мастерстве исполнения Лионский зал не уступает знаменитой Янтарной комнате.
Дверные порталы из лазурита – полудрагоценного синего камня с белыми и золотистыми вкраплениями, который редко встречается в природе. В нашей стране его можно  найти лишь  в Забайкалье, но там другой оттенок, более голубой. Поэтому использовался лазурит из Афганистана». Всего для воссоздания отделки зала потребовалось около одной тонны камня.
Дверные порталы из лазурита – полудрагоценного синего камня с белыми и золотистыми вкраплениями, который редко встречается в природе. В нашей стране его можно найти лишь в Забайкалье, но там другой оттенок, более голубой. Поэтому использовался лазурит из Афганистана». Всего для воссоздания отделки зала потребовалось около одной тонны камня.
Люстра поражает воображение
Люстра поражает воображение
Плафон для люстры
Плафон для люстры
Арабесковый зал – был первым из воссозданных интерьеров Екатерининского дворца на половине Екатерины II. Интересны каминные часы и канделябры с нимфами повязывающими банты. Если будете бродить по дворцу, приглядитесь попристальней.
Арабесковый зал – был первым из воссозданных интерьеров Екатерининского дворца на половине Екатерины II. Интересны каминные часы и канделябры с нимфами повязывающими банты. Если будете бродить по дворцу, приглядитесь попристальней.
Арабесковый зал – один из самых изящных и элегантных интерьеров дворца. Императрица в этой комнате устраивала приемы, играла с придворными в шахматы и шашки. Арабески – тип восточного орнамента, составляющего украшение стен этого зала. На полу лежит уникальный ковер восемнадцатого века, прославляющий победы над турками светлейшего князя Потемкина. Ковер был выткан во Франции по заказу русского двора.
Арабесковый зал – один из самых изящных и элегантных интерьеров дворца. Императрица в этой комнате устраивала приемы, играла с придворными в шахматы и шашки. Арабески – тип восточного орнамента, составляющего украшение стен этого зала. На полу лежит уникальный ковер восемнадцатого века, прославляющий победы над турками светлейшего князя Потемкина. Ковер был выткан во Франции по заказу русского двора.
Кавалерская столовая имеет архитектурный декор, характерный для стиля барокко с обилием позолоченного орнамента. Большая  печь, покрытая изразцами, исполненными по образцу дельфтской керамики, восстановлена после войны. О предназначении комнаты напоминает фигурный стол, сервированный предметами из трех орденских сервизов, заказанных на фабрике Гарднера Екатериной II. Фарфоровая посуда украшена изображениями лент и орденов Святого Георгия, Андрея Первозванного и Святого Владимира и предназначалась специально для торжественных ужинов, куда приглашались кавалеры этих орденов
Кавалерская столовая имеет архитектурный декор, характерный для стиля барокко с обилием позолоченного орнамента. Большая печь, покрытая изразцами, исполненными по образцу дельфтской керамики, восстановлена после войны. О предназначении комнаты напоминает фигурный стол, сервированный предметами из трех орденских сервизов, заказанных на фабрике Гарднера Екатериной II. Фарфоровая посуда украшена изображениями лент и орденов Святого Георгия, Андрея Первозванного и Святого Владимира и предназначалась специально для торжественных ужинов, куда приглашались кавалеры этих орденов
Во времена Елизаветы Петровны в Кавалерской столовой размещался караул кавалергардов, и проходили приёмы кавалеров Российских орденов — Андреевского, Георгиевского, Владимирского и Александра Невского, что собственно и дало название комнате.
Во времена Елизаветы Петровны в Кавалерской столовой размещался караул кавалергардов, и проходили приёмы кавалеров Российских орденов — Андреевского, Георгиевского, Владимирского и Александра Невского, что собственно и дало название комнате.
Сегодня на столах в Кавалерской столовой представлены предметы знаменитых орденских сервизов. Раньше они украшали праздничные столы в дни торжеств, посвящённых покровителям наиболее почётных отечественных наград: орденов Андрея Первозванного, Святого Георгия, Святого Александра Невского и Святого Владимира.
Сегодня на столах в Кавалерской столовой представлены предметы знаменитых орденских сервизов. Раньше они украшали праздничные столы в дни торжеств, посвящённых покровителям наиболее почётных отечественных наград: орденов Андрея Первозванного, Святого Георгия, Святого Александра Невского и Святого Владимира.
Стол для приемов кавалеров Российского Георгиевского ордена
Стол для приемов кавалеров Российского Георгиевского ордена
Званые обеды устраивались в разных залах дворца. В Кавалерской столовой, чаще, чем в остальных, проходили приёмы, рассчитанные на небольшие группы гостей, а так же проводились небольшие «комнатные балы».
Званые обеды устраивались в разных залах дворца. В Кавалерской столовой, чаще, чем в остальных, проходили приёмы, рассчитанные на небольшие группы гостей, а так же проводились небольшие «комнатные балы».
Белая Парадная столовая предназначалась для повседневных обедов Императорской семьи. Фигурный стол, стоящий в центре комнаты, сервирован посудой, принадлежавшей императрице Марии Федоровне. Пышным церемониям соответствовала изысканная сервировка. На столах зачастую били фонтанчики вина и количество блюд во время парадного обеда елизаветинского периода доходило до 80-ти.
Белая Парадная столовая предназначалась для повседневных обедов Императорской семьи. Фигурный стол, стоящий в центре комнаты, сервирован посудой, принадлежавшей императрице Марии Федоровне. Пышным церемониям соответствовала изысканная сервировка. На столах зачастую били фонтанчики вина и количество блюд во время парадного обеда елизаветинского периода доходило до 80-ти.
Посреди стола находится интересное украшение – «сюрту де табль», изображающий фарфоровую копию одной из беседок Екатерининского парка.
Посреди стола находится интересное украшение – «сюрту де табль», изображающий фарфоровую копию одной из беседок Екатерининского парка.
Белая парадная столовая украшена картинами Иоганна Гроота – живопись этого мастера посвящена теме охотничьих трофеев. На овальном столе выставлен изящный сервис, изготовленный на знаменитой Мейсенской фарфоровой мануфактуре.
Белая парадная столовая украшена картинами Иоганна Гроота – живопись этого мастера посвящена теме охотничьих трофеев. На овальном столе выставлен изящный сервис, изготовленный на знаменитой Мейсенской фарфоровой мануфактуре.
Малиновая столбовая комната. Два  соседних зала царского дворца, имеющие оригинальное оформление. Растрелли решил украсить залы  имитацией колонн, поддерживающих своды потолка – плоскими пилястрами. Насыщенный малиновый и зеленый цвет пилястр, или «столбов» (отсюда название залов), дает обыкновенная фольга под стеклом. Во времена Растрелли фольгу делали из настоящего серебра.
Малиновая столбовая комната. Два соседних зала царского дворца, имеющие оригинальное оформление. Растрелли решил украсить залы имитацией колонн, поддерживающих своды потолка – плоскими пилястрами. Насыщенный малиновый и зеленый цвет пилястр, или «столбов» (отсюда название залов), дает обыкновенная фольга под стеклом. Во времена Растрелли фольгу делали из настоящего серебра.
При Екатерине II Малиновая Столбовая использовалась как игровая комната - теперь здесь на ломберном столике представлены уникальные шахматы из резной кости китайского работы XVIII века.
При Екатерине II Малиновая Столбовая использовалась как игровая комната - теперь здесь на ломберном столике представлены уникальные шахматы из резной кости китайского работы XVIII века.
 В Зеленой столбовой при Екатерине II была буфетная
В Зеленой столбовой при Екатерине II была буфетная
Парадный портрет Императрицы Елизаветы Петровны.
Парадный портрет Императрицы Елизаветы Петровны.
Жемчужиной Екатерининского дворца является Янтарная комната. Панели, отделанные балтийским янтарем, царь Петр получил в подарок от правителя Пруссии. Елизавета Петровна повелела архитектору Растрелли украсить один из залов ее новой летней резиденции чудесными янтарными панелями, доставшимися в наследство от отца. Янтарная комната – уникальный пример применения янтаря в столь масштабных отделочных работах, поскольку янтарь – материал очень хрупкий и чувствительный к солнечному свету
Жемчужиной Екатерининского дворца является Янтарная комната. Панели, отделанные балтийским янтарем, царь Петр получил в подарок от правителя Пруссии. Елизавета Петровна повелела архитектору Растрелли украсить один из залов ее новой летней резиденции чудесными янтарными панелями, доставшимися в наследство от отца. Янтарная комната – уникальный пример применения янтаря в столь масштабных отделочных работах, поскольку янтарь – материал очень хрупкий и чувствительный к солнечному свету
Янтарная комната должна была выполнять функции кабинета, где можно было уединиться, или, например, поиграть в карты. Янтарные панно были преподнесены прусским королем Фридрихом Вильгельмом I в качестве дипломатического дара Петру I.
Янтарная комната должна была выполнять функции кабинета, где можно было уединиться, или, например, поиграть в карты. Янтарные панно были преподнесены прусским королем Фридрихом Вильгельмом I в качестве дипломатического дара Петру I.
К величайшему сожалению Янтарная комната была полностью утрачена в годы Великой Отечественной войны. После того, как фашисты заняли Царское село, она была вывезена за пределы России. По одной из  версий - в Кёнигсберг, по другой - комната  спрятана на дне Балтийского моря. До сих пор эта тайна не раскрыта.
К величайшему сожалению Янтарная комната была полностью утрачена в годы Великой Отечественной войны. После того, как фашисты заняли Царское село, она была вывезена за пределы России. По одной из версий - в Кёнигсберг, по другой - комната спрятана на дне Балтийского моря. До сих пор эта тайна не раскрыта.
Над восстановлением комнаты трудились ученые и мастера янтарного дела Царского села с 1979 года. Они восстанавливали комнату по сохранившимся фотографиям. Янтарная комнтата была полностью восстановлена в 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга.
Над восстановлением комнаты трудились ученые и мастера янтарного дела Царского села с 1979 года. Они восстанавливали комнату по сохранившимся фотографиям. Янтарная комнтата была полностью восстановлена в 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга.
Огонь свечей и полуденный свет солнца отражался в зеркалах и янтарных панно, оживляя комнату, насыщая ее теплым янтарным светом.
Огонь свечей и полуденный свет солнца отражался в зеркалах и янтарных панно, оживляя комнату, насыщая ее теплым янтарным светом.
Фантазия Растрелли позволила ему собрать панно, чередуя их с зеркалами до пола, золоченой резьбой, золочеными рамами и светильниками, резными янтарными медальонами.
Фантазия Растрелли позволила ему собрать панно, чередуя их с зеркалами до пола, золоченой резьбой, золочеными рамами и светильниками, резными янтарными медальонами.
29 апреля 2000 года в Россию министром по делам культуры Федеральной Республики Германии были переданы некоторые фрагменты с панелей — комод из янтаря и мозаика "Обоняние и осязание". Они были конфискованы у одного нотариуса, который пытался их продать.
29 апреля 2000 года в Россию министром по делам культуры Федеральной Республики Германии были переданы некоторые фрагменты с панелей — комод из янтаря и мозаика "Обоняние и осязание". Они были конфискованы у одного нотариуса, который пытался их продать.
На стенах мы  сейчас можем увидеть 5 панно в технике флорентийской мозаики на тему "Аллегория пяти чувств человека".
На стенах мы сейчас можем увидеть 5 панно в технике флорентийской мозаики на тему "Аллегория пяти чувств человека".
Наверное, обоняние - про пять чувств.
Наверное, обоняние - про пять чувств.
Малая Белая столовая -личные покои императрицы Елизаветы Петровны,
а позднее - Екатерины II, в свою очередь передавшей их своему внуку - будущему императору Александру I. Отделка зала была выполнена в барочном стиле по проекту Ф. Б. Растрелли.   Интерьер дополнен  печью с «гамбургскими» изразцами, картинами в резных золоченых рамах и наборным паркетом. С северной стороны зала выставлено историческое бюро, заказанное лично Екатериной II.
Малая Белая столовая -личные покои императрицы Елизаветы Петровны, а позднее - Екатерины II, в свою очередь передавшей их своему внуку - будущему императору Александру I. Отделка зала была выполнена в барочном стиле по проекту Ф. Б. Растрелли. Интерьер дополнен печью с «гамбургскими» изразцами, картинами в резных золоченых рамах и наборным паркетом. С северной стороны зала выставлено историческое бюро, заказанное лично Екатериной II.
Созданная по проекту архитектора Ф. Растрелли в 1752–1756 годах Китайская гостиная Александра I относилась к личным императорским покоям. Ее интерьер выделялся среди комнат Золотой анфилады дворца шелковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере.
Созданная по проекту архитектора Ф. Растрелли в 1752–1756 годах Китайская гостиная Александра I относилась к личным императорским покоям. Ее интерьер выделялся среди комнат Золотой анфилады дворца шелковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере.
При реставрации гостиной после Великой Отечественной войны утраченный китайский шелк был заменен белым штофом.  В настоящее время расписные шелковые обои зала воссозданы по уцелевшему образцу шелка.
При реставрации гостиной после Великой Отечественной войны утраченный китайский шелк был заменен белым штофом. В настоящее время расписные шелковые обои зала воссозданы по уцелевшему образцу шелка.
Живопись и предметы убранства Китайской гостиной Александра I, сохраненные в эвакуации, заняли свои исторические места. На стены вернулись выполненные неизвестными художниками картины
Живопись и предметы убранства Китайской гостиной Александра I, сохраненные в эвакуации, заняли свои исторические места. На стены вернулись выполненные неизвестными художниками картины
Портреты Петра I и Екатерины I,
Портреты Петра I и Екатерины I,
Интерьер  Зеленой столовой Екатерининского дворца, выполненный  в 1779 году по проекту Ч. Камерона. Столовая декорирована белыми лепными орнаментами на античные мотивы и медальонами с танцующими амурами.
Интерьер Зеленой столовой Екатерининского дворца, выполненный в 1779 году по проекту Ч. Камерона. Столовая декорирована белыми лепными орнаментами на античные мотивы и медальонами с танцующими амурами.
Наиболее эффектно решена северная стена комнаты, в центре которой установлен мраморный камин.
Наиболее эффектно решена северная стена комнаты, в центре которой установлен мраморный камин.
 Фигуры юношей и девушек в античных одеяниях. Скульптурное убранство дополняют медальоны с танцующими амурами
Фигуры юношей и девушек в античных одеяниях. Скульптурное убранство дополняют медальоны с танцующими амурами
Портретный зал. Портрет Александры Федоровны
Портретный зал. Портрет Александры Федоровны
Портретный зал. Пример парадного платья императрицы Елизаветы Петровны. Елизавета славилась тем, что никогда не надевала один и тот же наряд дважды. После её смерти в гардеробе насчитали больше 15 тысяч платьев. Императрица не позволяла приходить в «ношеных» нарядах и своим придворным дамам, которым было запрещено  выглядеть нарядней императрицы. Чтобы избежать «повторного использования», на выходе с дворцовых мероприятий дамские платья пачкали специально приставленные люди.
Портретный зал. Пример парадного платья императрицы Елизаветы Петровны. Елизавета славилась тем, что никогда не надевала один и тот же наряд дважды. После её смерти в гардеробе насчитали больше 15 тысяч платьев. Императрица не позволяла приходить в «ношеных» нарядах и своим придворным дамам, которым было запрещено выглядеть нарядней императрицы. Чтобы избежать «повторного использования», на выходе с дворцовых мероприятий дамские платья пачкали специально приставленные люди.
Комментарии к альбому