Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была сегодня 6:19
Фотоальбом

Шереметевский дворец — Музей музыки

Санкт-Петербург: полезная информация

Музей Театрального и музыкально искусства В сентябре прошлого года я побывала в Петербургском Музее театрального и музыкального искусства и из визита попутно вынесла информацию о том, что у него существует филиал — Музей музыки, который располагается в Шереметевском дворце на берегу реки Фонтанки, потому его также называют Фонтанным домом. С тех пор моя душа туда стремилась, а нонсированная временная выставка к 150-летию Федора Шаляпина (19 мая-22 октября 2023), явилась дополнительным стимулом отправиться на экскурсию в замечателльный дворец.

Выставка Шаляпина на момент создания альбома уже закончилась, поэтому нет смысла делать специальный обзор. Жаль, что не все любители творчества великого певца смогли с ней ознакомиться. Обязательный аудиогид от организаторов выставки послужил проводником аудиоспектакля по книгам Шаляпина «Страницы моей жизни» и «Маска и душа. Мои сорок лет на театрах», а голос выставки (Петр Захаров) провел меня по всем значим вехам судьбы певца и познакомил с экспонатами. Почти интимное погружение в музыкальный мир замечательно легло на душу, обрадованную возможностью посмотреть семейный альбом, а также близко увидеть знаменитые портреты Шаляпина от двух Борисов — Кустодиева и Григорьева.

Чуть-чуть «захмелев» от коктейля музейных экспонатов и задушевного рассказа, продолжаю реализовывать билет, в который помимо выставки Шаляпина, включено знакомство с анфиладой парадных залов Фонтанного дома и экспозицией, посвященной истории музыкальных инструментов.

История дворянского рода Шереметевых исчисляется шестью сотнями лет, и начинается с младшего сына  боярина Федора Кошки, получившего прозвище «Шеремет», что в переводе с тюркского означает: человек, храбростью и проворностью подобный льву. В 1706 году фельдмаршал Борис Петрович Шереметев первым в России получил титул графа. Он и его потомки представляют графскую ветвь Шереметевых, владельцев этой усадьбы. Последним владельцем этого дома оказался граф Сергей Дмитриевич Шереметев, живший во дворце до 1917 года. Когда-то слава дворца Шереметьевых гремела на всю Европу: Фонтанный дом, связанный с историей русской культуры, стал центром великосветской жизни Петербурга.

Двухэтажный дворец построен в стиле русского барокко. Центральная часть дворца разместилась в глубине двора, по обеим сторонам от нее расположились два симметричных выступающих крыла. Парадное крыльцо вело сразу на второй этаж, к залам для приемов и комнатам хозяев. На первом этаже находились служебные помещения
Двухэтажный дворец построен в стиле русского барокко. Центральная часть дворца разместилась в глубине двора, по обеим сторонам от нее расположились два симметричных выступающих крыла. Парадное крыльцо вело сразу на второй этаж, к залам для приемов и комнатам хозяев. На первом этаже находились служебные помещения
Ограда Шереметьевского дворца, украшенная картушем с гербом Шереметевых. Два льва держат в пастях лавровые и оливковую ветви — символы мира и славы, в лапах — скипетр и державу. Между зверями расположился золотой щит с короной, боярской шапкой и оружием, а под ними — лента с девизом семьи Шереметевых: «Deus conservat omnia» — «Бог сохраняет всё».
Ограда Шереметьевского дворца, украшенная картушем с гербом Шереметевых. Два льва держат в пастях лавровые и оливковую ветви — символы мира и славы, в лапах — скипетр и державу. Между зверями расположился золотой щит с короной, боярской шапкой и оружием, а под ними — лента с девизом семьи Шереметевых: «Deus conservat omnia» — «Бог сохраняет всё».
А это уже обратная сторона "медали" - выйдя из музея, как не запечатлеть прекрасный вид на противоположный берег Фонтанки
А это уже обратная сторона "медали" - выйдя из музея, как не запечатлеть прекрасный вид на противоположный берег Фонтанки
Портреты Ф.И. Шаляпина, слева - от Бориса Кустодиева, справа - от Бориса Григорьева
Портреты Ф.И. Шаляпина, слева - от Бориса Кустодиева, справа - от Бориса Григорьева
На первом этаже дворца находится собрание Музея музыки, второй занимает анфилада парадных залов с историческими интерьерами.. Осматривать части экспозиции можно в любом порядке. Я начала с первого этажа, экономя время, в ускоренном темпе посмотрела витрины с музыкальными инструментами. Это разные свистульки - очень милые и рассматривать их - особое удовольствие.
На первом этаже дворца находится собрание Музея музыки, второй занимает анфилада парадных залов с историческими интерьерами.. Осматривать части экспозиции можно в любом порядке. Я начала с первого этажа, экономя время, в ускоренном темпе посмотрела витрины с музыкальными инструментами. Это разные свистульки - очень милые и рассматривать их - особое удовольствие.
Тоже свистульки
Тоже свистульки
Шарманка. Мастерская Иоганна Нечады. Россия, 1900-е. Фотографиям  других музыкальных инструментов, которые я все же сделала,  пришлось поступиться возможностью здесь покрасоваться, так как автору  милее оказались  интерьеры.
Шарманка. Мастерская Иоганна Нечады. Россия, 1900-е. Фотографиям других музыкальных инструментов, которые я все же сделала, пришлось поступиться возможностью здесь покрасоваться, так как автору милее оказались интерьеры.
Это часть Малой анфилады парадных залов, оформленной как выставочный зал. В  Наугольном кабинете размещена временная экспозиция предметов исторической мебели, среди которых - мемориальная мебель, принадлежавшая О.А. Спесивцевой, Т.П. Карсавиной, Ф.И. Шаляпину и другим деятелям театрального искусства
Это часть Малой анфилады парадных залов, оформленной как выставочный зал. В Наугольном кабинете размещена временная экспозиция предметов исторической мебели, среди которых - мемориальная мебель, принадлежавшая О.А. Спесивцевой, Т.П. Карсавиной, Ф.И. Шаляпину и другим деятелям театрального искусства
Из Угольного кабинета плавно перемещаюсь в Лепную  гостиную и открываю рот от восхищения: такого насыщенного декора  в стиле нео-ренессанс мне еще не доводилось видеть. Автор этого оформительского великолепия - И. Д. Корсини. Мебель в гостиной английская, из мастерской Чиппендейла. Томас Чиппендейл -  английский мебельщик середины XVIII века. С его именем связано не только распространение нового стиля мебели, но и начало целой эпохи в мебельном искусстве – «эпохи махагони» (красного дерева).  На центральной стене - портрет Екатерины Великой- работы  Д. Г. Левицкого.
Из Угольного кабинета плавно перемещаюсь в Лепную гостиную и открываю рот от восхищения: такого насыщенного декора в стиле нео-ренессанс мне еще не доводилось видеть. Автор этого оформительского великолепия - И. Д. Корсини. Мебель в гостиной английская, из мастерской Чиппендейла. Томас Чиппендейл - английский мебельщик середины XVIII века. С его именем связано не только распространение нового стиля мебели, но и начало целой эпохи в мебельном искусстве – «эпохи махагони» (красного дерева). На центральной стене - портрет Екатерины Великой- работы Д. Г. Левицкого.
По оштукатуренным стенам и потолку выполняются лепные работы сложного эклектичного рисунка. Гостиную украшает великолепный камин.
По оштукатуренным стенам и потолку выполняются лепные работы сложного эклектичного рисунка. Гостиную украшает великолепный камин.
Элемент лепного декора
Элемент лепного декора
Стены и потолок  сплошь украшены  лепным узором, напоминающим кружево
Стены и потолок сплошь украшены лепным узором, напоминающим кружево
"Спящая Венера", копия с итальянского оригинала конца 17-го века. Неизвестный художник. Существует версия, что граф Николай Петрович заказал ее для своей пока еще невенчанной жены Прасковьи Жемчуговой, проживавшей на "тайной семейной" половине дворца, памятуя старую итальянскую традицию дарить "Спящую Венеру" на свадебные торжества. Обвенчались Николай Петрович и Прасковья в 1801 году, а уже в 1803-м, родив сына Дмитрия, молодая жена вскоре после родов умерла. Граф Николай Петрович пережил ее на шесть лет. И все это время «Спящая Венера» находилась в Фонтанном доме,  как немой свидетель трагических событий. Попав в частную коллекцию, «Венера» оставалась в ней до поступления в собрание музея в 2009 году.
"Спящая Венера", копия с итальянского оригинала конца 17-го века. Неизвестный художник. Существует версия, что граф Николай Петрович заказал ее для своей пока еще невенчанной жены Прасковьи Жемчуговой, проживавшей на "тайной семейной" половине дворца, памятуя старую итальянскую традицию дарить "Спящую Венеру" на свадебные торжества. Обвенчались Николай Петрович и Прасковья в 1801 году, а уже в 1803-м, родив сына Дмитрия, молодая жена вскоре после родов умерла. Граф Николай Петрович пережил ее на шесть лет. И все это время «Спящая Венера» находилась в Фонтанном доме, как немой свидетель трагических событий. Попав в частную коллекцию, «Венера» оставалась в ней до поступления в собрание музея в 2009 году.
Белая (малая) столовая служила кабинетом графу Николаю Петровичу Шереметеву и завершала в конце XVIII – начале XIX вв. парадную анфиладу второго этажа.  Этот зал тоже украшает  английская мебель в стиле чиппендейл, с характерными ножками. Гарнитур мебели попал во дворец из мастерской Владимира Стрекалова-Оболенского - советского фотографа-художника и коллекционера из княжеского рода Оболенских. Его собрание живописи в 1998 году подарила музею его вдова - искусствовед Августа Сараева-Бондарь, картины разместили  в этой же столовой.
Белая (малая) столовая служила кабинетом графу Николаю Петровичу Шереметеву и завершала в конце XVIII – начале XIX вв. парадную анфиладу второго этажа. Этот зал тоже украшает английская мебель в стиле чиппендейл, с характерными ножками. Гарнитур мебели попал во дворец из мастерской Владимира Стрекалова-Оболенского - советского фотографа-художника и коллекционера из княжеского рода Оболенских. Его собрание живописи в 1998 году подарила музею его вдова - искусствовед Августа Сараева-Бондарь, картины разместили в этой же столовой.
На камине в центре зала - часы «Читающая девушка» в стиле ампир, изготовленные  во Франции в первой половине XIX века. Часы и по сей день показывают точное время. Каждые 15 минут в устройстве срабатывает механизм боя. Молодая девушка сидит за столом, освещенным масляным светильником, и читает книгу. Задумчивая поза, легкое платье, высокая прическа – перед нами - пушкинская Татьяна!
На камине в центре зала - часы «Читающая девушка» в стиле ампир, изготовленные во Франции в первой половине XIX века. Часы и по сей день показывают точное время. Каждые 15 минут в устройстве срабатывает механизм боя. Молодая девушка сидит за столом, освещенным масляным светильником, и читает книгу. Задумчивая поза, легкое платье, высокая прическа – перед нами - пушкинская Татьяна!
Над диваном - портрет кисти В.А. Шухаева, где изображена    Августа Михайловна Сараева - Бондарь — искусствовед, вдова  В.В.Стрекалова-Оболенского (фотографа-художника, известного коллекционера), завещавшая его коллекцию государственному Музею театрального и музыкального искусства. Августа Михайловна изображена в концертном платье после проведения авторского вечера в Большом зале Ленинградской филармонии, посвящённого памяти И. О. Дунаевского, поклонницей и знатоком творчества которого она являлась.
Над диваном - портрет кисти В.А. Шухаева, где изображена Августа Михайловна Сараева - Бондарь — искусствовед, вдова В.В.Стрекалова-Оболенского (фотографа-художника, известного коллекционера), завещавшая его коллекцию государственному Музею театрального и музыкального искусства. Августа Михайловна изображена в концертном платье после проведения авторского вечера в Большом зале Ленинградской филармонии, посвящённого памяти И. О. Дунаевского, поклонницей и знатоком творчества которого она являлась.
Очаровательный путти с цветочной гирляндой
Очаровательный путти с цветочной гирляндой
Парные вазы - предмет любования. Форма вазы-кратера происходит от древнегреческих больших сосудов, которые использовали для смешивания вина с водой. Императорский фарфоровый завод.1849 год. Эскизы росписи были созданы художником Ф. И. Красовским. Небесный фон и золотое обрамление напоминают праздничную райскую фантазию: витиеватые стебли, яркие цветочные бутоны, радужное оперение экзотических птиц.
Парные вазы - предмет любования. Форма вазы-кратера происходит от древнегреческих больших сосудов, которые использовали для смешивания вина с водой. Императорский фарфоровый завод.1849 год. Эскизы росписи были созданы художником Ф. И. Красовским. Небесный фон и золотое обрамление напоминают праздничную райскую фантазию: витиеватые стебли, яркие цветочные бутоны, радужное оперение экзотических птиц.
В шкафах Белой столовой экспонируется фарфор XIX в. знаменитой английской фирмы «Веджвуд» (Wedgwood, Josiah Wedgwood and Sons). Фирма «Веджвуд» была основана Джозайей Веджвудом ещё в XVIII веке и стала семейным делом для многих поколений владельцев. Она существует и поныне. Посуда этой торговой марки очень высоко ценилась в Европе. Заказывали её для себя и короли.
В шкафах Белой столовой экспонируется фарфор XIX в. знаменитой английской фирмы «Веджвуд» (Wedgwood, Josiah Wedgwood and Sons). Фирма «Веджвуд» была основана Джозайей Веджвудом ещё в XVIII веке и стала семейным делом для многих поколений владельцев. Она существует и поныне. Посуда этой торговой марки очень высоко ценилась в Европе. Заказывали её для себя и короли.
Предцерковная комната граничит с домовой церковью. Она создана архитектором И.Д. Корсини на месте Турецкой  комнаты конца XVIII века, входившей в  «тайную половину» Прасковьи Ивановны Шереметевой (Жемчуговой).
Предцерковная комната граничит с домовой церковью. Она создана архитектором И.Д. Корсини на месте Турецкой комнаты конца XVIII века, входившей в «тайную половину» Прасковьи Ивановны Шереметевой (Жемчуговой).
В одном из шкафов в простенке между окнами, также представлены мемориальные предметы рода Шереметевых
В одном из шкафов в простенке между окнами, также представлены мемориальные предметы рода Шереметевых
Помимо очаровательных статуэток, на нижней полке красуется тарелка с фрагментом графского герба: на щите — корона и два креста; над щитом — корона с девятью венчиками, над ней — деревце дуба, под щитом — лента с девизом рода «Deus conservat omnia» («Бог  хранит все»).
Помимо очаровательных статуэток, на нижней полке красуется тарелка с фрагментом графского герба: на щите — корона и два креста; над щитом — корона с девятью венчиками, над ней — деревце дуба, под щитом — лента с девизом рода «Deus conservat omnia» («Бог хранит все»).
Немало музыкальных  раритетов экспонируется  в парадных залах дворца, например, квартет струнных инструментов, авторство которых приписывается Ивану Батову, крепостному мастеру графов Шереметевых. Иногда инструменты Батова при продаже выдавали за ценные экземпляры — например, за струнные Андреа Гварнери.
Немало музыкальных раритетов экспонируется в парадных залах дворца, например, квартет струнных инструментов, авторство которых приписывается Ивану Батову, крепостному мастеру графов Шереметевых. Иногда инструменты Батова при продаже выдавали за ценные экземпляры — например, за струнные Андреа Гварнери.
Часы-орган. Механизм часов-органа изготовили в конце XVIII века. Корпус из красного дерева с латунной и бронзовой отделкой стиля "жакоб" выполнили в начале XIX столетия русские мастера.
Часы-орган. Механизм часов-органа изготовили в конце XVIII века. Корпус из красного дерева с латунной и бронзовой отделкой стиля "жакоб" выполнили в начале XIX столетия русские мастера.
В Дуговом кабинете нас встречает портрет хозяйки дворца. Немолодая статная женщина в темном визитном платье, с живым умным взглядом и приветливым выражением лица удобно расположилась в кресле. Такой изобразил графиню Екатерину Павловну Шереметеву портретист Николай Петрович Богданов-Бельский. Красавица Екатерина Павловна была верной помощницей своему супругу графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву в его научных трудах, родила и воспитала 8 детей и пользовалась всеобщей любовью. Портрет написан в 1897 г.
В Дуговом кабинете нас встречает портрет хозяйки дворца. Немолодая статная женщина в темном визитном платье, с живым умным взглядом и приветливым выражением лица удобно расположилась в кресле. Такой изобразил графиню Екатерину Павловну Шереметеву портретист Николай Петрович Богданов-Бельский. Красавица Екатерина Павловна была верной помощницей своему супругу графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву в его научных трудах, родила и воспитала 8 детей и пользовалась всеобщей любовью. Портрет написан в 1897 г.
Итальянский кабинет-бюро, один из оригинальных образцов мебели североитальянской работы 16-17 вв. Матовый блеск вощёного, почти "живого" дерева с замысловатой резьбой придают ему особое очарование. Кабинет поступил из бывшего особняка А.Д. Шереметьева на Шпалерной улице, сейчас украшает собой Античную гостиную. Кабинет-бюро содержал множество небольших ящичков, скрытых за откидной доской, и они прекрасно подходили для хранения старинных монет, гемм, ценных бумаг или фамильных украшений.
Итальянский кабинет-бюро, один из оригинальных образцов мебели североитальянской работы 16-17 вв. Матовый блеск вощёного, почти "живого" дерева с замысловатой резьбой придают ему особое очарование. Кабинет поступил из бывшего особняка А.Д. Шереметьева на Шпалерной улице, сейчас украшает собой Античную гостиную. Кабинет-бюро содержал множество небольших ящичков, скрытых за откидной доской, и они прекрасно подходили для хранения старинных монет, гемм, ценных бумаг или фамильных украшений.
Стиль, в котором выполнено бюро, называется «стипо а бамбоччи» и переводится как "пухлые дети, карапузы, маленькие толстячки"
Стиль, в котором выполнено бюро, называется «стипо а бамбоччи» и переводится как "пухлые дети, карапузы, маленькие толстячки"
Парадный Белый зал (Галерея) — новейшая восстановленная часть дворца, спланированная Джакомо Кваренги в конце XVIII века.  Решила примерить на себя удобство кресел и ощутить атмосферу прекрасного зала. Определенно стоит сходить на концерт в один из визитов в СПб. Большая галерея была задумана Д. Кваренги и графом Николаем Петровичем как концертный и театральный зал  для раскрытия таланта Прасковьи Жемчуговой. Однако ее преждевременная смерть  в 1803 году помешала осуществлению этого замысла.
Парадный Белый зал (Галерея) — новейшая восстановленная часть дворца, спланированная Джакомо Кваренги в конце XVIII века. Решила примерить на себя удобство кресел и ощутить атмосферу прекрасного зала. Определенно стоит сходить на концерт в один из визитов в СПб. Большая галерея была задумана Д. Кваренги и графом Николаем Петровичем как концертный и театральный зал для раскрытия таланта Прасковьи Жемчуговой. Однако ее преждевременная смерть в 1803 году помешала осуществлению этого замысла.
Экспозиция в одной из комнат дворца " Прасковья Жемчугова. Недопетая песня". Дворец помнит историю золушки - Параши Жемчуговой. Маленькую подневольную девочку - Прасковью за тоненький приятный голосок отправили в крепостной театр в Кусково. Там она повзрослела, расцвела, и стала зваться Жемчуговой. В крепостном театре актрисам давали звучные фамилии-псевдонимы: Яхонтова, Бирюзова, Изумрудова, Гранатова. Граф Николай Шереметев, получив новую должность, убыл в Петербург, захватив и весь драгоценный  "цветник". Когда же он показал  своих протеже  императрице, Екатерина II была восхищена талантом примы и подарила Параше свой алмазный перстень. Видимо после этого граф влюбился в девушку всерьез, дал ей вольную и даже обвенчался с ней. Так из Параши девушка превратилась в  богатейшую графиню России. Но счастье ей это событие не принесло...Слишком рано умерла.
Экспозиция в одной из комнат дворца " Прасковья Жемчугова. Недопетая песня". Дворец помнит историю золушки - Параши Жемчуговой. Маленькую подневольную девочку - Прасковью за тоненький приятный голосок отправили в крепостной театр в Кусково. Там она повзрослела, расцвела, и стала зваться Жемчуговой. В крепостном театре актрисам давали звучные фамилии-псевдонимы: Яхонтова, Бирюзова, Изумрудова, Гранатова. Граф Николай Шереметев, получив новую должность, убыл в Петербург, захватив и весь драгоценный "цветник". Когда же он показал своих протеже императрице, Екатерина II была восхищена талантом примы и подарила Параше свой алмазный перстень. Видимо после этого граф влюбился в девушку всерьез, дал ей вольную и даже обвенчался с ней. Так из Параши девушка превратилась в богатейшую графиню России. Но счастье ей это событие не принесло...Слишком рано умерла.
Портрет Прасковьи Ивановны, урожденной Ковалевой, крепостной актрисы, блиставшей на сцене под псевдонимом Жемчугова, ставшей в последствии графиней Шереметевой. Здесь она изображена в роли Элианы из оперы А.-Э. Грети "Браки самнитян" (копия) с оригинала художника круга Н. Аргунова.
Портрет Прасковьи Ивановны, урожденной Ковалевой, крепостной актрисы, блиставшей на сцене под псевдонимом Жемчугова, ставшей в последствии графиней Шереметевой. Здесь она изображена в роли Элианы из оперы А.-Э. Грети "Браки самнитян" (копия) с оригинала художника круга Н. Аргунова.
Скульптурный портрет графа  Дмитрия Николаевича Шереметева - сына Прасковьи Жемчуговой и графа Николая Петровича Шереметева, владельца огромного состояния, благотворителя и мецената. Скульптор Н.А. Леверецкий. 1890г. Бронза.
Скульптурный портрет графа Дмитрия Николаевича Шереметева - сына Прасковьи Жемчуговой и графа Николая Петровича Шереметева, владельца огромного состояния, благотворителя и мецената. Скульптор Н.А. Леверецкий. 1890г. Бронза.
Во дворце есть домовая церковь св. Варвары, я туда не смогла попасть, но заглянула через преграду в Образные комнаты (велись какие-то работы). Первоначально они входили в число личных покоев хозяев дома. При графе Николае Шереметеве здесь  жила Прасковья Ковалева, и комнаты назывались Спальня и Предспальня. После венчания  3 февраля 1803 года графа и бывшей крепостной в этих комнатах  родился их  сын - наследник титула и состояния граф Дмитрий Николаевич Шереметев, а через 20 дней  графиня Прасковья Ивановна умерла.. После смерти супруги по воле графа эти комнаты должны были остаться в неизменном виде. Граф Дмитрий Николаевич после наступления совершеннолетия повелел превратить комнаты в Образные, где хранились бы иконы и церковное убранство домовой церкви – как память о  матери. Вдоль стен были устроены шкафы-божницы.
Во дворце есть домовая церковь св. Варвары, я туда не смогла попасть, но заглянула через преграду в Образные комнаты (велись какие-то работы). Первоначально они входили в число личных покоев хозяев дома. При графе Николае Шереметеве здесь жила Прасковья Ковалева, и комнаты назывались Спальня и Предспальня. После венчания 3 февраля 1803 года графа и бывшей крепостной в этих комнатах родился их сын - наследник титула и состояния граф Дмитрий Николаевич Шереметев, а через 20 дней графиня Прасковья Ивановна умерла.. После смерти супруги по воле графа эти комнаты должны были остаться в неизменном виде. Граф Дмитрий Николаевич после наступления совершеннолетия повелел превратить комнаты в Образные, где хранились бы иконы и церковное убранство домовой церкви – как память о матери. Вдоль стен были устроены шкафы-божницы.
Белая гостиная. Стены затянуты белым узорным штофом — обоями из дорогой ткани, похожей материей декорировали и мебель. Собирание коллекции живописи было положено графом П. Б. Шереметевым (1713–1780). К концу XVIII столетия шереметевская коллекция была существенно дополнена графом Николаем Петровичем и стала одной из лучших в России. Она состояла из произведений всех европейских школ XVII–XVIII вв. — итальянской, французской, английской, голландской, фламандской, австрийской. За все время существования коллекции картины не продавались владельцами. Единственная потеря — разграбление Останкина наполеоновскими солдатами в 1812 г., когда из Картинной галереи было похищено 122 картины из 135. Из коллекционных полотен шереметевского собрания представлены работы итальянских и французских художников
Белая гостиная. Стены затянуты белым узорным штофом — обоями из дорогой ткани, похожей материей декорировали и мебель. Собирание коллекции живописи было положено графом П. Б. Шереметевым (1713–1780). К концу XVIII столетия шереметевская коллекция была существенно дополнена графом Николаем Петровичем и стала одной из лучших в России. Она состояла из произведений всех европейских школ XVII–XVIII вв. — итальянской, французской, английской, голландской, фламандской, австрийской. За все время существования коллекции картины не продавались владельцами. Единственная потеря — разграбление Останкина наполеоновскими солдатами в 1812 г., когда из Картинной галереи было похищено 122 картины из 135. Из коллекционных полотен шереметевского собрания представлены работы итальянских и французских художников
В настоящее время в Белой гостиной  располагается живопись и скульптура XVIII века из музея-усадьбы Останкино, а также отреставрированный «белый гарнитур» мебели второй половины XIX века с отделкой «под французский лак», поступивший из дворца Александра Дмитриевича Шереметева на Шпалерной улице.
В настоящее время в Белой гостиной располагается живопись и скульптура XVIII века из музея-усадьбы Останкино, а также отреставрированный «белый гарнитур» мебели второй половины XIX века с отделкой «под французский лак», поступивший из дворца Александра Дмитриевича Шереметева на Шпалерной улице.
Пианино.  Париж. вторая четверть 19 века. (дерево, бронза, полудрагоценный поделочный камень, мозаика, лак, инкрустация)
Пианино. Париж. вторая четверть 19 века. (дерево, бронза, полудрагоценный поделочный камень, мозаика, лак, инкрустация)
Картина " Мадонна с младенцем, святым Рохом и архангелрм Михаилом" художника Алессандро Тиарини, Италия, 1620-е. Святой Рох - покровитель чумных больных - был очень популярен в Западной Европе, где не было страшней напасти, чем чума.
Картина " Мадонна с младенцем, святым Рохом и архангелрм Михаилом" художника Алессандро Тиарини, Италия, 1620-е. Святой Рох - покровитель чумных больных - был очень популярен в Западной Европе, где не было страшней напасти, чем чума.
Беломраморные скульптуры итальянских мастеров XVIII века украшают вновь отреставрированный интерьер Белой гостиной.
Беломраморные скульптуры итальянских мастеров XVIII века украшают вновь отреставрированный интерьер Белой гостиной.
После смерти графа Дмитрия Николаевича произошел раздел имущнства между его сыновьями. Предметы убранства Останкинского дворца унаследовал граф Сергей Дмитриевич и некоторые из них переехали в Петербург. Среди них - "Вакханка с виноградом"
После смерти графа Дмитрия Николаевича произошел раздел имущнства между его сыновьями. Предметы убранства Останкинского дворца унаследовал граф Сергей Дмитриевич и некоторые из них переехали в Петербург. Среди них - "Вакханка с виноградом"
И "Девочка, играющая в кости", Западная Европа, 18 век. Мрамор
И "Девочка, играющая в кости", Западная Европа, 18 век. Мрамор
Вакханка с кимвалами", Италия конец 18 века. Мрамор
Вакханка с кимвалами", Италия конец 18 века. Мрамор
Люстра, сохраненная  из подлинных интерьеров, а плафон - в измененном виде, его  украшают золотые вензеля, а в прежнем живописном  плафоне  был  герб Шереметевых. Но это все равно  потрясающе красивое зрелище
Люстра, сохраненная из подлинных интерьеров, а плафон - в измененном виде, его украшают золотые вензеля, а в прежнем живописном плафоне был герб Шереметевых. Но это все равно потрясающе красивое зрелище
О былой роскоши интерьеров Шереметевского дворца напоминает Желтая гостиная. Стены, затянутые желтым штофом, потолок с богатой росписью, ламбрекены и карнизы. Сейчас в гостиной хранятся музыкальные инструменты. Среди экспонатов скрипки работ Страдивари и Амати, а также личные вещи композитора Михаила Глинки. В одной из витрин, принадлежавшая ему скрипка, а в центре гостиной - рояль композитора.
О былой роскоши интерьеров Шереметевского дворца напоминает Желтая гостиная. Стены, затянутые желтым штофом, потолок с богатой росписью, ламбрекены и карнизы. Сейчас в гостиной хранятся музыкальные инструменты. Среди экспонатов скрипки работ Страдивари и Амати, а также личные вещи композитора Михаила Глинки. В одной из витрин, принадлежавшая ему скрипка, а в центре гостиной - рояль композитора.
 На  золотом фоне с чернением – живописные вставки. Так оформлен плафон Желтой гостиной. Как же это красиво!
На золотом фоне с чернением – живописные вставки. Так оформлен плафон Желтой гостиной. Как же это красиво!
Я еще не покинула Желтую (Золотую) гостиную, присматриваясь к ней с другого ракурса. В этом прекрасном зале в первой половине XIX века в домашних концертах выступали Ференц Лист и Гектор Берлиоз, выдающиеся певцы Полина Виардо, Генриетта Зонтаг и Джованни Баттиста Рубини, петербургские композиторы.
Я еще не покинула Желтую (Золотую) гостиную, присматриваясь к ней с другого ракурса. В этом прекрасном зале в первой половине XIX века в домашних концертах выступали Ференц Лист и Гектор Берлиоз, выдающиеся певцы Полина Виардо, Генриетта Зонтаг и Джованни Баттиста Рубини, петербургские композиторы.
 Особенность всех парадных залов - это наличие в каждом музыкального инструмента, а порой и целой их коллекции. В Золотой гостиной  находятся раритеты музея - полный струнный квартет (со скрипкой Франческо Страдивари и альтом Ж.-Б. Вийома, который принадлежал Алексею Львову, директору Придворной певческой капеллы и автору гимна Российской империи «Боже, царя храни»). В исполнении именно этого квартета записаны и звучат в экспозиции произведения М. Глинки, Л. Бетховена, Й. Гайдна
Особенность всех парадных залов - это наличие в каждом музыкального инструмента, а порой и целой их коллекции. В Золотой гостиной находятся раритеты музея - полный струнный квартет (со скрипкой Франческо Страдивари и альтом Ж.-Б. Вийома, который принадлежал Алексею Львову, директору Придворной певческой капеллы и автору гимна Российской империи «Боже, царя храни»). В исполнении именно этого квартета записаны и звучат в экспозиции произведения М. Глинки, Л. Бетховена, Й. Гайдна
В зале представлены также роскошно декорированные инструменты, которые украшали аристократические дома. Пианино, Франция, 1850-е.
В зале представлены также роскошно декорированные инструменты, которые украшали аристократические дома. Пианино, Франция, 1850-е.
Золотая гостиная
Золотая гостиная
Удивительной красоты декоративная ваза. Императорский стеклянный завод, 1820-е. Хрусталь, бронза, литье, гравировка, золочение. Собрание В.М. Голод.
Удивительной красоты декоративная ваза. Императорский стеклянный завод, 1820-е. Хрусталь, бронза, литье, гравировка, золочение. Собрание В.М. Голод.
Портрет Варвары Петровны Шереметевой, неизвестный художник, середина 19 века.
Портрет Варвары Петровны Шереметевой, неизвестный художник, середина 19 века.
Красавица Анна Сергеевна Шереметьева, жена Дмитрия Шереметьева (сына Прасковьи Жемчуговой и графа Николая Шереметьева)  - фрейлина императрицы, увлекалась как и Дмитрий Николаевич театром и музыкой. Она прекрасно играла на фортепьяно, будучи в Париже, брала уроки у Ф. Шопена. В доме часто проходили музыкальные вечера, на них бывали не только российские, но и зарубежные музыканты: композиторы Глинка, Берлиоз, Лист, певицы Виардо, Рубини, Бартенева. Дмитрий Николаевич в течение полувека содержал в своем доме хоровую капеллу. Автор портрета художник К. Робертсон, 1849г. (хранится в Русском музее), это копия Т. Поцелуевой, 2019г.
Красавица Анна Сергеевна Шереметьева, жена Дмитрия Шереметьева (сына Прасковьи Жемчуговой и графа Николая Шереметьева) - фрейлина императрицы, увлекалась как и Дмитрий Николаевич театром и музыкой. Она прекрасно играла на фортепьяно, будучи в Париже, брала уроки у Ф. Шопена. В доме часто проходили музыкальные вечера, на них бывали не только российские, но и зарубежные музыканты: композиторы Глинка, Берлиоз, Лист, певицы Виардо, Рубини, Бартенева. Дмитрий Николаевич в течение полувека содержал в своем доме хоровую капеллу. Автор портрета художник К. Робертсон, 1849г. (хранится в Русском музее), это копия Т. Поцелуевой, 2019г.
Портреты Барона Теодора Дёлера и баронессы Елизаветы Дёлер (урожденной Шереметевой), середина 19 века, художник Вильгельм Рихтер. Чтобы ликвидировать  "неравнородность"  при оформлении  брака  Елизаветы Шереметьевой с простым музыкантом, сыном неаполитанского капельмейстера Теодором Дёлером,  герцог Лукки  пожаловал ему титул барона, то есть пошел навстречу любящим сердцам. После свадьбы Дёлер по требованию Николая I оставил концертную деятельность и поселился с женой в Москве.
Портреты Барона Теодора Дёлера и баронессы Елизаветы Дёлер (урожденной Шереметевой), середина 19 века, художник Вильгельм Рихтер. Чтобы ликвидировать "неравнородность" при оформлении брака Елизаветы Шереметьевой с простым музыкантом, сыном неаполитанского капельмейстера Теодором Дёлером, герцог Лукки пожаловал ему титул барона, то есть пошел навстречу любящим сердцам. После свадьбы Дёлер по требованию Николая I оставил концертную деятельность и поселился с женой в Москве.
Портрет М.И. Глинки
Портрет М.И. Глинки
Античная гостиная появилась в 1839 году на месте парадной спальни Николая Шереметева. Ее стены украсили барельефы на древнегреческие и древнеримские мотивы. Здесь хранится мебель из дворца на Шпалерной улице. Там жил Александр Шереметев, брат последнего владельца Фонтанного дома. В зале находятся два портрета: Петра Борисовича, с которого начинается история Фонтанного дома и Бориса Петровича, получившего участок земли от Петра I.
Античная гостиная появилась в 1839 году на месте парадной спальни Николая Шереметева. Ее стены украсили барельефы на древнегреческие и древнеримские мотивы. Здесь хранится мебель из дворца на Шпалерной улице. Там жил Александр Шереметев, брат последнего владельца Фонтанного дома. В зале находятся два портрета: Петра Борисовича, с которого начинается история Фонтанного дома и Бориса Петровича, получившего участок земли от Петра I.
Стены украшали и украшают  серебряные блюда, а в витринах когда-то была выставлена коллекция "жалованного" серебра, напоминавшая о заслугах членов рода Шереметевых и князей Черкасских. Особую ценность представляет блюдо для хлеба – соли, вырезанное из цельного куска дерева крестьянским мастером,    преподнесенное  супругам графам Шереметевым «в память … благодеяния», то есть освобождения крестьян от крепостной зависимости. Блюдо единственное и неповторимое, имеет исключительное мемориальное значение (то, что в уголке)
Стены украшали и украшают серебряные блюда, а в витринах когда-то была выставлена коллекция "жалованного" серебра, напоминавшая о заслугах членов рода Шереметевых и князей Черкасских. Особую ценность представляет блюдо для хлеба – соли, вырезанное из цельного куска дерева крестьянским мастером, преподнесенное супругам графам Шереметевым «в память … благодеяния», то есть освобождения крестьян от крепостной зависимости. Блюдо единственное и неповторимое, имеет исключительное мемориальное значение (то, что в уголке)
Этрусская гостиная - свое экзотическое название  получила из- за своего декора, в котором были использованы мотивы росписей этрусских ваз, найденных при раскопках. В середине XIX века в Желтой и Этрусской гостиных устраивались музыкальные вечера. На них выступали такие знаменитости, как Ференц Лист, Роберт Шуман, Гектор Берлиоз, Михаил Глинка. В конце XIX - начале XX века здесь также устраивались маленькие домашние концерты.
Этрусская гостиная - свое экзотическое название получила из- за своего декора, в котором были использованы мотивы росписей этрусских ваз, найденных при раскопках. В середине XIX века в Желтой и Этрусской гостиных устраивались музыкальные вечера. На них выступали такие знаменитости, как Ференц Лист, Роберт Шуман, Гектор Берлиоз, Михаил Глинка. В конце XIX - начале XX века здесь также устраивались маленькие домашние концерты.
В настоящее время в экспозиции Этрусской гостиной  в качестве экспонатов представлены музыкальные инструменты Древней Греции и Древнего Рима из музейной коллекции.
В настоящее время в экспозиции Этрусской гостиной в качестве экспонатов представлены музыкальные инструменты Древней Греции и Древнего Рима из музейной коллекции.
Неотъемлемой частью интерьера гостиной является мебельный гарнитур, выполненный "в греческом вкусе" и именуемый Помпеянским
Неотъемлемой частью интерьера гостиной является мебельный гарнитур, выполненный "в греческом вкусе" и именуемый Помпеянским
Сохранившиеся предметы Помпеянского гарнитура принадлежат Московскому музею-усадьбе "Останкино" и экспонируются в рамках совместного музейного проекта "Береженная вещь". Ножки в виде львиных лап - одна из отличительных черт Помпеянских гарнитуров.
Сохранившиеся предметы Помпеянского гарнитура принадлежат Московскому музею-усадьбе "Останкино" и экспонируются в рамках совместного музейного проекта "Береженная вещь". Ножки в виде львиных лап - одна из отличительных черт Помпеянских гарнитуров.
Во многих дворцах и особняках России середины позапрошлого века можно было встретить интерьеры в таком стиле, но мало где они сохранились. В Фонтанном доме Этрусская гостиная восстановлена во всем своем великолепии
Во многих дворцах и особняках России середины позапрошлого века можно было встретить интерьеры в таком стиле, но мало где они сохранились. В Фонтанном доме Этрусская гостиная восстановлена во всем своем великолепии
Секретер "Кабинет". Фландрия, 18 век. Дерево ценных пород, перламутр, инкрустация.
Секретер "Кабинет". Фландрия, 18 век. Дерево ценных пород, перламутр, инкрустация.
Стены зеленой гостиной затянуты полушелковым штофом соответствующего цвета. Здесь любил принимать гостей граф Дмитрий Николаевич Шереметев - сын Прасковьи Ивановны Жемчуговой и Николая Петровича Шереметева. В гостиной представлена коллекция миниатюр на фарфоре, перламутре, изделия из художественного стекла, малахита.
Стены зеленой гостиной затянуты полушелковым штофом соответствующего цвета. Здесь любил принимать гостей граф Дмитрий Николаевич Шереметев - сын Прасковьи Ивановны Жемчуговой и Николая Петровича Шереметева. В гостиной представлена коллекция миниатюр на фарфоре, перламутре, изделия из художественного стекла, малахита.
Обращает на себя внимание портрет красивой дамы - Елены Павловны - супруги Великого князя Михаила Павловича, утонченной, образованной женщины. Она покровительствовала писателям, художникам, музыкантам, участвовала в учреждении Русского музыкального общества, в создании «института» сестринской помощи – прообраза Красного креста. На «четвергах» у «Мадам Мишель», как звали ее в близком кругу, решались вопросы политики и культуры. Прослыв «отчаянной республиканкой», она в числе первых освободила крестьян от крепостной зависимости; на деньги, вырученные от продажи бриллиантов, основала начальные классы консерватории.
Обращает на себя внимание портрет красивой дамы - Елены Павловны - супруги Великого князя Михаила Павловича, утонченной, образованной женщины. Она покровительствовала писателям, художникам, музыкантам, участвовала в учреждении Русского музыкального общества, в создании «института» сестринской помощи – прообраза Красного креста. На «четвергах» у «Мадам Мишель», как звали ее в близком кругу, решались вопросы политики и культуры. Прослыв «отчаянной республиканкой», она в числе первых освободила крестьян от крепостной зависимости; на деньги, вырученные от продажи бриллиантов, основала начальные классы консерватории.
Камин с огромным старинным зеркалом
Камин с огромным старинным зеркалом
Малиновая гостиная. Здесь зимой 1797 года перед Павлом I и его гостями пела Прасковья Ивановна Жемчугова
Малиновая гостиная. Здесь зимой 1797 года перед Павлом I и его гостями пела Прасковья Ивановна Жемчугова
Малиновая гостиная  была роскошно меблирована и служила любимой комнатой графини Анны Сергеевны, супруги графа Дмитрия Николаевича Шереметева. Стены комнаты обиты лионским малиновым штофом, карнизы полностью обновлены, печь заменена камином каррарского мрамора с большим зеркалом. На стенах - коллекция живописи.
Малиновая гостиная была роскошно меблирована и служила любимой комнатой графини Анны Сергеевны, супруги графа Дмитрия Николаевича Шереметева. Стены комнаты обиты лионским малиновым штофом, карнизы полностью обновлены, печь заменена камином каррарского мрамора с большим зеркалом. На стенах - коллекция живописи.
Люстра в Малиновой гостиной со стержнем из цветного стекла, характерная для конца XVIII века. На ее ободе закреплены спиралевидные рожки, которые образуют 12 мест для «свечей».  Перед нами обилие блеска хрусталя, золоченой бронзы, сочности цветного стекла… Кто же прячется среди этой роскоши? Семь путти – маленьких мальчиков, расположенных по ободку. Если окажетесь в Малиновой гостиной, присмотритесь повнимательней
Люстра в Малиновой гостиной со стержнем из цветного стекла, характерная для конца XVIII века. На ее ободе закреплены спиралевидные рожки, которые образуют 12 мест для «свечей». Перед нами обилие блеска хрусталя, золоченой бронзы, сочности цветного стекла… Кто же прячется среди этой роскоши? Семь путти – маленьких мальчиков, расположенных по ободку. Если окажетесь в Малиновой гостиной, присмотритесь повнимательней
Сейчас в Зеленой и Малиновой гостиных выставлена переданная в дар музея частная коллекция. 800 предметов антиквариата, в которую входят произведения русского и западноевропейского искусства, собирала переводчица и коренная петербурженка Валентина Михайловна Голод. И жизнь, и смерть ее были окутаны ореолом легенды и тайны. Ее профессиональный интерес был связан с переводом театральных пьес с французского языка, а главным «повседневным» увлечением стало собирание произведений искусства. В 1972 году В. М. Голод стала председателем Комиссии собирателей художественных коллекций, которая объединила коллекционеров Ленинграда и Москвы. Таким образом, В. М. Голод собирала не только предметы искусства, но и редких в советское время людей – коллекционеров! Её коллекция после смерти была передана  Шереметевскому дворцу.
Сейчас в Зеленой и Малиновой гостиных выставлена переданная в дар музея частная коллекция. 800 предметов антиквариата, в которую входят произведения русского и западноевропейского искусства, собирала переводчица и коренная петербурженка Валентина Михайловна Голод. И жизнь, и смерть ее были окутаны ореолом легенды и тайны. Ее профессиональный интерес был связан с переводом театральных пьес с французского языка, а главным «повседневным» увлечением стало собирание произведений искусства. В 1972 году В. М. Голод стала председателем Комиссии собирателей художественных коллекций, которая объединила коллекционеров Ленинграда и Москвы. Таким образом, В. М. Голод собирала не только предметы искусства, но и редких в советское время людей – коллекционеров! Её коллекция после смерти была передана Шереметевскому дворцу.
«И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале…» – пишет А.С. Пушкин. Флаконы из стекла напоминают июньский луг с его разнотравьем и разноцветьем, осененный перламутровым трепыханьем мотыльков. Флаконы не только украшали туалетные столики будуаров, было заведено, путешествуя в каретах, возить с собой шкатулки с флаконами для одеколона. Покупались они в подарок на Рождество, к Новому году, на Пасху. Собирание флаконов В. М. Голод началось с «голубой птички», а вскоре сложилась коллекция предметов самых затейливых форм и расцветок, охватывающая сто лет – от классики до модерна.
«И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале…» – пишет А.С. Пушкин. Флаконы из стекла напоминают июньский луг с его разнотравьем и разноцветьем, осененный перламутровым трепыханьем мотыльков. Флаконы не только украшали туалетные столики будуаров, было заведено, путешествуя в каретах, возить с собой шкатулки с флаконами для одеколона. Покупались они в подарок на Рождество, к Новому году, на Пасху. Собирание флаконов В. М. Голод началось с «голубой птички», а вскоре сложилась коллекция предметов самых затейливых форм и расцветок, охватывающая сто лет – от классики до модерна.
Название экспозиции, составленной из предметов  собрания В.М. Голод  – «Портрет дамы в музейном интерьере». Это все было весьма  сложно сфотографировать, порой приходилось припадать на колено, за что меня обругали строгие тетеньки, переживая за коллекцию - вдруг упаду на витрину
Название экспозиции, составленной из предметов собрания В.М. Голод – «Портрет дамы в музейном интерьере». Это все было весьма сложно сфотографировать, порой приходилось припадать на колено, за что меня обругали строгие тетеньки, переживая за коллекцию - вдруг упаду на витрину
Из Зеленой гостиной, через потайную дверь можно попасть в небольшую комнату, где некогда располагалась спальня. Сейчас здесь размещена экспозиция, посвященная одному из выдающихся композиторов конца XIX - начала XX века Александру Константиновичу Глазунову.
Из Зеленой гостиной, через потайную дверь можно попасть в небольшую комнату, где некогда располагалась спальня. Сейчас здесь размещена экспозиция, посвященная одному из выдающихся композиторов конца XIX - начала XX века Александру Константиновичу Глазунову.
Экспозицией под названием "Парижский кабинет А. К. Глазунова ", в котором представлены мемориальные вещи выдающегося композитора и директора консерватории в до и после революционный период.
Экспозицией под названием "Парижский кабинет А. К. Глазунова ", в котором представлены мемориальные вещи выдающегося композитора и директора консерватории в до и после революционный период.
Перешагнув порог Малиновой гостиной, попадаешь в залы, где представлены музыкальные инструменты разных эпох
Перешагнув порог Малиновой гостиной, попадаешь в залы, где представлены музыкальные инструменты разных эпох
Трехмануальный клавесин. Клавесины были популярны в XVII–XVIII веках. Внешне они напоминали современные фортепиано, но звук извлекался иначе: когда музыкант нажимал на клавишу, то соответствующую ей струну внутри корпуса захватывало металлическое щипковое устройство.
В конце XVIII столетия появились концертные инструменты с двумя и тремя клавиатурами. В Шереметевском дворце представлен трехмануальный экземпляр с тремя рядами клавиш. Его изготовили в 1911 году на фабрике Павла де Витте в Лейпциге по образцам XVIII века. Сейчас это единственный подобный инструмент в России. По одной из версий, это копия инструмента, которым владела Екатерина II.
Трехмануальный клавесин. Клавесины были популярны в XVII–XVIII веках. Внешне они напоминали современные фортепиано, но звук извлекался иначе: когда музыкант нажимал на клавишу, то соответствующую ей струну внутри корпуса захватывало металлическое щипковое устройство. В конце XVIII столетия появились концертные инструменты с двумя и тремя клавиатурами. В Шереметевском дворце представлен трехмануальный экземпляр с тремя рядами клавиш. Его изготовили в 1911 году на фабрике Павла де Витте в Лейпциге по образцам XVIII века. Сейчас это единственный подобный инструмент в России. По одной из версий, это копия инструмента, которым владела Екатерина II.
Среди экспонатов также личные вещи композитора, пианиста и дирижера М.А.Балакирева, дирижёра и пианиста Е.А.Мравинского, композитора, пианиста и дирижёра А.Г. Рубинштейна и других известных музыкантов.
Среди экспонатов также личные вещи композитора, пианиста и дирижера М.А.Балакирева, дирижёра и пианиста Е.А.Мравинского, композитора, пианиста и дирижёра А.Г. Рубинштейна и других известных музыкантов.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому