Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была вчера 15:29
Фотоальбом

Музей Академии художеств

Санкт-Петербург: полезная информация

В Санкт-Петербурге, на Университетской набережной, в величественном здании Академии художеств, построенном во второй половине 18 века, расположен первый в России публичный художественный музей, созданный для просвещения и воспитания будущих мастеров искусств.

Датой основания музея считается 1758 год, связанный с передачей в недавно основанную Академию произведений западноевропейского искусства из коллекции И. И. Шувалова. Его трудами в 1755 г. был создан Московский университет, а в 1757 г. — Академия художеств. По сути он стал ее первым президентом.

В дальнейшем академическое художественное собрание пополнялось щедрыми меценатами Екатериной Второй, Павлом Первым, Николаем Первым. Кроме того, дарителями Академии были и крупные коллекционеры, такие как Н. А. Кушелев-Безбородко.

К концу 19 века музей Академии художеств стал одним из крупнейших в России. Но, к сожалению, существенный урон академическому собранию нанесла государственная политика, осуществлявшаяся после Октябрьской револции 1917 г. Академия художеств была ликвидирована как учреждение императорской России, а значительная часть коллекции распределена между Эрмитажем, Русским музеем и Третьяковской галлереей. Периодически делались попытки возродить музей, но настоящее его восстановление началось лишь в 1933 г., когда к государственным мужам и идеогогам того времени вернулся здравый смысл — страна нуждалась в профессиональных художниках.

Современная история музея началась с 1947 г., он стал таким, как и задумывался еще в 18 веке — публичным, доступным. Поэтому грех не воспользоваться столь блестящей возможностью — посетить культурный центр, где, как и в прошлые века, в 21 веке будущие художники учатся рисовать, копируя в залах музея произведения античной и западноевропейской скульптуры и живописные полота, как это делали, будучи учениками, Карл Брюллов, Александр Иванов, Илья Репин и многие другие мастера русского искусства.

Меншиковский дворец После посещения Меншиковского дворца, который находится по соседству с Академией художеств, я подумала, что стоит заглянуть туда на экскурсию. Правда, спустя несколько дней снова вернулась в Академию, чтобы отдельно побывать на персональной выставке Н. Фешина и С. Эрьзи. Выставка «Возвращение. Николай Фешин и Степан Эрьзя

Знакомство с Академией художеств я осуществила в составе группы с экскурсоводом, которая провела нас по второму этажу, где хранятся художественные полотна и скульптура, затем по чугунной лестнице мы поднялись на третий этаж, чтобы посмотреть уникальные модели архитектурных памятников зодчества, потом нам показали залы, где собрано несметное количество слепков с античной и западноевропейской скульптуры. Было интересно!

Румянцевский сад на Университетской набережной Васильевского острова. По обеим сторонам от него находятся две известнейшие достопримечательности — здание Академии художеств и Меншиковский дворец
Румянцевский сад на Университетской набережной Васильевского острова. По обеим сторонам от него находятся две известнейшие достопримечательности — здание Академии художеств и Меншиковский дворец
Санкт-Петербург по праву называют столицей русского классицизма, где сохранилась россыпь монументальных зданий правильной формы, при взгляде на которые не возникает ни капли сомнения, к какому именно стилю они принадлежат. Вот так выглядит фасад здания Академии художеств на Университетской набережной.  Оно представляет собой гениальное творение архитекторов  Жан-Батист Валлен-Деламота, Александра Филипповича Кокоринова и Юрия Матвеевича Фельтена.
Санкт-Петербург по праву называют столицей русского классицизма, где сохранилась россыпь монументальных зданий правильной формы, при взгляде на которые не возникает ни капли сомнения, к какому именно стилю они принадлежат. Вот так выглядит фасад здания Академии художеств на Университетской набережной. Оно представляет собой гениальное творение архитекторов Жан-Батист Валлен-Деламота, Александра Филипповича Кокоринова и Юрия Матвеевича Фельтена.
В центре здания — портик главного входа. Между колоннами ионического ордера расположились статуи Геракла и Флоры. Геракл опирается на палицу, изготовленную из ясеня Киферонских садов. На палицу наброшена шкура Немейского льва. В левой руке за спиной он держит 3 золотых яблока из сада Гесперид. Рядом богиня цветов — Флора.
В центре здания — портик главного входа. Между колоннами ионического ордера расположились статуи Геракла и Флоры. Геракл опирается на палицу, изготовленную из ясеня Киферонских садов. На палицу наброшена шкура Немейского льва. В левой руке за спиной он держит 3 золотых яблока из сада Гесперид. Рядом богиня цветов — Флора.
Здание Академии художеств относится к ряду старейших построек города на Неве, которые хорошо сохранились до наших дней. К тому же, этот дом — настоящий шедевр XVIII века, раскрывающий как нельзя лучше путь и суть Санкт-Петербурга
Здание Академии художеств относится к ряду старейших построек города на Неве, которые хорошо сохранились до наших дней. К тому же, этот дом — настоящий шедевр XVIII века, раскрывающий как нельзя лучше путь и суть Санкт-Петербурга
Минерва, коронующая художества и науки. В римской мифологии богиня Минерва – покровительница искусств и ремесел.  Фигура богини искусств, наук и ремесел пятиметровой высоты окружена тремя гениями, символизирующими Живопись, Ваяние и Зодчество. Скульптурная группа «Минерва, коронующая художества и науки» на куполе в третий раз была восстановлена в 2003 году.
История статуи складывалась драматически: в 1819 году погибла из-за сильного ветра во время шторма, а в 1900г. была утрачена из-за пожара
Минерва, коронующая художества и науки. В римской мифологии богиня Минерва – покровительница искусств и ремесел. Фигура богини искусств, наук и ремесел пятиметровой высоты окружена тремя гениями, символизирующими Живопись, Ваяние и Зодчество. Скульптурная группа «Минерва, коронующая художества и науки» на куполе в третий раз была восстановлена в 2003 году. История статуи складывалась драматически: в 1819 году погибла из-за сильного ветра во время шторма, а в 1900г. была утрачена из-за пожара
Чтобы сфотографировать здание Академии, пришлось перебраться на набережную, а оказавшись в этом дивном уголке Петербурга, невозможно устоять перед величественным зрелищем, где Нева отчаянно борется со стужей, пытающейся укротить ее  норов. Пока Нева выходит победителем в схватке с морозом.
Чтобы сфотографировать здание Академии, пришлось перебраться на набережную, а оказавшись в этом дивном уголке Петербурга, невозможно устоять перед величественным зрелищем, где Нева отчаянно борется со стужей, пытающейся укротить ее норов. Пока Нева выходит победителем в схватке с морозом.
Поздороваться с суровым  грифончиком - как без этого!
Поздороваться с суровым грифончиком - как без этого!
Конференц-зал центр сегодняшнего музея и Академии в целом. Здесь проходит открытие выставок, научные конференции, защита дипломных работ выпускников Академии. Сожалею, что удалила фотографии зала, полагая, что не понадобятся. Овальные скамьи в этом зале перешли к современниками из 19 века. На них сиживали наши любимые известнейшие художники прошлого.
Конференц-зал центр сегодняшнего музея и Академии в целом. Здесь проходит открытие выставок, научные конференции, защита дипломных работ выпускников Академии. Сожалею, что удалила фотографии зала, полагая, что не понадобятся. Овальные скамьи в этом зале перешли к современниками из 19 века. На них сиживали наши любимые известнейшие художники прошлого.
В 1831 году под руководством архитектора К.А. Тона приступили к художественному оформлению купола, разместив в центре "Торжество на Олимпе по случаю водворения изящных искусств в России", созданное профессором В.К. Шебуевым
В 1831 году под руководством архитектора К.А. Тона приступили к художественному оформлению купола, разместив в центре "Торжество на Олимпе по случаю водворения изящных искусств в России", созданное профессором В.К. Шебуевым
В центре композиции изображен покровитель искусств, греческий бог Аполлон, мчащийся на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Его путь осыпают цветами богиня света Аврора и вестница богов богиня Ирида. Их сопровождают музы
В центре композиции изображен покровитель искусств, греческий бог Аполлон, мчащийся на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Его путь осыпают цветами богиня света Аврора и вестница богов богиня Ирида. Их сопровождают музы
Вестник богов Гермес и Слава, несущие на своих плечах хоругвь с надписью: "1764 4 ноября" - дата дарования Академии художеств "устава, штата и привилегии".
Вестник богов Гермес и Слава, несущие на своих плечах хоругвь с надписью: "1764 4 ноября" - дата дарования Академии художеств "устава, штата и привилегии".
На втором этаже в залах расположена экспозиция "Академического музеума". Она включает в себя произведения русской и западноевропейской живописи и скульптуры, которые входили в историческое собрание, а также дипломные работы 1920-1930гг.. На фотографии бюст Екатерины Второй работы Ф. И. Шубина ок. 1774г.
На втором этаже в залах расположена экспозиция "Академического музеума". Она включает в себя произведения русской и западноевропейской живописи и скульптуры, которые входили в историческое собрание, а также дипломные работы 1920-1930гг.. На фотографии бюст Екатерины Второй работы Ф. И. Шубина ок. 1774г.
Гальбах Иоганн. Модель памятника Алесандру Второму, 1870г. (проект не был осуществлен)
Гальбах Иоганн. Модель памятника Алесандру Второму, 1870г. (проект не был осуществлен)
Огромное полотно В.И. Якоби "Первое торжественное собрание Академии художеств 7 июля 1765 года", написанное к 125-летию дарования Императорской Академии художеств "устава, штатов и привилегии"
Огромное полотно В.И. Якоби "Первое торжественное собрание Академии художеств 7 июля 1765 года", написанное к 125-летию дарования Императорской Академии художеств "устава, штатов и привилегии"
Сюжет картины связан со значимым событием - инаугурацией Академии художеств. Молодая Екатерина Вторая с цесаревичем Павлом Петровичем   прибыли на церемонию, во время которой происходила закладка каменного здания и освещение церкви. На торжество также прибыли члены Сената и Синода, придворные, иностранные послы, члены Академии наук, художники.
Сюжет картины связан со значимым событием - инаугурацией Академии художеств. Молодая Екатерина Вторая с цесаревичем Павлом Петровичем прибыли на церемонию, во время которой происходила закладка каменного здания и освещение церкви. На торжество также прибыли члены Сената и Синода, придворные, иностранные послы, члены Академии наук, художники.
В центре - первые профессора от искусства получают дипломы из рук президента Академии художеств И.И. Бецкого, стоящего рядом с монархиней.
В центре - первые профессора от искусства получают дипломы из рук президента Академии художеств И.И. Бецкого, стоящего рядом с монархиней.
Среди гостей много узнаваемых лиц: братья Г.Г. и А.Г. Орловы, М.А. Румянцева, Е.Р. Дашкова, К.Г. Разумовский, Н.И. Панин, поэт Сумароков.
Среди гостей много узнаваемых лиц: братья Г.Г. и А.Г. Орловы, М.А. Румянцева, Е.Р. Дашкова, К.Г. Разумовский, Н.И. Панин, поэт Сумароков.
По обеим сторонам зала -портреты выдающихся государственных деятелей, избранных в почетные любители и почетные члены. На фотографии: "портрет графа Иоганна Эрнста фон Миниха" 1785г; "портрет Петра Васильевича Завадского, почетного любителя Академии, 1794г.; портрет шведского короля  Густава Третьего, почетного любителя Академии, 1770-е; "Портрет барона Петра Федоровича Мальтица, директора Академии и почетного члена, 1789г
По обеим сторонам зала -портреты выдающихся государственных деятелей, избранных в почетные любители и почетные члены. На фотографии: "портрет графа Иоганна Эрнста фон Миниха" 1785г; "портрет Петра Васильевича Завадского, почетного любителя Академии, 1794г.; портрет шведского короля Густава Третьего, почетного любителя Академии, 1770-е; "Портрет барона Петра Федоровича Мальтица, директора Академии и почетного члена, 1789г
Самая ранняя из дошедших до нас работ портретного класса - "Художник архитектуры, занимающийся в черчении планов и фасадов", написанная в 1807г. П.Н. Михайловым или Д.С. Пыльневым, учениками С.С. Щукина  (предполагаемый портрет известного французского архитектора Ж.-Б.-М. Валлен- Деламота, профессора Императорской Академии художеств, одного из авторов здания Академии.
Самая ранняя из дошедших до нас работ портретного класса - "Художник архитектуры, занимающийся в черчении планов и фасадов", написанная в 1807г. П.Н. Михайловым или Д.С. Пыльневым, учениками С.С. Щукина (предполагаемый портрет известного французского архитектора Ж.-Б.-М. Валлен- Деламота, профессора Императорской Академии художеств, одного из авторов здания Академии.
От Екатерины Второй, часто посещавшей экзамены в Академии, поступил портрет императрицы Священной Римской империи Марии Терезии кисти Петра Иоганна Коблера.
От Екатерины Второй, часто посещавшей экзамены в Академии, поступил портрет императрицы Священной Римской империи Марии Терезии кисти Петра Иоганна Коблера.
Не менее значимой для будущих художников стала присланная из Италии копия Г.И. Угрюмова "Похищение Европы" (1789г) с оригина П. Веронезе - пенсионерская работа была отправлена художником в Петербург в качестве отчета. В дальнейшем именно на  изучение рисунка у Рафаэля и колорита в полотнах венецианских живописцев (Тициана, Веронезе, Тинторетто) Академия ориентировала своих учеников
Не менее значимой для будущих художников стала присланная из Италии копия Г.И. Угрюмова "Похищение Европы" (1789г) с оригина П. Веронезе - пенсионерская работа была отправлена художником в Петербург в качестве отчета. В дальнейшем именно на изучение рисунка у Рафаэля и колорита в полотнах венецианских живописцев (Тициана, Веронезе, Тинторетто) Академия ориентировала своих учеников
Написанная в Риме в 1780-х годах Ангеликой Кауфман  монументальная, строго неоклассическая историческая картина, является одной из выдающихся работ художницы -«Спящий младенец Сервий Туллий» (1785) - Это парная картина к полотну «Узнанный Ахиллес» . Сюжет таков: у спящего младенца над головой появилось пламя огня. Встревоженная мать  бежит с кувшином воды, но её останавливают: "постойте, ведь это знак богов!" Мать послушно остановилась и любуется  огнем на собственном ребенке, с ним и правда, ничего дурного не произошло. Потом, когда он вырос, то стал императором Рима.
Написанная в Риме в 1780-х годах Ангеликой Кауфман монументальная, строго неоклассическая историческая картина, является одной из выдающихся работ художницы -«Спящий младенец Сервий Туллий» (1785) - Это парная картина к полотну «Узнанный Ахиллес» . Сюжет таков: у спящего младенца над головой появилось пламя огня. Встревоженная мать бежит с кувшином воды, но её останавливают: "постойте, ведь это знак богов!" Мать послушно остановилась и любуется огнем на собственном ребенке, с ним и правда, ничего дурного не произошло. Потом, когда он вырос, то стал императором Рима.
Ангелика Кауфман "Узнанный Ахиллес" (1789г) - сюжет античный. Мать Ахилла не хотела, чтоб сбылось предсказание, что он погибнет на войне под Троей, и спрятала его в женском коллективе. Греки знали, что без Ахилла им не победить троянцев, поэтому хитрый Одиссей отправился на поиски героя и явился во дворец Ликомеда с подарками для женщин, а также с копьем и щитом. Когда дочери царя и переодетый Ахилл рассматривали дары, неожиданно заиграла труба и раздался звон оружия. Решив, что это враги, Ахилл сбросил женскую одежду и схватил копье и щит.
Ангелика Кауфман "Узнанный Ахиллес" (1789г) - сюжет античный. Мать Ахилла не хотела, чтоб сбылось предсказание, что он погибнет на войне под Троей, и спрятала его в женском коллективе. Греки знали, что без Ахилла им не победить троянцев, поэтому хитрый Одиссей отправился на поиски героя и явился во дворец Ликомеда с подарками для женщин, а также с копьем и щитом. Когда дочери царя и переодетый Ахилл рассматривали дары, неожиданно заиграла труба и раздался звон оружия. Решив, что это враги, Ахилл сбросил женскую одежду и схватил копье и щит.
Антон Рафаэль Менгес "Персей и Андромеда"" (не позднее 1774г). Подготовительный картон к одноименной картине "Персей и Андромеда", находящейся в Эрмитаже, в 1844г. был приобретен  у  В.И. Григоровича. Гризайль выполнена Антоном Рафаэлем Менгесом - знаковой фигурой эпохи Просвещения, оказавшего большое влияние на художников разных стран.
Антон Рафаэль Менгес "Персей и Андромеда"" (не позднее 1774г). Подготовительный картон к одноименной картине "Персей и Андромеда", находящейся в Эрмитаже, в 1844г. был приобретен у В.И. Григоровича. Гризайль выполнена Антоном Рафаэлем Менгесом - знаковой фигурой эпохи Просвещения, оказавшего большое влияние на художников разных стран.
«Софонисба принимает яд», Грегорио Ладзарини. Конец 17в.- украшение музейной коллекции.  Сюжет трагедии взят из римской истории в изложении Тита Ливия. Софонисба -карфагенская царевна, возлюбленная нумидийского царя Массинисса, насильно выданная замуж за его брата, африканского царя Сифакса. Во время войны между Римом и Карфагеном Массинисса, пылая жаждой мщения, переходит на сторону Рима и после взятия Карфагена завладевает Софонисбой. Но римский полководец Сципион приказывает ему отдать любимую женщину Рима, так как она должна украсить собой триумфальную колесницу полководца, сокрушившего Рим. Массинисса должен подчиниться, но желает избавить возлюбленную от унижения и посылает ей кубок с ядом.  Она выпивает яд, чтобы не быть рабыней и не «обесчестить нашу кровь позором»
«Софонисба принимает яд», Грегорио Ладзарини. Конец 17в.- украшение музейной коллекции. Сюжет трагедии взят из римской истории в изложении Тита Ливия. Софонисба -карфагенская царевна, возлюбленная нумидийского царя Массинисса, насильно выданная замуж за его брата, африканского царя Сифакса. Во время войны между Римом и Карфагеном Массинисса, пылая жаждой мщения, переходит на сторону Рима и после взятия Карфагена завладевает Софонисбой. Но римский полководец Сципион приказывает ему отдать любимую женщину Рима, так как она должна украсить собой триумфальную колесницу полководца, сокрушившего Рим. Массинисса должен подчиниться, но желает избавить возлюбленную от унижения и посылает ей кубок с ядом. Она выпивает яд, чтобы не быть рабыней и не «обесчестить нашу кровь позором»
Картина Андреа Челести "Избиение младенцев", подаренная музею И.И. Шуваловым. В 1758 году он передал Академии 100 картин европейских мастеров и большое количество гравюр, положив начало художественному собранию. Остались лишь две - эта и "Минерва избивает гигантов"
Картина Андреа Челести "Избиение младенцев", подаренная музею И.И. Шуваловым. В 1758 году он передал Академии 100 картин европейских мастеров и большое количество гравюр, положив начало художественному собранию. Остались лишь две - эта и "Минерва избивает гигантов"
Карраччи Ф. Неверие Фомы. Первая половина XVII века. Фразеологизм «Фома неверующий» мы нередко употребляем в повседневной жизни. Но не многие помнят этимологию этого оборота. Происхождение его возвращает нас к событиям, произошедшим сразу после Воскресения Иисуса.

Пройдя через закрытые двери, Воскресший Господь явился апостолам. Радость учеников Христовых была безмерной.  Фома рассказ о явлении Иисуса выслушал внимательно, но сказанному не поверил. «Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю"
Карраччи Ф. Неверие Фомы. Первая половина XVII века. Фразеологизм «Фома неверующий» мы нередко употребляем в повседневной жизни. Но не многие помнят этимологию этого оборота. Происхождение его возвращает нас к событиям, произошедшим сразу после Воскресения Иисуса. Пройдя через закрытые двери, Воскресший Господь явился апостолам. Радость учеников Христовых была безмерной. Фома рассказ о явлении Иисуса выслушал внимательно, но сказанному не поверил. «Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю"
Неизвестный художник 17 века "Юдифь"
Неизвестный художник 17 века "Юдифь"
Немецкий художник  Филипп Петер Роза де Тиволи (1655-1705)  "Пастух со стадом".  На картине  животные – бык, коза и баран – изображены на фоне неба и некоего архитектурного строения, их освещают пробивающиеся сквозь клубящиеся облака солнечные лучи. Рядом с животными на переднем плане в правой части картины помещена фигура пожилого пастуха. Задумчиво-грустное выражение его лица, лежащий рядом с ним на земле сосуд намекают на грех винопития и вносят некий нравоучительный аспект в произведение. Рооз соединяет в этом полотне две разные манеры живописи – если на шерсть животных, написанную очень пастозно, художник не пожалел красок, то фон картины прописан, наоборот, чрезвычайно гладко.
Немецкий художник Филипп Петер Роза де Тиволи (1655-1705) "Пастух со стадом". На картине животные – бык, коза и баран – изображены на фоне неба и некоего архитектурного строения, их освещают пробивающиеся сквозь клубящиеся облака солнечные лучи. Рядом с животными на переднем плане в правой части картины помещена фигура пожилого пастуха. Задумчиво-грустное выражение его лица, лежащий рядом с ним на земле сосуд намекают на грех винопития и вносят некий нравоучительный аспект в произведение. Рооз соединяет в этом полотне две разные манеры живописи – если на шерсть животных, написанную очень пастозно, художник не пожалел красок, то фон картины прописан, наоборот, чрезвычайно гладко.
Неизвестный художник, Рибейра Хосе или Хусепе де Рибе́ра  по прозвищу Спаньолетто - «маленький испанец» — испанский "караваджист" эпохи барокко, живший и работавший в итальянском Неаполе Х. "Апостолы Петр и Павел. XVIII век"
Неизвестный художник, Рибейра Хосе или Хусепе де Рибе́ра по прозвищу Спаньолетто - «маленький испанец» — испанский "караваджист" эпохи барокко, живший и работавший в итальянском Неаполе Х. "Апостолы Петр и Павел. XVIII век"
"Итальянка с веретеном", Галле Луи - представитель романтизма, один из основоположников исторического жанра в бельгийской живописи . С веретеном связано очень много легенд и сказаний, которые берут своё начало в древних временах, они разные, от мрачных до жизнерадостных.
Веретено в работах художников-живописцев и графиков является сказочным или волшебным атрибутом, связывающим потусторонние и наши миры
"Итальянка с веретеном", Галле Луи - представитель романтизма, один из основоположников исторического жанра в бельгийской живописи . С веретеном связано очень много легенд и сказаний, которые берут своё начало в древних временах, они разные, от мрачных до жизнерадостных. Веретено в работах художников-живописцев и графиков является сказочным или волшебным атрибутом, связывающим потусторонние и наши миры
Неизвестный художник. Портрет Алессандро Альбани. 1779. Происходил из итальянской аристократической семьи, предки которой переселились  из Албании в Италию в четырнадцатом веке. Неоднократно участвовал в выборах претендентов на папский престол в Риме. Был страстным поклонником античного и классического искусства. Построил в Риме знаменитую виллу Альбани, разместив  на ней коллекцию произведений искусства
Неизвестный художник. Портрет Алессандро Альбани. 1779. Происходил из итальянской аристократической семьи, предки которой переселились из Албании в Италию в четырнадцатом веке. Неоднократно участвовал в выборах претендентов на папский престол в Риме. Был страстным поклонником античного и классического искусства. Построил в Риме знаменитую виллу Альбани, разместив на ней коллекцию произведений искусства
Пробежавшись "по верхам" западноевропейского искусства, переходим к более, чем краткому обзору истории русской художественной школы. Привлекает внимание прекрасный портрет дипломата, почетного члена Академии Д.П. Татищева кисти В.А. Тропинина.
Пробежавшись "по верхам" западноевропейского искусства, переходим к более, чем краткому обзору истории русской художественной школы. Привлекает внимание прекрасный портрет дипломата, почетного члена Академии Д.П. Татищева кисти В.А. Тропинина.
"Парадная лестница Академии художеств", 1830г. И.А. Иванова, за которую автор получил звание академика, свидетельствует о хорошем владении законами перспективы. По картине можно судить, как выглядели верхний вестибюль и балюстрада, оформленные гипсовыми произведениями скульптур Парфенона. Часть из них находятся  в Академии  и сейчас. Лев, например, его копия знакома мне по Елагину дворцу.
"Парадная лестница Академии художеств", 1830г. И.А. Иванова, за которую автор получил звание академика, свидетельствует о хорошем владении законами перспективы. По картине можно судить, как выглядели верхний вестибюль и балюстрада, оформленные гипсовыми произведениями скульптур Парфенона. Часть из них находятся в Академии и сейчас. Лев, например, его копия знакома мне по Елагину дворцу.
Карл Павлович Брюллов "Портрет итальянской певицы Фанни Таккинарди-Персиани", 1834г., написанный  Брюлловым в В Милане, через год после завершения "Последнего дня Помпеи", принесшего автору всемирную славу. В начале 1830-х годов "Великий Карл" работал над портретами представителей итальянской культуры, в том числе ведущих певиц театра Ла Скала. На картине певица изображена в сценическом платье Амины для оперы Беллини "Сомнамбула"
Карл Павлович Брюллов "Портрет итальянской певицы Фанни Таккинарди-Персиани", 1834г., написанный Брюлловым в В Милане, через год после завершения "Последнего дня Помпеи", принесшего автору всемирную славу. В начале 1830-х годов "Великий Карл" работал над портретами представителей итальянской культуры, в том числе ведущих певиц театра Ла Скала. На картине певица изображена в сценическом платье Амины для оперы Беллини "Сомнамбула"
Иван Иванович Шишкин "Дуб в парке Старого Петергофа", 1891г.
Иван Иванович Шишкин "Дуб в парке Старого Петергофа", 1891г.
Василий Дмитриевич Поленов "Воскрешение дочери Иаира", 1871г. Обычно в Академии раз в год выдавалась одна Большая Золотая медаль с правом шесть лет жить за границей на казенный счет (так называемые пенсионеры). И лишь однажды эта традиция была нарушена. В год, когда выпускались Репин и Поленов. Они написали картины на тему "Воскрешение дочери Иаира". Сейчас репинская - в Русском музее, а работа Поленова в Академии. В картине интересен принцип кинематографической перспективы: фигуры слева, "покадрово" повторяют уже сделанные движения Христа. "Приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет"
Василий Дмитриевич Поленов "Воскрешение дочери Иаира", 1871г. Обычно в Академии раз в год выдавалась одна Большая Золотая медаль с правом шесть лет жить за границей на казенный счет (так называемые пенсионеры). И лишь однажды эта традиция была нарушена. В год, когда выпускались Репин и Поленов. Они написали картины на тему "Воскрешение дочери Иаира". Сейчас репинская - в Русском музее, а работа Поленова в Академии. В картине интересен принцип кинематографической перспективы: фигуры слева, "покадрово" повторяют уже сделанные движения Христа. "Приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет"
Коллективная работа: "Постановка натуры в мастерской И.Е. Репина в Академии художеств". С принятием нового Устава Академии студенты могли выбирать мастерскую профессора, у которого хотели учиться. Наиболее популярной была мастерская Ильи Репина. Считается, что Репину принадлежит идея создания этой картины, представляющая собой групповой портрет его учеников. Композиция определилась в результате конкурса, за основу был взят эскиз Б.М. Кустодиева. В создании картины участвовали: Ф. Малявин, А. Мурашко, Д. Богословский и другие. Среди изображенных, помимо самого Репина,  можно узнать Малявина, Куликова, Билибина, Кустодиева. На переднем плане - Ольга Остроумова-Лебедева. Репин считал ее своей лучшей ученицей-женщиной, и очень сокрушался, что она со временем перешла в книжную графику.
Коллективная работа: "Постановка натуры в мастерской И.Е. Репина в Академии художеств". С принятием нового Устава Академии студенты могли выбирать мастерскую профессора, у которого хотели учиться. Наиболее популярной была мастерская Ильи Репина. Считается, что Репину принадлежит идея создания этой картины, представляющая собой групповой портрет его учеников. Композиция определилась в результате конкурса, за основу был взят эскиз Б.М. Кустодиева. В создании картины участвовали: Ф. Малявин, А. Мурашко, Д. Богословский и другие. Среди изображенных, помимо самого Репина, можно узнать Малявина, Куликова, Билибина, Кустодиева. На переднем плане - Ольга Остроумова-Лебедева. Репин считал ее своей лучшей ученицей-женщиной, и очень сокрушался, что она со временем перешла в книжную графику.
Бродский Исаак Израилевич "Натурщик в чалме", 1905г. (учебный этюд)
Бродский Исаак Израилевич "Натурщик в чалме", 1905г. (учебный этюд)
Савинов А. И "Цыганка", 1904год. этюд. Интересный художник, имя которого вспоминают не так часто, как хотелось бы. Произведения А.И. Савинова находятся, в основном, в Саратовском государственном художественном музее, во многих частных коллекциях в России и за рубежом. Этим полотном художественная экспозиция не заканчивается. За 7 залом, следует 8, посвященный более позднему периоду развития живописи. Я не стала погружаться в эту тему, хотя там тоже довольно интересно. Мое внимание привлекла временная выставка, посвященная творчеству Иоганна Конрада Дорнера - одному из создателей живописного убранства Исаакиевского собора.
Савинов А. И "Цыганка", 1904год. этюд. Интересный художник, имя которого вспоминают не так часто, как хотелось бы. Произведения А.И. Савинова находятся, в основном, в Саратовском государственном художественном музее, во многих частных коллекциях в России и за рубежом. Этим полотном художественная экспозиция не заканчивается. За 7 залом, следует 8, посвященный более позднему периоду развития живописи. Я не стала погружаться в эту тему, хотя там тоже довольно интересно. Мое внимание привлекла временная выставка, посвященная творчеству Иоганна Конрада Дорнера - одному из создателей живописного убранства Исаакиевского собора.
Иоганн Конрад Дорнер (1809-1896гг). "Святой Поликарп, епископ Смирнский  и святитель Тарасий, патриарх Константинопольский (Исаакиевский собор, северная стена главного алтаря).  Самая крупная работа в жизни художника —  заказ на двенадцать икон для алтарной части Исаакиевского собора — главного храма столицы Российской империи, полученный им в 1843 году.
Иоганн Конрад Дорнер (1809-1896гг). "Святой Поликарп, епископ Смирнский и святитель Тарасий, патриарх Константинопольский (Исаакиевский собор, северная стена главного алтаря). Самая крупная работа в жизни художника — заказ на двенадцать икон для алтарной части Исаакиевского собора — главного храма столицы Российской империи, полученный им в 1843 году.
Иоганн Конрад Дорнер (1809-1896гг). "Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители словенские". (Исаакиевский собор, северная сторона гл. алтаря)
Иоганн Конрад Дорнер (1809-1896гг). "Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители словенские". (Исаакиевский собор, северная сторона гл. алтаря)
Иоганн Конрад Дорнер родился в простой многодетной семье в коммуне Бальдершванг, на границе Баварии и Австрии. Выпускник Королевской академии изобразительных искусств в Мюнхене, он значительную часть жизни провел в Российской империи. Работы Конрада Дорнера были востребованы и пользовались успехом у современников: ему заказывали портреты для родовых галерей в дворянских усадьбах, украшали его картинами жилые покои особняков и дворцовые интерьеры, некоторые произведения становились достоянием музеев. Это Антуанетта Крейц - дочь героя войны 1812 года (из собрания Эрмитажа)
Иоганн Конрад Дорнер родился в простой многодетной семье в коммуне Бальдершванг, на границе Баварии и Австрии. Выпускник Королевской академии изобразительных искусств в Мюнхене, он значительную часть жизни провел в Российской империи. Работы Конрада Дорнера были востребованы и пользовались успехом у современников: ему заказывали портреты для родовых галерей в дворянских усадьбах, украшали его картинами жилые покои особняков и дворцовые интерьеры, некоторые произведения становились достоянием музеев. Это Антуанетта Крейц - дочь героя войны 1812 года (из собрания Эрмитажа)
Иоганн Конрад Дорнер "Портрет Елизаветы Степановны Жадимировской, урожденной Сазоновой. 1846г.
Иоганн Конрад Дорнер "Портрет Елизаветы Степановны Жадимировской, урожденной Сазоновой. 1846г.
Портрет известной петербургской красавицы Леониллы Сайн-Витгенштейн. Княгине на портрете должно быть 24 года (из частного собрания семьи Полевских)
Портрет известной петербургской красавицы Леониллы Сайн-Витгенштейн. Княгине на портрете должно быть 24 года (из частного собрания семьи Полевских)
Еще одно запоминающееся полотно «немецкого качества» - парадный портрет Генриетты Бодиско (1844), Государственный Русский музей. Супруга американского дипломата, не раз приезжала в СПб и, видимо, в один из приездов была изображена после бала в Зимнем дворце
Еще одно запоминающееся полотно «немецкого качества» - парадный портрет Генриетты Бодиско (1844), Государственный Русский музей. Супруга американского дипломата, не раз приезжала в СПб и, видимо, в один из приездов была изображена после бала в Зимнем дворце
На выставке также представлено единственное в наследии мастера произведение ориентальной тематики, написанное Иоганном Дорнером в период увлечения экзотикой Востока, — «Невольницы» (1852).
На выставке также представлено единственное в наследии мастера произведение ориентальной тематики, написанное Иоганном Дорнером в период увлечения экзотикой Востока, — «Невольницы» (1852).
Иоганн Конрад Дорнер "портрет мальчика в берете", середина 19 века. Разумеется, мой обзор не полный, на выставке были и другие работы из творческого наследия художника. Я отобрала лишь те, которые смогла удачно сфотографировать.
Иоганн Конрад Дорнер "портрет мальчика в берете", середина 19 века. Разумеется, мой обзор не полный, на выставке были и другие работы из творческого наследия художника. Я отобрала лишь те, которые смогла удачно сфотографировать.
Чугунная трехмаршевая лестница со стенами, украшенными живописными панно древних покровителей художеств, ведет на третий этаж к экспозиции, посвященной архитектуре Санкт-Петербурга.
Чугунная трехмаршевая лестница со стенами, украшенными живописными панно древних покровителей художеств, ведет на третий этаж к экспозиции, посвященной архитектуре Санкт-Петербурга.
На третьем этаже хранится уникальная коллекция архитектурных моделей, начало которой было положено еще в XVIII веке, в первые годы существования Академии и ее музея "Петербург в архитектурных моделях и чертежах. ХVIII-XIX вв." Проход над главным вестибюлем.
На третьем этаже хранится уникальная коллекция архитектурных моделей, начало которой было положено еще в XVIII веке, в первые годы существования Академии и ее музея "Петербург в архитектурных моделях и чертежах. ХVIII-XIX вв." Проход над главным вестибюлем.
Модель Воскресенского Новодевичьего (Смольного) монастыря с колокольней, от возведения которой отказались в процессе строительства комплекса. Она с точностью до мельчайших деталей донесла до нас оригинальный проект. Модель была сделана в 1750-1756гг. под непосредственным руководством Ф.Б. Растрелли. Для удобства использования её сделали раздвижной по центральной оси, чтобы видеть устройство перекрытий, роспись парусов купола и отделку интерьера. Модель выполнена из липы, элементы декора отлиты из свинца или гипса с добавлением позолоты.
Модель Воскресенского Новодевичьего (Смольного) монастыря с колокольней, от возведения которой отказались в процессе строительства комплекса. Она с точностью до мельчайших деталей донесла до нас оригинальный проект. Модель была сделана в 1750-1756гг. под непосредственным руководством Ф.Б. Растрелли. Для удобства использования её сделали раздвижной по центральной оси, чтобы видеть устройство перекрытий, роспись парусов купола и отделку интерьера. Модель выполнена из липы, элементы декора отлиты из свинца или гипса с добавлением позолоты.
Здесь видно, что модель раздвижная по центральной оси
Здесь видно, что модель раздвижная по центральной оси
Проектная модель здания Академии художеств по проекту Ж.-Б.-М. Валлен-Деламота, А.Ф. Кокоринова, вторая половина 18 века. Дерево, гипс, позолота, масляная краска. В 1760-х на смену барокко пришел классицизм - строгая система, симметрия
Проектная модель здания Академии художеств по проекту Ж.-Б.-М. Валлен-Деламота, А.Ф. Кокоринова, вторая половина 18 века. Дерево, гипс, позолота, масляная краска. В 1760-х на смену барокко пришел классицизм - строгая система, симметрия
Модель Исаакиевского собора по проекту Антонио Ринальди. Проект не был реализован полностью, но судя по прекрасно выполненной  модели, мог стать одним из самых оригинальных архитектурных шедевров. собор начали строить по заказу императрицы Екатерины Второй, а завершили при ее сыне - Павле Первом со значительными отступлениями от проекта. Построенный храм просуществовал недолго, его разобрали из-за допущенных просчетов, которые могли привести к неуправляемому обрушению.
Модель Исаакиевского собора по проекту Антонио Ринальди. Проект не был реализован полностью, но судя по прекрасно выполненной модели, мог стать одним из самых оригинальных архитектурных шедевров. собор начали строить по заказу императрицы Екатерины Второй, а завершили при ее сыне - Павле Первом со значительными отступлениями от проекта. Построенный храм просуществовал недолго, его разобрали из-за допущенных просчетов, которые могли привести к неуправляемому обрушению.
Проектная модель здания Биржи. Начало 19 века. Дерево, масляная краска.
Проектная модель здания Биржи. Начало 19 века. Дерево, масляная краска.
Бронзовое изображение лютеранской церкви Св. Петра, так называемой Петрикирхе (моя особая любовь и почтение  из-за органных концертов), построенной на Невском пропекте зодчим А.П. Брюлловым.Эта модель не является проектной, ее специально изготовили в 1867 году для Международной выставки в Париже
Бронзовое изображение лютеранской церкви Св. Петра, так называемой Петрикирхе (моя особая любовь и почтение из-за органных концертов), построенной на Невском пропекте зодчим А.П. Брюлловым.Эта модель не является проектной, ее специально изготовили в 1867 году для Международной выставки в Париже
Проектная модель собора Св. Исаакия Долматского. 1818-1821гг. Дерево, гипс, металл, масляная краска, позолота. Это громадня модель собора, исполненная под руководством Огюста Монферрана, впоследствии проект был существенно переработан. Модель предназначалась для показа, а не для руководства в практическом исполнении. А вот внутренняя отделка осталась  прежней, за исключением утраченного иконостаса.
Проектная модель собора Св. Исаакия Долматского. 1818-1821гг. Дерево, гипс, металл, масляная краска, позолота. Это громадня модель собора, исполненная под руководством Огюста Монферрана, впоследствии проект был существенно переработан. Модель предназначалась для показа, а не для руководства в практическом исполнении. А вот внутренняя отделка осталась прежней, за исключением утраченного иконостаса.
Модель Исаакиевского собора "в разрезе"
Модель Исаакиевского собора "в разрезе"
Модель Акрополя в Афинах. Академия художеств является единственной в России обладательницей слепков с античной и западноевропейской скульптуры, размещенной в 33 залах. Существовала практика  отправлять  формовщиков в Европу.  Они делали гипсовые слепки с оригиналов, везли эти куски в Россию, а затем здесь по этим слепкам из гипса отливались статуи. Важно:  они все сделаны с оригиналов
Модель Акрополя в Афинах. Академия художеств является единственной в России обладательницей слепков с античной и западноевропейской скульптуры, размещенной в 33 залах. Существовала практика отправлять формовщиков в Европу. Они делали гипсовые слепки с оригиналов, везли эти куски в Россию, а затем здесь по этим слепкам из гипса отливались статуи. Важно: они все сделаны с оригиналов
Раньше - интернета не было, фотоаппаратов тоже, только альбомы и открытки, которые стоят денег, а  взглянуть хочется. Вот и нашли способ  знакомить народные массы с шедеврами. Это слепок купели баптистерия собора в Сиене, 15 век
Раньше - интернета не было, фотоаппаратов тоже, только альбомы и открытки, которые стоят денег, а взглянуть хочется. Вот и нашли способ знакомить народные массы с шедеврами. Это слепок купели баптистерия собора в Сиене, 15 век
Часть профилированного карниза Акрополя. 400 до н.э. Оригинальный мраморный карниз находится в музее Акрополя
Часть профилированного карниза Акрополя. 400 до н.э. Оригинальный мраморный карниз находится в музее Акрополя
33 зала, заполненные гипсовой скульптурой.  Важно: что  все слепки сделаны с оригиналов. Римские воины
33 зала, заполненные гипсовой скульптурой. Важно: что все слепки сделаны с оригиналов. Римские воины
Представьте, зимний вечер, на улице уже совсем темно, неяркий свет разлит по небольшим залам, плотно заставленными гипсовой скульптурой. В этом есть что-то мистическое, во всяком случае у меня возникло ощущение, что я попала в сказочный мир, который хотелось унести с собой.
Представьте, зимний вечер, на улице уже совсем темно, неяркий свет разлит по небольшим залам, плотно заставленными гипсовой скульптурой. В этом есть что-то мистическое, во всяком случае у меня возникло ощущение, что я попала в сказочный мир, который хотелось унести с собой.
Из зала в зал переходя. Количество скульптур и моделей архитектурных памятников древности огромно,  я не ставила себе задачу сфотографировать их все - хотелось просто показать, как много интересного там можно увидеть,
Из зала в зал переходя. Количество скульптур и моделей архитектурных памятников древности огромно, я не ставила себе задачу сфотографировать их все - хотелось просто показать, как много интересного там можно увидеть,
Скульптуры так много, что нет смысла ее бездумно фотографировать, хотелось просто поймать редкий момент единения и восторга.
Скульптуры так много, что нет смысла ее бездумно фотографировать, хотелось просто поймать редкий момент единения и восторга.
Неизвестный скульптор родосской школы. Ника самофракийская. ок.200 до н.э. Оригинал находится в музее Лувра.
Неизвестный скульптор родосской школы. Ника самофракийская. ок.200 до н.э. Оригинал находится в музее Лувра.
Неизвестный художник. Голова Ареса, 2 в. Оригинал находится в собрании Эрмитажа
Неизвестный художник. Голова Ареса, 2 в. Оригинал находится в собрании Эрмитажа
Неизвестный скульптор. Гера (Юнона) Людовизи (идеализированный портрет Антонии младшей). 1 в. н.э. Находится в Национальном музее Рима.
Неизвестный скульптор. Гера (Юнона) Людовизи (идеализированный портрет Антонии младшей). 1 в. н.э. Находится в Национальном музее Рима.
Справа - "Раненная амазонка". V век до нашей эры
Справа - "Раненная амазонка". V век до нашей эры
Многие скульптуры легко узнаваемы - это шедевры античной скульптуры, фотографии которых не раз печатались в школьных учебниках, энциклопедиях, художественных альбомах
Многие скульптуры легко узнаваемы - это шедевры античной скульптуры, фотографии которых не раз печатались в школьных учебниках, энциклопедиях, художественных альбомах
Леохар. Диана Версальская (Диана-охотница, Артемида с ланью, ок 325 до н.э.
Лаокоон и его сыновья. 30-40гг. до н.э. Оригинал - в музеях Ватикана
Лаокоон и его сыновья. 30-40гг. до н.э. Оригинал - в музеях Ватикана
Неизвестный скульптор. Борцы. 1в. н.э. Оригинал в галерее Уффицы во Флоренции
Неизвестный скульптор. Борцы. 1в. н.э. Оригинал в галерее Уффицы во Флоренции
Терпсихора. II век до нашей эры. Оригинал в собрании музеев Ватикана
Терпсихора. II век до нашей эры. Оригинал в собрании музеев Ватикана
Мирон. Дискобол. ок. 460 до н.э.
Мирон. Дискобол. ок. 460 до н.э.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому