Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была сегодня 15:29
Фотоальбом

Борис Григорьев «Первый мастер на свете»

iPhone 11, NIKON D5100
29 29
Санкт-Петербург: полезная информация

В новом крыле Музея Фаберже 22.09.23 открылась ретроспективная выставка художника Бориса Григорьева (1886–1939), главным событием которой, по замыслу кураторов, должен стать показ грандиозного полотна «Ревизор» и уникальный цикл иллюстраций к роману «Братья Карамазовы».

Отдельная тема — портреты разных лет и южноамериканские пейзажи. Экспозицию также дополняют произведения художника из собраний государственных музеев и закрытых частных коллекций. Выдающийся живописец и график Борис Григорьев, эмигрировавший из России в 1919 году, получил широкое признание при жизни, но был незаслуженно забыт на родине на долгие годы. Будем ликвидировать пробелы в знаниях и хотя бы кратко вспомним об основных вехах биографии «Бориса Гри», разделившего судьбу многих представителей русского авангарда — одного из самых интересных авторов, вышедших из «плавильного котла» рубежа XIX–XX веков. Сам Григорьев считал себя «первым мастером на свете», и гений его заключался в умении работать в любых жанрах и техниках.

Первое, что привлекает внимание в биографии этого человека, — происхождение: полурусский-полушвед, родился в Москве, а вырос в Рыбинске в семье мещанина Дмитрия Григорьева (я знаю этот дом на Волжской набережной моего родного города). Семья Григорьевых поселилась в двухэтажном каменном особняке при переезде в уездный город после вступления отца художника в должность управляющего Рыбинским отделением Волжско-Камского коммерческого банка, заняв 12 комнат второго этажа с окнами, выходящими на широкие волжские дали. «Я всю юность мою провел в Ярославской губернии и Волгу знаю» — из воспоминаний художника. Уклад семьи был богемным — с посещением московских и петербургских театров, кроме того домочадцы часто музицировали, пользовались огромной библиотекой, устраивали домашние спектакли. Родители желали видеть сына коммерсантом и отправили на учебу в Московскую коммерческую академию. Но увлечение живописью победило, и юноша поступает в Строгановское училище.

В поисках новых приемов рисования Григорьев переезжает в Петербург, чтобы стать вольным слушателем академии художеств. На этом молодой художник не останавливается, и в поисках своего творческого пути едет в Париж. Европейские турне, встречи с импрессионистами, футуристами, авангардистами не прошли бесследно, отразившись в манере рисования. Борис Григорьев до отъезда из России, считался и был известным портретистом, при этом его труд высоко оплачивался. У Бориса Григорьева сложился свой, уникальный стиль и выработался собственный почерк самобытного рисовальщика, владеющего ироничной кистью. В 1919 году из-за политических преследований Григорьев принял решение уехать из страны. В средине 1920-х художник много путешествовал по США и Латинской Америке, глубоко переживая свой отъезд из России, несмотря на шумный успех выставок и востребованность как живописца. С начала 1930-х годов Борис Дмитриевич большую часть времени посвящал иллюстрированию книг. 

Кроме того, он занимался преподавательской работой в частной русской академии в Париже, основал собственную школу живописи, и продолжал путешествовать по миру. Последняя выставка Бориса Григорьева состоялась в 1938 году в Нью-Йорке. Ему оставалось совсем немного… Несмотря на предупреждения докторов, мастер продолжал интенсивно работать, что привело к сильному физическому и эмоциональному истощению. Находясь в зените славы, Борис Григорьев скоропостижно скончался в феврале 1939 года в возрасте 52 лет. Похоронен был русский живописец на скромном провинциальном кладбище городка Кань-сюр-Мер на Лазурном побережье Франции, где проживал на своей вилле с названием «Бориселла». Организаторам выставки удалось показать, насколько разнообразным художником был Григорьев. Он мог быть почти академичным графиком — и тут же фовистом, не заботясь о линии вообще. Обращается к искусству старых мастеров, но называет себя учеником Пикассо и Сезанна. Трансформацию художественных подходов длиной в творческую жизнь выставка нам и демонстрирует. При оформлении альбома буду добавлять сведения, дополняющие облик художника и смысл его работ.

У входа в музей
У входа в музей
Приглашение на выставку
Приглашение на выставку
Выставка занимает два больших зала, расположенных на разных этажах. Так оформлено выставочное пространство первого зала. Второй зал полностью поглощает внимание, сконцентрированное на работах мастера, поэтому не до мелочей!
Выставка занимает два больших зала, расположенных на разных этажах. Так оформлено выставочное пространство первого зала. Второй зал полностью поглощает внимание, сконцентрированное на работах мастера, поэтому не до мелочей!
"Катание на лыжах в Финляндии", 1913г. (Частное собрание).
"Катание на лыжах в Финляндии", 1913г. (Частное собрание).
Зимнее удовольствие», 1911–1912 (частное собрание)
Зимнее удовольствие», 1911–1912 (частное собрание)
Острый глаз художника умело выявлял в незамысловатых деревенских сюжетах простодушно-грубоватые черты народной жизни. Картина под названием "С работы", 1913 год.
Острый глаз художника умело выявлял в незамысловатых деревенских сюжетах простодушно-грубоватые черты народной жизни. Картина под названием "С работы", 1913 год.
"Хищники", 1913 (Музей-квартира И.И. Бродского)
"Хищники", 1913 (Музей-квартира И.И. Бродского)
В начале 1910-х годов молодой Борис Григорьев сотрудничал с известным издателем и меценатом А.Е. Бурцевым. Этнограф и собиратель русской старины, Бурцев интересовался национальным русским фольклором и бытом. Григорьеву эти темы были тоже близки, поэтому он с воодушевлением создал обширную серию работ для фольклорных и этнографических изданий Бурцева. Особенно запоминается  рисунок «Маленькие бабы» (1911 год, коричневая бумага, графитный карандаш, белила - из Государственного Русского музея), где игрушечно-округлые фигуры баб уподобляются стволам берез. Пестрый орнамент их платков и юбок перекликается с узором березовой коры, щекастые лица обнаруживают сходство с крупными грибами у их ног, а ритм складок одежды вторит ритму деревьев
В начале 1910-х годов молодой Борис Григорьев сотрудничал с известным издателем и меценатом А.Е. Бурцевым. Этнограф и собиратель русской старины, Бурцев интересовался национальным русским фольклором и бытом. Григорьеву эти темы были тоже близки, поэтому он с воодушевлением создал обширную серию работ для фольклорных и этнографических изданий Бурцева. Особенно запоминается рисунок «Маленькие бабы» (1911 год, коричневая бумага, графитный карандаш, белила - из Государственного Русского музея), где игрушечно-округлые фигуры баб уподобляются стволам берез. Пестрый орнамент их платков и юбок перекликается с узором березовой коры, щекастые лица обнаруживают сходство с крупными грибами у их ног, а ритм складок одежды вторит ритму деревьев
"В саду", 1913
"В саду", 1913
"Дедушкина могила", 1913 (Музей-квартира И.И. Бродского).
"Дедушкина могила", 1913 (Музей-квартира И.И. Бродского).
"Новичок", 1911 г. В этой картине художник представил демонический облик старухи, персонифицирующейся с образом Бабы Яги. Жутковатый гротескный портрет, возможно, свидетельствует о каких-то личностных трагических переживаниях автора, о его своеобразном видении мира, либо, предчувствуя надвигающуюся вселенскую беду. Я здесь вижу страшную, как война, повитуху, держащую младенца, пришедшего в ужасный мир. Справа виден луч света, но он слаб, и демоническая старуха  не позволяет лучику отбросить свет на нового человека.
"Новичок", 1911 г. В этой картине художник представил демонический облик старухи, персонифицирующейся с образом Бабы Яги. Жутковатый гротескный портрет, возможно, свидетельствует о каких-то личностных трагических переживаниях автора, о его своеобразном видении мира, либо, предчувствуя надвигающуюся вселенскую беду. Я здесь вижу страшную, как война, повитуху, держащую младенца, пришедшего в ужасный мир. Справа виден луч света, но он слаб, и демоническая старуха не позволяет лучику отбросить свет на нового человека.
"Надменный", 1913г. (Новгородский музей-заповедник)
"Надменный", 1913г. (Новгородский музей-заповедник)
"Старая усадьба", 1913г. (Частное собрание)
"Старая усадьба", 1913г. (Частное собрание)
"Молодые затворницы в положенные часы ходили в сад..." Иллюстрация к повести А.С. Пушкина "Дубровский", 1912 (Собрание семьи Палеевых)
"Молодые затворницы в положенные часы ходили в сад..." Иллюстрация к повести А.С. Пушкина "Дубровский", 1912 (Собрание семьи Палеевых)
Эротическая тема в творчестве художника под названием Intimite появилась  в 1913 году, получив развитие в рисунках для журнала "Новый Сатирикон". Затем издатель В.М. Ясной выпустил книгу "Intimite", куда вошли рисунки и картины из серии "Женщины", "История одной девушки", а также парижские наброски кафешантанных певиц, артисток, проституток. Название этого рисунка "Лежащая с приподнятым платьем", 1918г. (частное собрание)
Эротическая тема в творчестве художника под названием Intimite появилась в 1913 году, получив развитие в рисунках для журнала "Новый Сатирикон". Затем издатель В.М. Ясной выпустил книгу "Intimite", куда вошли рисунки и картины из серии "Женщины", "История одной девушки", а также парижские наброски кафешантанных певиц, артисток, проституток. Название этого рисунка "Лежащая с приподнятым платьем", 1918г. (частное собрание)
"Светская женщина", 1914 (частное собрание)
"Светская женщина", 1914 (частное собрание)
"Лежащая женщина" - рисунок для росписи театра-кабаре "Привал комедиантов", 1916 (собрание КGallery). Интерес к подобным мотивам был достаточно распространенным явлением в ту эпоху, однако эротика Григорьева, как и другие жанры его искусства, обладала своеобразием, была не чужда юмора и бытовых деталей.
"Лежащая женщина" - рисунок для росписи театра-кабаре "Привал комедиантов", 1916 (собрание КGallery). Интерес к подобным мотивам был достаточно распространенным явлением в ту эпоху, однако эротика Григорьева, как и другие жанры его искусства, обладала своеобразием, была не чужда юмора и бытовых деталей.
"Русское кабаре", 1916 (собрание галереи "Наши художники").
"Русское кабаре", 1916 (собрание галереи "Наши художники").
"Entrez (жанровая сцена)", 1913 (ГМИИ им. Пушкина). На этой серии очевидно влияние Парижа, прекрасного и порочного, куда художник впервые отправился за год до Первой мировой войны. Впечатления вылились в серию «Intimite», изданную в 1918-м: кокотки, кафешантанные девицы, гризетки и их клиенты. Ловко орудуя карандашом, нередко используя тонированный штрих, он признавался, что в живописи главное - линия
"Entrez (жанровая сцена)", 1913 (ГМИИ им. Пушкина). На этой серии очевидно влияние Парижа, прекрасного и порочного, куда художник впервые отправился за год до Первой мировой войны. Впечатления вылились в серию «Intimite», изданную в 1918-м: кокотки, кафешантанные девицы, гризетки и их клиенты. Ловко орудуя карандашом, нередко используя тонированный штрих, он признавался, что в живописи главное - линия
"Женщины", 1916 (Собрание семьи Палеевых)
"Парижские типы", ок. 1918 (ГМИИ им. А.С Пушкина). Современникам были по нраву эмоциональные рисунки с особой ритмической структурой и резким колоритом, похожие по своей выразительности на графику Матисса. Умение художника владеть выразительной возможностью линии отточилось в Париже, там же настал его звездный час.
"Парижские типы", ок. 1918 (ГМИИ им. А.С Пушкина). Современникам были по нраву эмоциональные рисунки с особой ритмической структурой и резким колоритом, похожие по своей выразительности на графику Матисса. Умение художника владеть выразительной возможностью линии отточилось в Париже, там же настал его звездный час.
"В кафе", начало 1920-х. Российский национальный музей музыки
"В кафе", начало 1920-х. Российский национальный музей музыки
Одной из самых ярких работ парижского периода является монументальное полотно «Улица блондинок» (1917), обобщающее цикл «Intimité» . Эта сюжетно загадочная картина придает эротической теме угрюмо-безжалостную тональность.  В центре композиции на подобии  пьедестала изображена в полный рост молодая женщина, которая стоит спиной к публике, в профиль. Одежда на ней фривольно расстегнута, алый рот подчеркнуто чувственен. Но на расположившихся у самых ее ног мужских лицах лежит печать отрешенности и тоски. Кто из них в большей степени порочен? Картина "Улица блондинок"  по случаю выставки выбралась с труднодоступного второго этажа Музея-квартиры Исаака Бродского.
Одной из самых ярких работ парижского периода является монументальное полотно «Улица блондинок» (1917), обобщающее цикл «Intimité» . Эта сюжетно загадочная картина придает эротической теме угрюмо-безжалостную тональность. В центре композиции на подобии пьедестала изображена в полный рост молодая женщина, которая стоит спиной к публике, в профиль. Одежда на ней фривольно расстегнута, алый рот подчеркнуто чувственен. Но на расположившихся у самых ее ног мужских лицах лежит печать отрешенности и тоски. Кто из них в большей степени порочен? Картина "Улица блондинок" по случаю выставки выбралась с труднодоступного второго этажа Музея-квартиры Исаака Бродского.
"Портрет Якова Львовича Израилевича", 1916. (этюд для картины "Улица блондинок" из Русского музея). Яков Львович Израилевич (1889–1942), больше известный среди богемной молодежи Петрограда как Жак, был характерной и примечательной личностью в литературно-художественных кругах 1910-х годов, завсегдатаем кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов», непременным участником различного рода розыгрышей, мистификаций, театрализованных выступлений. Необычный ракурс полускрытого рукою лица и напряженный взгляд изображенного сообщают портрету ноту загадочности. Я бы прочитала так - порок притягивает, но и вызывает внутреннее осуждение. Долгое время портрет считался работой Судейкина, однако «ключом» к определению подлинного авторства стал факт использования этого портрета в качестве этюда к картине Григорьева «Улица блондинок»
"Портрет коллекционера Александра Александровича Коровина", 1916 (Государственный Русский музей). Борис Григорьев был необычным и очень талантливым, проницательным портретистом. Под его портреты выдающихся деятелей русской культуры на выставке в Русском музее выделен целый зал. Современники отдавали должное портретной силе художника. Считалось, что Григорьев воссоздает на полотне не столько конкретную личность, сколько свое представление о ней, и портрет нередко оказывался ближе к тематической картине.
"Портрет коллекционера Александра Александровича Коровина", 1916 (Государственный Русский музей). Борис Григорьев был необычным и очень талантливым, проницательным портретистом. Под его портреты выдающихся деятелей русской культуры на выставке в Русском музее выделен целый зал. Современники отдавали должное портретной силе художника. Считалось, что Григорьев воссоздает на полотне не столько конкретную личность, сколько свое представление о ней, и портрет нередко оказывался ближе к тематической картине.
"Портрет Солона Ильича Молло", 1917 (Государственный Русский музей).
"Портрет Солона Ильича Молло", 1917 (Государственный Русский музей).
"Автопортрет", 1914 (музей-квартира И.И. Бродского).  Борис Григорьев отличался высоким ростом. Как вспоминает художник Ю. Черкесов, это был широкоплечий, огромного роста человек. «Северные (шведские) — глаза со столь острым, глубоким, пронизывающим взглядом, вздернутый нос с большими ноздрями, высокий лоб, кончающийся непокорным светлым коком мягких волос, рот резко очерчен и подбородок той особенной формы, которая, как говорят, является признаком упорства и настойчивости»
"Автопортрет", 1914 (музей-квартира И.И. Бродского). Борис Григорьев отличался высоким ростом. Как вспоминает художник Ю. Черкесов, это был широкоплечий, огромного роста человек. «Северные (шведские) — глаза со столь острым, глубоким, пронизывающим взглядом, вздернутый нос с большими ноздрями, высокий лоб, кончающийся непокорным светлым коком мягких волос, рот резко очерчен и подбородок той особенной формы, которая, как говорят, является признаком упорства и настойчивости»
"Мать", 1915 (Русский музей). Борис Григорьев с любовью рисовал своих близких, особенно жену Елизавету, и сына Кирилла. Картина из собрания Русского музея «Мать», изображающая жену художника с новорожденным  сыном Кириллом. Основное пространство холста занимает изображение кормящей младенца женщины в светлых одеждах и с обнаженной грудью. «Мой сын родился в мае 1915 года, и мы переехали на дачу Куоккало. Я кормила его, и Борис написал с меня мадонну», — пишет в одном из писем Е. Григорьева. Картина дышит нежностью и любовью. Я несколько раз подходила, чтобы полюбоваться игрой цвета, нежностью плоти и женского естества.
"Мать", 1915 (Русский музей). Борис Григорьев с любовью рисовал своих близких, особенно жену Елизавету, и сына Кирилла. Картина из собрания Русского музея «Мать», изображающая жену художника с новорожденным сыном Кириллом. Основное пространство холста занимает изображение кормящей младенца женщины в светлых одеждах и с обнаженной грудью. «Мой сын родился в мае 1915 года, и мы переехали на дачу Куоккало. Я кормила его, и Борис написал с меня мадонну», — пишет в одном из писем Е. Григорьева. Картина дышит нежностью и любовью. Я несколько раз подходила, чтобы полюбоваться игрой цвета, нежностью плоти и женского естества.
"Детство", 1916 (Государственная Третьяковская галерея)
"Детство", 1916 (Государственная Третьяковская галерея)
"Портрет художника Николая Владимировича Ремизова с женой", 1932-1933 (Государственный Русский музей)
"Портрет художника Николая Владимировича Ремизова с женой", 1932-1933 (Государственный Русский музей)
"Женский портрет (портрет матери)", 1921 (Галерея искусств KGallery)/ KGallery была основана в Санкт-Петербурге в 2005 году. В основе собрания галереи — крупнейшая частная коллекция русского и советского искусства, которая начала формироваться с середины 80-х годов XX века.
"Женский портрет (портрет матери)", 1921 (Галерея искусств KGallery)/ KGallery была основана в Санкт-Петербурге в 2005 году. В основе собрания галереи — крупнейшая частная коллекция русского и советского искусства, которая начала формироваться с середины 80-х годов XX века.
"Итальянка", 1927-1928 (культурно-исторический фонд "Связь времен")
"Мальчик во время сбора урожая (портрет Фрэнка Голдсмита), 1923 (собрание семьи Карисаловых)
"Мальчик во время сбора урожая (портрет Фрэнка Голдсмита), 1923 (собрание семьи Карисаловых)
"Близнецы (портрет Кэтрин и Мэри Кейн)", 1923 (собрание А. Дадиани). Очень дорогая картина, по почерпнутым мной сведениям, полотно,выставленное на Christie`s в 2006 году на осенних торгах,  имело успех и ушло с двойным превышением нижней границы эстимейта за 1,865 млн долларов.
"Близнецы (портрет Кэтрин и Мэри Кейн)", 1923 (собрание А. Дадиани). Очень дорогая картина, по почерпнутым мной сведениям, полотно,выставленное на Christie`s в 2006 году на осенних торгах, имело успех и ушло с двойным превышением нижней границы эстимейта за 1,865 млн долларов.
"Мальчик в матросском костюме (портрет Джона Голдсмита), 1923 (собрание семьи Карисаловых)
"Мальчик в матросском костюме (портрет Джона Голдсмита), 1923 (собрание семьи Карисаловых)
"Портрет Патрисия Эдвардса", 1928 (собрание А. Кузнецова и П. Мелякова)
Портрет Сергея Васильевича Рахманинова, 1930 (Российский национальный музей музыки). На выставке есть два портрета, которые заслуживают особого внимания:  живописный Горького и карандашный Рахманинова. Особенностью этого портрета является опущенные глаза. Много ли портретов без глаз вы помните? Вряд ли... Сергея Рахманинова невозможно не признать, едва бросив взгляд на рисунок, который, по-моему, просто феноменален.
Портрет Сергея Васильевича Рахманинова, 1930 (Российский национальный музей музыки). На выставке есть два портрета, которые заслуживают особого внимания: живописный Горького и карандашный Рахманинова. Особенностью этого портрета является опущенные глаза. Много ли портретов без глаз вы помните? Вряд ли... Сергея Рахманинова невозможно не признать, едва бросив взгляд на рисунок, который, по-моему, просто феноменален.
"Аргентина», 1928-1929гг. (Третьяковская галерея). Летом 1928 года Григорьев принимает приглашение правительства Чили, предложившего художнику профессорскую должность в Академии художеств. Контракт на три года был заключен, семья села на пароход и отправилась в неизведанную страну.
"Аргентина», 1928-1929гг. (Третьяковская галерея). Летом 1928 года Григорьев принимает приглашение правительства Чили, предложившего художнику профессорскую должность в Академии художеств. Контракт на три года был заключен, семья села на пароход и отправилась в неизведанную страну.
 Весной 1930 года Париж увидел потрясающую выставку ярких, колоритных работ, созданных Григорьевым после путешествия по Южной Америке и Африке.
Весной 1930 года Париж увидел потрясающую выставку ярких, колоритных работ, созданных Григорьевым после путешествия по Южной Америке и Африке.
"Портрет Раймонда Хенникера-Хиттона, 1923 (собрание Д. Химиляйне)
"Портрет Раймонда Хенникера-Хиттона, 1923 (собрание Д. Химиляйне)
 "Портрет Алексея Максимовича Горького" (из музея А.М. Горького, Москва). Художник мечтал написать портрет Горького, поэтому в 1926 году он отправился в итальянское поместье писателя. Там, в окрестностях Сорренто, писатель и позировал мастеру. Образ, а особенно руки натуры, (по мнению критиков, жесты кукловода или знаки масонов) говорят о новаторской манере автора. Фоном картины служит пейзаж русской деревни, поднимающейся горками, с бедной церквушкой на холме, с треугольниками снопов. На втором плане картины, за спиной писателя, размещены лица героев его литературных произведений. Поначалу Григорьев планировал запечатлеть Горького среди мужиков, баб и детей, одетых в живописные одежды. Однако со временем его замысел претерпел изменения: художник решил изобразить за спиной писателя толпу героев его книг.
"Портрет Алексея Максимовича Горького" (из музея А.М. Горького, Москва). Художник мечтал написать портрет Горького, поэтому в 1926 году он отправился в итальянское поместье писателя. Там, в окрестностях Сорренто, писатель и позировал мастеру. Образ, а особенно руки натуры, (по мнению критиков, жесты кукловода или знаки масонов) говорят о новаторской манере автора. Фоном картины служит пейзаж русской деревни, поднимающейся горками, с бедной церквушкой на холме, с треугольниками снопов. На втором плане картины, за спиной писателя, размещены лица героев его литературных произведений. Поначалу Григорьев планировал запечатлеть Горького среди мужиков, баб и детей, одетых в живописные одежды. Однако со временем его замысел претерпел изменения: художник решил изобразить за спиной писателя толпу героев его книг.
"Женский портрет", не позднее 1922г.  (Российский национальный музей музыки)
"Женский портрет", не позднее 1922г. (Российский национальный музей музыки)
"Душка", 1917 (Частное собрание). Не все  участники выставки, предоставившие экспонаты из своих коллекций, пожелали дать ссылку на принадлежность картин. Интересно, на кого же смотрит, висящая в частной гостиной эта "душка"?
"Душка", 1917 (Частное собрание). Не все участники выставки, предоставившие экспонаты из своих коллекций, пожелали дать ссылку на принадлежность картин. Интересно, на кого же смотрит, висящая в частной гостиной эта "душка"?
Портрет фотографа Мирона Абрамовича Шерлинга, автора фотопортретов известных деятелей культуры; 1916 год (собрание семьи Палеевых)
Портрет фотографа Мирона Абрамовича Шерлинга, автора фотопортретов известных деятелей культуры; 1916 год (собрание семьи Палеевых)
Портрет Мстислава Валериановича  Добужинского, 1917 (собрание семьи Куниных)
Портрет Мстислава Валериановича Добужинского, 1917 (собрание семьи Куниных)
"Бакалейная лавка на юге Франции", 1930-е. Собрание К и Ю. Наумовых
"Бакалейная лавка на юге Франции", 1930-е. Собрание К и Ю. Наумовых
"Цветы". Декоративное панно, 1916. Большая картина -164Х215. Из Государственной Третьяковской галереи.
"Цветы". Декоративное панно, 1916. Большая картина -164Х215. Из Государственной Третьяковской галереи.
В октябре 1919 года художник с женой и сыном тайно пересек Финский залив на лодке и переправился в Финляндию, после чего некоторое время жил в Берлине, а потом перебрался в Париж. Он тосковал по России и мечтал вернуться, но ему не позволили. В 1921 году им было создано полотно «Лики России» (до недавнего времени находилось в собрании Ростроповича—Вишневской), и начался новый одноименный цикл, ставший продолжением цикла «Расея». В композициях этой серии изображены русские крестьяне и горожане с лицами, подобными маскам, несущими печать тяжелой жизни и болезней. "Лики России" прибыла на выставку из комплекса «Дворец Конгрессов». В лицах изображенных людей есть что-то от Петрова-Водкина - с гротеском и театральностью.
"Бретонская рыбачка с ребенком", 1923 (собрание А. Дадиани). После переезда в Париж весной 1920 года Борис Григорьев совершал частые поездки в Бретань и Нормандию. В этот цикл вошли пейзажи, натюрморты и портреты-типы рыбаков, стариков, детей, написанные в неоклассической манере, где чувствуется влияние ранней нидерландской живописи.
"Бретонская рыбачка с ребенком", 1923 (собрание А. Дадиани). После переезда в Париж весной 1920 года Борис Григорьев совершал частые поездки в Бретань и Нормандию. В этот цикл вошли пейзажи, натюрморты и портреты-типы рыбаков, стариков, детей, написанные в неоклассической манере, где чувствуется влияние ранней нидерландской живописи.
"Мать Агата", 1924 (собрание А. Дадиани). Григорьев работал в Бретани и Нормандии несколько лет, в летние месяцы. Его увлекала атмосфера патриархальности и старины, тихие лаконичные пейзажи, старинные жилища и люди, в простых лицах и костюмах которых запечатлелась прародина.
"Мать Агата", 1924 (собрание А. Дадиани). Григорьев работал в Бретани и Нормандии несколько лет, в летние месяцы. Его увлекала атмосфера патриархальности и старины, тихие лаконичные пейзажи, старинные жилища и люди, в простых лицах и костюмах которых запечатлелась прародина.
"Бретонка", середина 1920-х (собрание Н. Курниковой). Подзаголовок выставки «Первый мастер на свете» взят из письма Григорьева другу, поэту Каменскому: «Написал я 14 вещей здесь — бретонская старина, церемонии, обычаи и т. д. Вещи, брат, не хуже Пьетро делла Франческа. Ты не поверишь. Сейчас я первый мастер на свете...». Портреты крестьян, написанные в 1921–1926 годах в Бретани, действительно по духу ближе веку пятнадцатому, нежели двадцатому. Мне жаль, что фотография не передает ослепительное сияние белого цвета - завораживает. Я несколько раз возвращалась к этой работе
"Женщина из Бург де Батц», 1920-е. (собрание КGallery). Руки!!!
"Женщина из Бург де Батц», 1920-е. (собрание КGallery). Руки!!!
Техническое совершенство и почти религиозный пафос превращает "Натюрморт с сыром" в  евхаристические дары.
Техническое совершенство и почти религиозный пафос превращает "Натюрморт с сыром" в евхаристические дары.
"Женщина с петухом", начало 1930-х (частное собрание)
"Портрет жены", 1931 (частное собрание. Представлено галереей "Наши художники")
"Портрет жены", 1931 (частное собрание. Представлено галереей "Наши художники")
"Портрет сына художника Кирилла", 1930 (собрание А. Дадиани)
"Портрет мальчика", 1930-е (собрание К. и Ю. Наумовых)
"Портрет мальчика", 1930-е (собрание К. и Ю. Наумовых)
"Сад", 1930 (собрание Л. Агафоновой)
"Сад", 1930 (собрание Л. Агафоновой)
"Подсолнухи", 1930-е. (собрание галереи "Наши художники"
"Подсолнухи", 1930-е. (собрание галереи "Наши художники"
"Анды", 1928-1929 (частное собрание)
"Анды", 1928-1929 (частное собрание)
«Театральная» линия представлена «Портретом Василия Качалова в роли царя Фёдора Иоанновича» (1923) из Русского музея.
«Театральная» линия представлена «Портретом Василия Качалова в роли царя Фёдора Иоанновича» (1923) из Русского музея.
"Портрет Петра Бакшеева в роли Васьки Пепла в спектакле "На дне", 1922 (из цикла "Лики России). Прибыла из "Дворца Конгрессов"
"Портрет Петра Бакшеева в роли Васьки Пепла в спектакле "На дне", 1922 (из цикла "Лики России). Прибыла из "Дворца Конгрессов"
"Немецкий мясник. Лик Германии, 1938. (частное собрание. Предоставлено галереей "Наши художники"). Наверное, стоит обратить внимание на год написания - 1938
"Немецкий мясник. Лик Германии, 1938. (частное собрание. Предоставлено галереей "Наши художники"). Наверное, стоит обратить внимание на год написания - 1938
 Полотно «Ревизор», как и цикл иллюстраций к «Братьям Карамазовым», относится к тем работам, что публика в России раньше не видела никогда. Их приобрел на аукционах за рубежом Виктор Вексельберг для своего фонда «Связь времен». "Ревизор" - поздняя вещь, созданная художником незадолго до ухода из жизни, представляет собой своеобразный итог творческого пути в печатном деле, начатого еще в годы учебы, когда по заказу издателя Александра Бурцева он создавал иллюстрации для русской классики. Картина вошла в цикл «Лики России», ставший своеобразным продолжением «Расеи». Городничий - в центре  - колоритен!
Полотно «Ревизор», как и цикл иллюстраций к «Братьям Карамазовым», относится к тем работам, что публика в России раньше не видела никогда. Их приобрел на аукционах за рубежом Виктор Вексельберг для своего фонда «Связь времен». "Ревизор" - поздняя вещь, созданная художником незадолго до ухода из жизни, представляет собой своеобразный итог творческого пути в печатном деле, начатого еще в годы учебы, когда по заказу издателя Александра Бурцева он создавал иллюстрации для русской классики. Картина вошла в цикл «Лики России», ставший своеобразным продолжением «Расеи». Городничий - в центре - колоритен!
 Картина "Ревизор" была  написана в 1934/35 году в Нью-Йорке, где Григорьев смотрел спектакль пражской труппы МХАТа под руководством Михаила Чехова. Григорьев очень любил Гоголя, и под сильным впечатлением от спектакля родились эти образы, это не был заказ. И это не просто портреты актёров: мы видим обобщение, острые характерные портреты.
Картина "Ревизор" была написана в 1934/35 году в Нью-Йорке, где Григорьев смотрел спектакль пражской труппы МХАТа под руководством Михаила Чехова. Григорьев очень любил Гоголя, и под сильным впечатлением от спектакля родились эти образы, это не был заказ. И это не просто портреты актёров: мы видим обобщение, острые характерные портреты.
Культурно-исторический о фонд «Связь времен», владеющий Музеем Фаберже, несколько лет назад приобрел все 58 иллюстраций Григорьева к «Братьям Карамазовым». И сейчас впервые показывает их в России.. Бенуа считал, что иллюстрации Григорьева к «Братьям Карамазовым» — это квинтэссенция его искусства, самое лучшее, что художник создал в своей жизни. Если  «Братья Карамазовы» были написаны за два года, то  Григорьев их иллюстрировал 16 лет. Борис Григорьев мечтал издать альбом иллюстраций к «Братьям Карамазовым». Он даже сделал выставку в Нью-Йорке, собирая деньги на публикацию. Просто не получилось, не успел из-за болезни. Художник работал как театральный режиссёр, выбирая моменты в сюжете, и получился своеобразный «комикс», который сопоставляли с текстом уже при подготовке к выставке.
Культурно-исторический о фонд «Связь времен», владеющий Музеем Фаберже, несколько лет назад приобрел все 58 иллюстраций Григорьева к «Братьям Карамазовым». И сейчас впервые показывает их в России.. Бенуа считал, что иллюстрации Григорьева к «Братьям Карамазовым» — это квинтэссенция его искусства, самое лучшее, что художник создал в своей жизни. Если «Братья Карамазовы» были написаны за два года, то Григорьев их иллюстрировал 16 лет. Борис Григорьев мечтал издать альбом иллюстраций к «Братьям Карамазовым». Он даже сделал выставку в Нью-Йорке, собирая деньги на публикацию. Просто не получилось, не успел из-за болезни. Художник работал как театральный режиссёр, выбирая моменты в сюжете, и получился своеобразный «комикс», который сопоставляли с текстом уже при подготовке к выставке.
Я покажу немного рисунков по Достоевскому, иначе пришлось бы оформлять еще один альбом. Вот некоторые из них, например этот  с надписью: Часть 1. Книга 2. Глава 1. У монастырских ворот
Я покажу немного рисунков по Достоевскому, иначе пришлось бы оформлять еще один альбом. Вот некоторые из них, например этот с надписью: Часть 1. Книга 2. Глава 1. У монастырских ворот
Часть 1. Книга 1. Глава 3. Воспоминания Алеши о матери
Часть 1. Книга 2. Глава 8 Скандал (Обед у игумена).
Часть 1. Книга 2. Глава 8 Скандал (Обед у игумена).
Часть 1. Книга 3. Глава 8. За коньячком
Часть 1. Книга 3. Глава 8. За коньячком
Часть 4. Книга 2. Глава 3. Бесенок (Лиза Хохлова и Алеша)
Часть 4. Книга 2. Глава 3. Бесенок (Лиза Хохлова и Алеша)
Часть 1. Книга 3. Глава 10. Грушенька
Часть 2. Книга 4. Глава 2. Федор Павлович в своей комнате
Часть 2. Книга 4. Глава 2. Федор Павлович в своей комнате
Часть 2. Книга 5. Глава 2. Смердяков с гитарой.
Часть 2. Книга 5. Глава 2. Смердяков с гитарой.
Часть 2. Книга 5. Глава 7. Иван в родительском доме.
Часть 2. Книга 5. Глава 7. Иван в родительском доме.

Теги: Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому