Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была вчера 15:29
Фотоальбом

Русский музей. Корпус Бенуа

Санкт-Петербург: полезная информация

Русский музей — крупнейшее в мире собрание российского искусства от старинных икон до работ современных художников. Основанный в 1895 году по указу Николая II в. момент создания получил название Русский музей императора Александра III. Сегодня собрание музея занимает шесть зданий, в том числе Мраморный и Строгановский дворцы. Во время своего последнего визита я посетила главное здание — Михайловский дворец и Корпус Бенуа, который является частью Русского музея и соединен переходами с Михайловским дворцом и флигелем Росси (экономия времени на гардеробе).

При беглом осмотре особо шустрым легко уложиться в один сеанс (день), приобретя комплексный билет на осмотр экспозиции в главном здании и постоянной выставки в корпусе Бенуа (временные выставки оплачиваютя отдельно). Я потратила на мероприятие два дня, чтобы переварить натиск великого искусства, которое обрушивается на тебя со стен. Решила начать этот свой репортаж с корпуса Бенуа.

Экспозиция, посвященная искусству XX и XXI веков, значительно скромнее, поэтому представленные фотографии достаточно репрезантативны. Картины и скульптуры здесь, как и в Михайловском дворце, размещены в хронологическом порядке. Каждый зал посвящен работам одного художника или какому-то из направлений живописи: символизму, футуризму, авангарду, абстракционизму и другим течениям. Чтобы осмотреть постоянную экспозицию корпуса Бенуа, поднимайтесь сразу на второй этаж: в залах первого размещаются временные выставки, к ним можно вернуться позже.

Картина "Очередь" считается одной из самых известных у Алексея Сундукова.
Как на многих его полотнах, здесь изображены универсальные советские люди, без индивидуальных  различий, и даже стиль в одежде схожий: белые меховые воротники, меховые шапки, сапоги и ощущение бесконечного ожидания – где-то там, за горизонтом, продают нужный товар. А может и не совсем нужный. Кто последний?
Картина "Очередь" считается одной из самых известных у Алексея Сундукова. Как на многих его полотнах, здесь изображены универсальные советские люди, без индивидуальных различий, и даже стиль в одежде схожий: белые меховые воротники, меховые шапки, сапоги и ощущение бесконечного ожидания – где-то там, за горизонтом, продают нужный товар. А может и не совсем нужный. Кто последний?
Нестерова Н.И. "Метро". 1980. Главные темы ее творчества – одиночество человека, чрезмерная погруженность в себя. Тема метро позволяет  не только проследить жизнь человеческого муравейника, но и переосмыслить один из типичных мифов: куда мы все так спешим. Наталья Нестерова - яркая советская художница, сумевшая отказаться от языка соцреализма ради собственного, образного. Наталья Нестерова уже в 25 лет была принята в Союз художников СССР. Позже получила почти все возможные в России премии — Государственную премию, премию «Триумф», звание Заслуженного художника РФ, звание Академика и почетную золотую медаль Академии художеств. Ее картины хранятся в крупнейших отечественных коллекциях в Русском музее, Третьяковской галерее, а также в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, Музее Людвига в Кельне, в музеях Монреаля и Пекина, корпоративных и частных коллекциях.
Нестерова Н.И. "Метро". 1980. Главные темы ее творчества – одиночество человека, чрезмерная погруженность в себя. Тема метро позволяет не только проследить жизнь человеческого муравейника, но и переосмыслить один из типичных мифов: куда мы все так спешим. Наталья Нестерова - яркая советская художница, сумевшая отказаться от языка соцреализма ради собственного, образного. Наталья Нестерова уже в 25 лет была принята в Союз художников СССР. Позже получила почти все возможные в России премии — Государственную премию, премию «Триумф», звание Заслуженного художника РФ, звание Академика и почетную золотую медаль Академии художеств. Ее картины хранятся в крупнейших отечественных коллекциях в Русском музее, Третьяковской галерее, а также в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, Музее Людвига в Кельне, в музеях Монреаля и Пекина, корпоративных и частных коллекциях.
Н. И. Нестерова "Букет роз". 1981год. Место действия картины - проза курортного городка. Художница иронично относится к происходящему, оттого скрыто цветами лицо женщины и незнакомец показан со спины. Часто лица людей на картинах Нестеровой либо изображены с закрытыми глазами, либо вообще спрятаны. Они виднеются сквозь букеты цветов, листву или яства, иногда скрыты за птичьим крылом. Такое решение придает работам особую театральность
Н. И. Нестерова "Букет роз". 1981год. Место действия картины - проза курортного городка. Художница иронично относится к происходящему, оттого скрыто цветами лицо женщины и незнакомец показан со спины. Часто лица людей на картинах Нестеровой либо изображены с закрытыми глазами, либо вообще спрятаны. Они виднеются сквозь букеты цветов, листву или яства, иногда скрыты за птичьим крылом. Такое решение придает работам особую театральность
Т.Г. Назаренко "Карнавал". 1979 год. Самобытное творчество Татьяны Григорьевны Назаренко – крупного советского и российского живописца – сформировалось в начале 1970-х. Сегодня она знаменита и титулована, входит в число самых известных художников современной России. Ее картины находятся в крупнейших музеях и художественных галереях мира.
Т.Г. Назаренко "Карнавал". 1979 год. Самобытное творчество Татьяны Григорьевны Назаренко – крупного советского и российского живописца – сформировалось в начале 1970-х. Сегодня она знаменита и титулована, входит в число самых известных художников современной России. Ее картины находятся в крупнейших музеях и художественных галереях мира.
В зале № 86 в Корпусе Бенуа открыта постоянная экспозиция официального советского искусства 1930–1950-х годов.  Официоз сталинского времени — особое искусство, которое трудно совместить с другими стилями и направлениями. Для полноты впечатления даже стены покрасили в бодрящий кумачовый цвет. Скульптура "Делегатка" Екатерины Персидской, 1948 год.
В зале № 86 в Корпусе Бенуа открыта постоянная экспозиция официального советского искусства 1930–1950-х годов. Официоз сталинского времени — особое искусство, которое трудно совместить с другими стилями и направлениями. Для полноты впечатления даже стены покрасили в бодрящий кумачовый цвет. Скульптура "Делегатка" Екатерины Персидской, 1948 год.
Самое масштабное произведение этого зала — «Гимн Октябрю» Александра Герасимова длиной 7 м — занимает центральную часть экспозиции. На картине изображено торжественное заседание в честь 25-й годовщины революции: до отказа заполненный зал Большого театра внимает речи Сталина.
Самое масштабное произведение этого зала — «Гимн Октябрю» Александра Герасимова длиной 7 м — занимает центральную часть экспозиции. На картине изображено торжественное заседание в честь 25-й годовщины революции: до отказа заполненный зал Большого театра внимает речи Сталина.
А. Волков "День выборов в Верховный Совет СССР", 1949г.
А. Волков "День выборов в Верховный Совет СССР", 1949г.
Многофигурные полотна в период бурного цветения соцреализма было принято создавать целыми творческими коллективами при участии и под руководством признанных мастеров. Образцом картины, созданной бригадным методом, и апофеозом такой «колхозной живописи» можно считать огромное полотно «Великому Сталину слава». Автором картины официально считается Юрий Кугач, но на практике ее создавала бригада молодых художников.
Многофигурные полотна в период бурного цветения соцреализма было принято создавать целыми творческими коллективами при участии и под руководством признанных мастеров. Образцом картины, созданной бригадным методом, и апофеозом такой «колхозной живописи» можно считать огромное полотно «Великому Сталину слава». Автором картины официально считается Юрий Кугач, но на практике ее создавала бригада молодых художников.
Юрий Кугач "В праздник (В выходной день)" 1949г.
Юрий Кугач "В праздник (В выходной день)" 1949г.
С. Коненков "Колхозница"
С. Коненков "Колхозница"
А. Пластунов "Колхозный праздник". Это не просто скромное крестьянское застолье с картошкой, огурцами и самоваром — над скудным деревенским столом реет портрет Сталина и транспарант с его крылатой фразой «Жить стало лучше, жить стало веселее»
А. Пластунов "Колхозный праздник". Это не просто скромное крестьянское застолье с картошкой, огурцами и самоваром — над скудным деревенским столом реет портрет Сталина и транспарант с его крылатой фразой «Жить стало лучше, жить стало веселее»
 «Часовщики. Фантазия по мотивам Э.-Т.-А. Гофмана», 1968 год, автор Ярослав Крестовский - внук того самого Крестовского, написавшего роман "Петербургские трущобы".  В центре зала стоят столы, за которыми трудятся мастера, похожие на волшебников. Атмосфера вымысла и авторской фантазии свойственна многим произведениям Крестовского.
«Часовщики. Фантазия по мотивам Э.-Т.-А. Гофмана», 1968 год, автор Ярослав Крестовский - внук того самого Крестовского, написавшего роман "Петербургские трущобы". В центре зала стоят столы, за которыми трудятся мастера, похожие на волшебников. Атмосфера вымысла и авторской фантазии свойственна многим произведениям Крестовского.
"Гимнасты" - одна из наиболее известных картин народного художника РСФСР, академика Российской академии художеств Дмитрия Жилинского. Жилинский изобразил членов сборной СССР по спортивной гимнастике, готовящихся к XVIII Олимпийским играм в Токио .
"Гимнасты" - одна из наиболее известных картин народного художника РСФСР, академика Российской академии художеств Дмитрия Жилинского. Жилинский изобразил членов сборной СССР по спортивной гимнастике, готовящихся к XVIII Олимпийским играм в Токио .
Зал,  где собраны полотна Пластова, Яблонской и других советских живописцев. Картины полны солнца, радости, жажды жизни, плещущей через край энергией. Хорошо всем знакомое полотно Е. Моисеенко "Черешня", 1969 год.
Зал, где собраны полотна Пластова, Яблонской и других советских живописцев. Картины полны солнца, радости, жажды жизни, плещущей через край энергией. Хорошо всем знакомое полотно Е. Моисеенко "Черешня", 1969 год.
Виктор Иванов
«Семья. 1945 год». История этой работы очень интересна. Как-то в деревне Красный Яр на Рязанщине, где живет много староверов, уже после войны зашел художник в крестьянский дом, а там сидят фронтовик, жена и три дочери - все живы. Вот это и есть - победа! «Мне кажется, что это — одна из моих лучших картин. Там и эпоха, и время, и Россия послевоенного времени" - слова художника
Виктор Иванов «Семья. 1945 год». История этой работы очень интересна. Как-то в деревне Красный Яр на Рязанщине, где живет много староверов, уже после войны зашел художник в крестьянский дом, а там сидят фронтовик, жена и три дочери - все живы. Вот это и есть - победа! «Мне кажется, что это — одна из моих лучших картин. Там и эпоха, и время, и Россия послевоенного времени" - слова художника
Одна из наиболее известных картин Сергея и Алексея Ткачёвых, созданная в 1958-1960 годах. Изображает группу деревенских девочек на мостках на реке
Одна из наиболее известных картин Сергея и Алексея Ткачёвых, созданная в 1958-1960 годах. Изображает группу деревенских девочек на мостках на реке
В картине "Полдень" вибрирует и дышит каждый мазок, насыщенный цветом и светом. Сюжет ее, как всегда у Пластова, прост, выхвачен из жизни. В знойный день мужчина и женщина подъехали на мотоцикле к колодцу и умывают прохладной водой свои разгоряченные солнцем лица, а в воде, в глубине колодца сверкает само солнце и оно же отраженными бликами отпечатывается на их лицах, одеждах, травах.
В картине "Полдень" вибрирует и дышит каждый мазок, насыщенный цветом и светом. Сюжет ее, как всегда у Пластова, прост, выхвачен из жизни. В знойный день мужчина и женщина подъехали на мотоцикле к колодцу и умывают прохладной водой свои разгоряченные солнцем лица, а в воде, в глубине колодца сверкает само солнце и оно же отраженными бликами отпечатывается на их лицах, одеждах, травах.
Картина „Утро“ принадлежит к числу живописных шедевров В. Ф. Загонека. Ее замысел связан с впечатлениями художника от окрестностей Онежского озера, которые он посетил в 1955 году. В картине обобщены мотивы встречающихся в онежских произведениях шествующих женщин, плещущихся гусей, отражений в воде
Картина „Утро“ принадлежит к числу живописных шедевров В. Ф. Загонека. Ее замысел связан с впечатлениями художника от окрестностей Онежского озера, которые он посетил в 1955 году. В картине обобщены мотивы встречающихся в онежских произведениях шествующих женщин, плещущихся гусей, отражений в воде
В.Ф. Загонек "Гроза прошла". Светлая, радостная картина „Гроза прошла“ на Всесоюзной выставке 1961 года получила признание  и по сей день считается одним из самых значительных и интереснейших произведений Загонека. Она и о красоте, и о свободе, просторе, и об естественной радости и чистоте, об освежающей силе дождя, после которого природа омыта, умыта, очищена
В.Ф. Загонек "Гроза прошла". Светлая, радостная картина „Гроза прошла“ на Всесоюзной выставке 1961 года получила признание и по сей день считается одним из самых значительных и интереснейших произведений Загонека. Она и о красоте, и о свободе, просторе, и об естественной радости и чистоте, об освежающей силе дождя, после которого природа омыта, умыта, очищена
"Раздолье" - одна из наиболее известных картин советского художника Александра Дейнеки, созданная летом 1944 года. В последний год войны в суровой палитре Дейнеки появляются радостные краски. Летом 1944 года он завершил начатое еще до войны панно "Раздолье".
"Раздолье" - одна из наиболее известных картин советского художника Александра Дейнеки, созданная летом 1944 года. В последний год войны в суровой палитре Дейнеки появляются радостные краски. Летом 1944 года он завершил начатое еще до войны панно "Раздолье".
Александр Дейнека "Бег", 1933 год.  В картине сфокусированы основные черты дейнековского стиля: ритмический строй композиции,  лаконизм, жесткий живописный язык. Здесь художником игнорируются индивидуальные черты личности, и персонажи наделяются признаками культивируемого автором некоего "молодеческого" военно-спортивного типа. В «Беге»  человек  олицетворяет свободу и целеустремленность.
Александр Дейнека "Бег", 1933 год. В картине сфокусированы основные черты дейнековского стиля: ритмический строй композиции, лаконизм, жесткий живописный язык. Здесь художником игнорируются индивидуальные черты личности, и персонажи наделяются признаками культивируемого автором некоего "молодеческого" военно-спортивного типа. В «Беге» человек олицетворяет свободу и целеустремленность.
Сразу после возвращения из заграничной командировки в 1935 году А.А. Дейнека пишет "Парижанку". Портрет поражает психологической напряжённостью образа, созданного с помощью красного цвета.  Лицо девушки, оттенённое небольшим пучком золотых волос, под слегка надвинутой на лицо кокетливой, изящной, маленькой красной шапочкой, спокойно и погружено внутрь себя. В мире парижанки всегда живут галантные мужчины и царствует красота.
Сразу после возвращения из заграничной командировки в 1935 году А.А. Дейнека пишет "Парижанку". Портрет поражает психологической напряжённостью образа, созданного с помощью красного цвета. Лицо девушки, оттенённое небольшим пучком золотых волос, под слегка надвинутой на лицо кокетливой, изящной, маленькой красной шапочкой, спокойно и погружено внутрь себя. В мире парижанки всегда живут галантные мужчины и царствует красота.
А.А. Дейнека "Портрет девушки с книгой", 
1934 год. На портрете изображена Лычева Серафима Ивановна (1906–1992)— будущая жена художника, известная как энергичная, волевая и целеустремленная женщина
А.А. Дейнека "Портрет девушки с книгой", 1934 год. На портрете изображена Лычева Серафима Ивановна (1906–1992)— будущая жена художника, известная как энергичная, волевая и целеустремленная женщина
Самохвалов А.Н. "Девушка в футболке", 1932г. Портрет, экспонированный в 1937 году на Международной выставке в Париже и отмеченный золотой медалью, принадлежит к числу наиболее известных в советском искусстве. На парижском „Экспо“ ее назвали „советской Джокондой“. Художник изобразил учительницу-активистку Евгению Петровну Адамову (1907–1977), сохранившую до конца своих дней удивительную душевность и увлеченность
Самохвалов А.Н. "Девушка в футболке", 1932г. Портрет, экспонированный в 1937 году на Международной выставке в Париже и отмеченный золотой медалью, принадлежит к числу наиболее известных в советском искусстве. На парижском „Экспо“ ее назвали „советской Джокондой“. Художник изобразил учительницу-активистку Евгению Петровну Адамову (1907–1977), сохранившую до конца своих дней удивительную душевность и увлеченность
Александр Дейнека "Текстильщицы", 1927г. Изменилась жизнь, настало время других героев, согласны были все художники. Дейнека писал: "Жизнь выдвигала новое – прежде всего нового, социалистического человека, новую молодежь, комсомольцев". Такими персонажами становятся у Дейнеки «Текстильщицы» — женщины-работницы, наравне с мужчинами управляющие огромными станками-механизмами
Александр Дейнека "Текстильщицы", 1927г. Изменилась жизнь, настало время других героев, согласны были все художники. Дейнека писал: "Жизнь выдвигала новое – прежде всего нового, социалистического человека, новую молодежь, комсомольцев". Такими персонажами становятся у Дейнеки «Текстильщицы» — женщины-работницы, наравне с мужчинами управляющие огромными станками-механизмами
"Работница (Портрет в голубом)" Пахомов А.Ф., 1927 год. «Работница» Алексея Пахомова занимала одно из центральных мест в экспозиции выставки молодежного объединения «Круг художников» в 1927 году. Моделью Пахомову послужила его жена, работница табачной фабрики. Тяготеющий к искусству Возрождения, художник подчеркивает монументальность, возвышенность образа
"Работница (Портрет в голубом)" Пахомов А.Ф., 1927 год. «Работница» Алексея Пахомова занимала одно из центральных мест в экспозиции выставки молодежного объединения «Круг художников» в 1927 году. Моделью Пахомову послужила его жена, работница табачной фабрики. Тяготеющий к искусству Возрождения, художник подчеркивает монументальность, возвышенность образа
А.Н. Самохвалов "После бани". 1927 год.
А.Н. Самохвалов "После бани". 1927 год.
Самохвалов А. Н. "Головомойка" , 1927 год.(дипломная работа)
Самохвалов А. Н. "Головомойка" , 1927 год.(дипломная работа)
Петров-Водкин К.С. "Портрет А.А. Ахматовой", 1922год. За спиной поэтессы склонила в печали главу строгая дева – муза, чьему шепоту внемлют только одаренные сверхчутким слухом. В 1922 году, когда создавался портрет, имя Ахматовой уже было прославлено в поэтическом мире. И вместе с тем она прошла через испытания, устоять перед которыми мог только человек исключительной силы духа. Многие покидали Россию, многие готовились ее покинуть. Годом ранее по обвинению в заговоре против советской власти был расстрелян ее бывший муж, отец ее единственного сына, знаменитый поэт Николай Гумилев.
Петров-Водкин К.С. "Портрет А.А. Ахматовой", 1922год. За спиной поэтессы склонила в печали главу строгая дева – муза, чьему шепоту внемлют только одаренные сверхчутким слухом. В 1922 году, когда создавался портрет, имя Ахматовой уже было прославлено в поэтическом мире. И вместе с тем она прошла через испытания, устоять перед которыми мог только человек исключительной силы духа. Многие покидали Россию, многие готовились ее покинуть. Годом ранее по обвинению в заговоре против советской власти был расстрелян ее бывший муж, отец ее единственного сына, знаменитый поэт Николай Гумилев.
Петров-Водкин К.С. "Автопортрет", 1918 год. Автопортрет –  итог напряженных размышлений о роли художника в апокалипсические времена, поиск стабильности в глубинах собственной личности.
Петров-Водкин К.С. "Автопортрет", 1918 год. Автопортрет – итог напряженных размышлений о роли художника в апокалипсические времена, поиск стабильности в глубинах собственной личности.
К.С. Петров-Водкин "Полдень", 1917 год. Это поэтический рассказ о земном бытии человека, охватывающий  ключевые моменты жизни человека – рождение, любовь, материнство, труд, смерть.  Петров-Водкин отказывается от традиционной линейной перспективы в пользу «сферической»
К.С. Петров-Водкин "Полдень", 1917 год. Это поэтический рассказ о земном бытии человека, охватывающий ключевые моменты жизни человека – рождение, любовь, материнство, труд, смерть. Петров-Водкин отказывается от традиционной линейной перспективы в пользу «сферической»
К.С. Петров-Водкин "Смерть комиссара".  В основе сюжета – эпизод Гражданской войны. Картина занимает центральное место в советском периоде творчества Петрова-Водкина. Эта, одна из основных для художника тема жизни, жертвенности и смерти, была решена здесь впервые в образах героев революции.
К.С. Петров-Водкин "Смерть комиссара". В основе сюжета – эпизод Гражданской войны. Картина занимает центральное место в советском периоде творчества Петрова-Водкина. Эта, одна из основных для художника тема жизни, жертвенности и смерти, была решена здесь впервые в образах героев революции.
К.С. Петров-Водкин "Богоматерь Умиление злых сердец".  Картина, написанная в 1915 году, в самый разгар Первой Мировой войны, приобретает особую значимость как душевный отклик художника на трагические события.
К.С. Петров-Водкин "Богоматерь Умиление злых сердец". Картина, написанная в 1915 году, в самый разгар Первой Мировой войны, приобретает особую значимость как душевный отклик художника на трагические события.
К.С. Петров-Водкин "1919 год. Тревога", 1934г. Картина об эпохи Гражданской войны. Трагизм происходящего очевиден: тихий домашний мир внезапно застигнут чем-то грандиозным, что надвигается на город, на дома и людей, живущих в них. И это нашествие неотвратимо, как сама судьба
К.С. Петров-Водкин "1919 год. Тревога", 1934г. Картина об эпохи Гражданской войны. Трагизм происходящего очевиден: тихий домашний мир внезапно застигнут чем-то грандиозным, что надвигается на город, на дома и людей, живущих в них. И это нашествие неотвратимо, как сама судьба
К.С. Петров-Водкин "Фантазия", 1925г. В картине «Фантазия», созданной в послереволюционное десятилетие, звучит бесстрашный призыв в будущее. Но тревожный взгляд наездника сообщает: не обернется ли фантастический полет падением.
К.С. Петров-Водкин "Фантазия", 1925г. В картине «Фантазия», созданной в послереволюционное десятилетие, звучит бесстрашный призыв в будущее. Но тревожный взгляд наездника сообщает: не обернется ли фантастический полет падением.
К.С. Петров-Водкин "Девушка в сарафане", 1928 г.
К.С. Петров-Водкин "Девушка в сарафане", 1928 г.
П. Н. Филонов "Крестьянская семья (Святое семейство)"
1914. Образы, воплощенные в „Святом семействе“, восходят к простонародным типам.
П. Н. Филонов "Крестьянская семья (Святое семейство)" 1914. Образы, воплощенные в „Святом семействе“, восходят к простонародным типам.
П.Н. Филонов "Пир королей" создана за год до начала Первой мировой войны. Современники восприняли ее как некое пророчество. Поэт Велимир Хлебников воспринял полотно как «…пир трупов, пир мести. Мертвецы величаво и важно ели овощи, озаренные подобным лучу месяца бешенством скорби». Изображенная сцена подобна видению Апокалипсиса. Павел Филонов  умер от голода в блокадном Ленинграде, и до тех пор, пока не нашлись доски на гроб, его тело было накрыто этим полотном. Художник не брал денег за свои картины, которые оценивались порой в баснословные суммы - прожил жизнь бессеребренника.
П.Н. Филонов "Пир королей" создана за год до начала Первой мировой войны. Современники восприняли ее как некое пророчество. Поэт Велимир Хлебников воспринял полотно как «…пир трупов, пир мести. Мертвецы величаво и важно ели овощи, озаренные подобным лучу месяца бешенством скорби». Изображенная сцена подобна видению Апокалипсиса. Павел Филонов умер от голода в блокадном Ленинграде, и до тех пор, пока не нашлись доски на гроб, его тело было накрыто этим полотном. Художник не брал денег за свои картины, которые оценивались порой в баснословные суммы - прожил жизнь бессеребренника.
К.С. Малевич "Спортсмены", 1928-1932гг. Словом, супрематизм. Цветовое и композиционное построение  подчинено принципам симметрии, безликость персонажей, искусство, не зависящее от индивидуальности  художника и зрителя.
К.С. Малевич "Спортсмены", 1928-1932гг. Словом, супрематизм. Цветовое и композиционное построение подчинено принципам симметрии, безликость персонажей, искусство, не зависящее от индивидуальности художника и зрителя.
Малевич К.С. "Авиатор"
1914.
Малевич К.С. "Авиатор" 1914.
Малевич К.С. "Композиция с Джокондой («Частичное затмение»)"
1914
Малевич К.С. "Композиция с Джокондой («Частичное затмение»)" 1914
Наталья Гончарова "Велосипедист", 1913 год. Картину "Велосипедист" принято считать одним из наиболее характерных примеров футуристической живописи не только в творчестве Гончаровой, но и в целом в русском искусстве начала 1910-х годов. В ней действительно можно проследить наиболее типичные признаки футуризма: многократное повторение, смещение контуров фигуры. Гончарова принадлежала к поколению мастеров, формирующих новую эстетику века машин и скоростей.
Наталья Гончарова "Велосипедист", 1913 год. Картину "Велосипедист" принято считать одним из наиболее характерных примеров футуристической живописи не только в творчестве Гончаровой, но и в целом в русском искусстве начала 1910-х годов. В ней действительно можно проследить наиболее типичные признаки футуризма: многократное повторение, смещение контуров фигуры. Гончарова принадлежала к поколению мастеров, формирующих новую эстетику века машин и скоростей.
Н.С. Гончарова "Беление холста", 1908 год. Гончарова также противопоставляла импрессионизму  экспрессивную живопись. Крестьяне в нарядных и ярких южнорусских одеждах воспринимаются в картине как ожившие скифские скульптуры с их загадочными и невозмутимыми ликами.
Н.С. Гончарова "Беление холста", 1908 год. Гончарова также противопоставляла импрессионизму экспрессивную живопись. Крестьяне в нарядных и ярких южнорусских одеждах воспринимаются в картине как ожившие скифские скульптуры с их загадочными и невозмутимыми ликами.
П.П. Кончаловский "Семейный портрет", 1911г. В картине доминируют два цвета: черный и белый, а  красный и зеленый играют подчиненную роль, их дело – только подчеркнуть звучность двух основных нот семейного  портрета, изображающего жену и детей художника (стремление художника овладеть искусством упрощенного цвета).
П.П. Кончаловский "Семейный портрет", 1911г. В картине доминируют два цвета: черный и белый, а красный и зеленый играют подчиненную роль, их дело – только подчеркнуть звучность двух основных нот семейного портрета, изображающего жену и детей художника (стремление художника овладеть искусством упрощенного цвета).
И.И Машков "Натюрморт с ананасом", 1911 год.  Основной мотив жостовской росписи художник талантливо трансформирует в тарелку с аппетитными фруктами, уложенными вокруг ананаса. Машков - один из основателей и участник художественного объединения «Бубновый валет»
И.И Машков "Натюрморт с ананасом", 1911 год. Основной мотив жостовской росписи художник талантливо трансформирует в тарелку с аппетитными фруктами, уложенными вокруг ананаса. Машков - один из основателей и участник художественного объединения «Бубновый валет»
Альтман Н.И., 1915г. Ко времени создания портрета Анна Андреевна Ахматова  уже была прославленным поэтом. Образ, созданный художником, сохранил ярко выразительную внешность Ахматовой.  В обширной галерее портретов Ахматовой (от А. Модильяни до К. С. Петрова-Водкина) этот портрет – один из лучших
Альтман Н.И., 1915г. Ко времени создания портрета Анна Андреевна Ахматова уже была прославленным поэтом. Образ, созданный художником, сохранил ярко выразительную внешность Ахматовой. В обширной галерее портретов Ахматовой (от А. Модильяни до К. С. Петрова-Водкина) этот портрет – один из лучших
Шухаев В.И., Яковлев А.Е. "Автопортреты (Арлекин и Пьеро)",
1914 Художники были так дружны, что даже автопортреты рисовали совместные. Один, прожив жизнь полную путешествий и приключений, умер в 1937-м от рака. Другой, вернувшийся из Франции в сталинский СССР, прошел все круги ада ГУЛАГа, предательств и доносов, – и дожил до 86 лет. Сейчас работы обоих художников на западных арт-рынках стоят миллионы долларов. А в РФ они по-прежнему малоизвестны.
Шухаев В.И., Яковлев А.Е. "Автопортреты (Арлекин и Пьеро)", 1914 Художники были так дружны, что даже автопортреты рисовали совместные. Один, прожив жизнь полную путешествий и приключений, умер в 1937-м от рака. Другой, вернувшийся из Франции в сталинский СССР, прошел все круги ада ГУЛАГа, предательств и доносов, – и дожил до 86 лет. Сейчас работы обоих художников на западных арт-рынках стоят миллионы долларов. А в РФ они по-прежнему малоизвестны.
В. Шухаев. Портрет Е.Н. Шухаевой. 1917. Шухаева (урожденная Ежова) Елена Николаевна (1887–1965) – архитектор, первая жена художника. Шухаев задумал портрет как парадный. Женщина изображена в богатом платье с кринолином. Обращает внимание ее бледное, несколько болезненное лицо с умными грустными глазами и тонкие изящные руки.
В. Шухаев. Портрет Е.Н. Шухаевой. 1917. Шухаева (урожденная Ежова) Елена Николаевна (1887–1965) – архитектор, первая жена художника. Шухаев задумал портрет как парадный. Женщина изображена в богатом платье с кринолином. Обращает внимание ее бледное, несколько болезненное лицо с умными грустными глазами и тонкие изящные руки.
Шагал М.З. "Прогулка", 1917г. В 1917–1918 годах Шагалом был создан цикл живописных произведений, представляющих автопортрет с молодой женой художника, Беллой.
Шагал М.З. "Прогулка", 1917г. В 1917–1918 годах Шагалом был создан цикл живописных произведений, представляющих автопортрет с молодой женой художника, Беллой.
Б.Д. Григорьев "Девочка с бидоном", 1917г. Не по-детски серьезные глаза девочек с картин Григорьева словно спрашивают: как соотнести новую реальность с цветами на окошках изб, с лохматыми собаками, крестьянским трудом и теплым хлебом. Соединение художественного реализма и простодушного, внимательного взгляда на личность - характерные особенности этого самобытного мастера.
Б.Д. Григорьев "Девочка с бидоном", 1917г. Не по-детски серьезные глаза девочек с картин Григорьева словно спрашивают: как соотнести новую реальность с цветами на окошках изб, с лохматыми собаками, крестьянским трудом и теплым хлебом. Соединение художественного реализма и простодушного, внимательного взгляда на личность - характерные особенности этого самобытного мастера.
Кустодиев Б.М. "Портрет Ф. И. Шаляпина", 
1922г. Восхищение мощью натуры и таланта певца, с которым Кустодиев в 1919 году поставил оперу «Вражья сила», нашло свое воплощение в этом полотне. Шаляпин для создания декораций к опере на своих руках вносил и выносил больного художника, прикованного к креслу в здание Мариинского театра, чем вызывал безмерное поклонение друга. Дородная фигура артиста в распахнутой шубе представляет органичное целое с волшебно красивым зимним, солнечным пейзажем провинциального города в праздничный день. Кустодиев-певец провинциального быта уютных волжских городов, соединил здесь две любимые темы.
Кустодиев Б.М. "Портрет Ф. И. Шаляпина", 1922г. Восхищение мощью натуры и таланта певца, с которым Кустодиев в 1919 году поставил оперу «Вражья сила», нашло свое воплощение в этом полотне. Шаляпин для создания декораций к опере на своих руках вносил и выносил больного художника, прикованного к креслу в здание Мариинского театра, чем вызывал безмерное поклонение друга. Дородная фигура артиста в распахнутой шубе представляет органичное целое с волшебно красивым зимним, солнечным пейзажем провинциального города в праздничный день. Кустодиев-певец провинциального быта уютных волжских городов, соединил здесь две любимые темы.
Кустодиев Б.М. "Купчиха"
1915 год. Облик героини близок народному идеалу красоты. Это — пышнотелая замужняя молодая женщина. Она показана в характерной для нее среде, на фоне улицы, уступами спускающейся к реке, пестрых вывесок и бойкой торговли фруктами.
Кустодиев Б.М. "Купчиха" 1915 год. Облик героини близок народному идеалу красоты. Это — пышнотелая замужняя молодая женщина. Она показана в характерной для нее среде, на фоне улицы, уступами спускающейся к реке, пестрых вывесок и бойкой торговли фруктами.
Кустодиев Б.М. "Масленица" 
1916год. Полный  динамики праздник с радостными и звучными красками, улыбающимися румяными лицами, разнонаправленным движением воспринимаются как апофеоз народной жизни, полной  счастье и полноты бытия
Кустодиев Б.М. "Масленица" 1916год. Полный динамики праздник с радостными и звучными красками, улыбающимися румяными лицами, разнонаправленным движением воспринимаются как апофеоз народной жизни, полной счастье и полноты бытия
Кустодиев Б.М. "Купчиха за чаем".  «Купчиха за чаем», классическое, совершенное по композиции и исполнению. Написанное в годы революции, оно воспринимается как квинтэссенция уходящей купеческой России. Этот создававшийся десятилетиями мир, пронизанный гедонизмом, любовью к уюту и удобствам, к красивым добротным вещам, к высоким заборам, не смог защитить себя. Он разрушился в мгновение как карточный домик
1918
Кустодиев Б.М. "Купчиха за чаем". «Купчиха за чаем», классическое, совершенное по композиции и исполнению. Написанное в годы революции, оно воспринимается как квинтэссенция уходящей купеческой России. Этот создававшийся десятилетиями мир, пронизанный гедонизмом, любовью к уюту и удобствам, к красивым добротным вещам, к высоким заборам, не смог защитить себя. Он разрушился в мгновение как карточный домик 1918
Кустодиев Б.М. "Автопортрет (На охоте)"
1905 год. Для Кустодиева была важна сама жизнь с ее радостями и увлечениями. В одном из автопортретов он предстает на охоте. Портрет был создан в сентябре месяце, и в нем великолепно передано лирическое ощущение осени. Картина написана в усадьбе Павловское Костромской губернии.
Кустодиев Б.М. "Автопортрет (На охоте)" 1905 год. Для Кустодиева была важна сама жизнь с ее радостями и увлечениями. В одном из автопортретов он предстает на охоте. Портрет был создан в сентябре месяце, и в нем великолепно передано лирическое ощущение осени. Картина написана в усадьбе Павловское Костромской губернии.
Серов А.В. "Портрет княгини Ольги Орловой", 1911г. Ольга Орлова принадлежала к древнему роду Белосельских-Белозерских. Она не была ослепительной красавицей, но отличалась той особой породистостью, что «чеканилась» в течение столетий, от поколения к поколению. Орлова слыла самой элегантной дамой столицы – говорили, что в Петербурге никто не умеет так красиво носить шляпу, как она. Портрет писался с большими перерывами в 1910– 1911. Княгиня изображена в фамильном доме на набережной Мойки.
Серов А.В. "Портрет княгини Ольги Орловой", 1911г. Ольга Орлова принадлежала к древнему роду Белосельских-Белозерских. Она не была ослепительной красавицей, но отличалась той особой породистостью, что «чеканилась» в течение столетий, от поколения к поколению. Орлова слыла самой элегантной дамой столицы – говорили, что в Петербурге никто не умеет так красиво носить шляпу, как она. Портрет писался с большими перерывами в 1910– 1911. Княгиня изображена в фамильном доме на набережной Мойки.
В.А. Серов "Портрет Иды Рубинштейн", 1910 год. Портрет принадлежит к числу выдающихся образцов русского модерна. Его стилистика продиктована особенностями облика и характером искусства модели — известной танцовщицы, прославившейся исполнением партии Шехеразады в одноименном балете на музыку Н. А. Римского-Корсакова, осуществленном антрепризой С. П. Дягилева в Париже.
В.А. Серов "Портрет Иды Рубинштейн", 1910 год. Портрет принадлежит к числу выдающихся образцов русского модерна. Его стилистика продиктована особенностями облика и характером искусства модели — известной танцовщицы, прославившейся исполнением партии Шехеразады в одноименном балете на музыку Н. А. Римского-Корсакова, осуществленном антрепризой С. П. Дягилева в Париже.
В.А. Серов "Похищение Европы"
1910 год. Идея написания "Похищения Европы" приходит Серову во время его поездки с Бакстом в мае 1907 в Грецию, с посещения острова Крит и изучения найденных там археологами остатков Кносского дворца, украшавших его фресок и других памятников критской культуры. Сюжет картины, взятый Серовым из древнегреческой мифологии, принадлежит к одному из наиболее популярных сюжетов мирового искусства, связанных с античной культурой.
В.А. Серов "Похищение Европы" 1910 год. Идея написания "Похищения Европы" приходит Серову во время его поездки с Бакстом в мае 1907 в Грецию, с посещения острова Крит и изучения найденных там археологами остатков Кносского дворца, украшавших его фресок и других памятников критской культуры. Сюжет картины, взятый Серовым из древнегреческой мифологии, принадлежит к одному из наиболее популярных сюжетов мирового искусства, связанных с античной культурой.
Серов В.А. "Купание лошади", 
1905 год. Картина была написана на берегу Финского залива на даче художника  близ Териок  под Петербургом. Ныне - город Зеленогорск. На картине изображены сын художника Александр и лошадь Риллика.
Серов В.А. "Купание лошади", 1905 год. Картина была написана на берегу Финского залива на даче художника близ Териок под Петербургом. Ныне - город Зеленогорск. На картине изображены сын художника Александр и лошадь Риллика.
Серов В.А. "Портрет княгини З. Н. Юсуповой",
1902 год. принадлежит к числу прославленных образцов парадного портрета кисти Серова. Зинаида Николаевна Юсупова - княгиня, последняя из рода Юсуповых, наследница огромного состояния, придворная дама двух последних русских императоров.  Последняя владелица подмосковной усадьбы Архангельское. Весной 1882 года вышла замуж за графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона. Дети — Николай, рано погибший на дуэли, и Феликс, один из участников убийства Распутина.
Серов В.А. "Портрет княгини З. Н. Юсуповой", 1902 год. принадлежит к числу прославленных образцов парадного портрета кисти Серова. Зинаида Николаевна Юсупова - княгиня, последняя из рода Юсуповых, наследница огромного состояния, придворная дама двух последних русских императоров. Последняя владелица подмосковной усадьбы Архангельское. Весной 1882 года вышла замуж за графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона. Дети — Николай, рано погибший на дуэли, и Феликс, один из участников убийства Распутина.
Серов В.А. "Портрет князя Ф.Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона", 1903 год. То есть, это муж Зинаиды Юсуповой. Фамильная чехарда объясняется следующим образом: Н.Б. - Юсупов - отец Зинаиды и Татьяны скончался 19 июля 1891 года. Так как у него не было сыновей, то переход фамилии и титула после его смерти  по его предварительному прошению  был утверждён решением сената от 02 декабря 1891. С этого времени Феликс Феликсович - отец - стал князем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстон, равно как и его дети: Николай и Феликс
Серов В.А. "Портрет князя Ф.Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона", 1903 год. То есть, это муж Зинаиды Юсуповой. Фамильная чехарда объясняется следующим образом: Н.Б. - Юсупов - отец Зинаиды и Татьяны скончался 19 июля 1891 года. Так как у него не было сыновей, то переход фамилии и титула после его смерти по его предварительному прошению был утверждён решением сената от 02 декабря 1891. С этого времени Феликс Феликсович - отец - стал князем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстон, равно как и его дети: Николай и Феликс
Серов Ф.А. "Портрет гр. Н. Ф. Сумарокова- Эльстон". 1903 год. У супругов родилось двое сыновей: старший Николай родился в 1883 году, младший Феликс – в 1887-м. Гибель Николая на дуэли в 1908 году потрясла всю семью и вызвала у Зинаиды сильное нервное расстройство. Трагическая смерть наследника отложила свой отпечаток на всю ее жизнь.
Серов Ф.А. "Портрет гр. Н. Ф. Сумарокова- Эльстон". 1903 год. У супругов родилось двое сыновей: старший Николай родился в 1883 году, младший Феликс – в 1887-м. Гибель Николая на дуэли в 1908 году потрясла всю семью и вызвала у Зинаиды сильное нервное расстройство. Трагическая смерть наследника отложила свой отпечаток на всю ее жизнь.
Серов В.А. "Портрет графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстона", 1903 год. В облике шестнадцатилетнего гимназиста художник отметил черты, которые будут свойственны этому рафинированному аристократу, отпрыску старого рода и в зрелые годы. Именно он явится инициатором убийства Григория Распутина (1916). Портрет, писавшийся около двух лет, кажется, выполнен на едином дыхании – настолько остра его характеристика и свежа живопись
Серов В.А. "Портрет графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстона", 1903 год. В облике шестнадцатилетнего гимназиста художник отметил черты, которые будут свойственны этому рафинированному аристократу, отпрыску старого рода и в зрелые годы. Именно он явится инициатором убийства Григория Распутина (1916). Портрет, писавшийся около двух лет, кажется, выполнен на едином дыхании – настолько остра его характеристика и свежа живопись
Серов В.А. "Портрет С. М. Боткиной", 
1899 год.  В числе нескольких других картин портрет был удостоен Гран-при Всемирной выставки 1900 года в Париже.
Боткина София Михайловна - жена московского купца и известного коллекционера Петра Дмитриевича Боткина.
Серов В.А. "Портрет С. М. Боткиной", 1899 год. В числе нескольких других картин портрет был удостоен Гран-при Всемирной выставки 1900 года в Париже. Боткина София Михайловна - жена московского купца и известного коллекционера Петра Дмитриевича Боткина.
Валентин Александрович Серов – Портрет С. П. Чоколова. 1887
Валентин Александрович Серов – Портрет С. П. Чоколова. 1887
Серов В.А. "Портрет детей С. С. Боткина", 1900 год. Работы на тему детства, полные тепла и поэзии, понимания психологии маленьких моделей, принадлежат к самым пленительным в наследии Валентина Серова начала ХХ века
Серов В.А. "Портрет детей С. С. Боткина", 1900 год. Работы на тему детства, полные тепла и поэзии, понимания психологии маленьких моделей, принадлежат к самым пленительным в наследии Валентина Серова начала ХХ века
В.А. Серов "Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте". 
1900 год. Работа, задуманная как иллюстрация к книге Н. И. Кутепова „Царская и императорская охота“, благодаря высоким художественным качествам обрела ценность станкового произведения. Динамизм и сюжетность выделяют эту картину из череды других полотен художника.
В.А. Серов "Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте". 1900 год. Работа, задуманная как иллюстрация к книге Н. И. Кутепова „Царская и императорская охота“, благодаря высоким художественным качествам обрела ценность станкового произведения. Динамизм и сюжетность выделяют эту картину из череды других полотен художника.
Серов В.А. "Портрет Аделаиды Яковлевны Симонович (1872-1945), в замужестве фон Дервиз, двоюродной сестры художника"
1889
Серов В.А. "Портрет Аделаиды Яковлевны Симонович (1872-1945), в замужестве фон Дервиз, двоюродной сестры художника" 1889
М.В. Нестеров "Святая Русь". 1905г. Написана под впечатлением от посещения  русского Севера, суровой природы и соловецких монахов. Действие происходит на фоне северного зимнего пейзажа. К Христу, окруженному наиболее почитаемыми на Руси святыми заступниками — Николаем, Сергием и Георгием, пришли богомольцы. На основе натурных этюдов на Соловках и в Хотькове художник сумел создать убедительные образы собравшихся. Прототипами женских образов стали мать художника, его сестра (женщина в ковровом платке) и няня (женщина в платке в центре картины, с ее обликом мастер связывал свое представление о русской красавице).
М.В. Нестеров "Святая Русь". 1905г. Написана под впечатлением от посещения русского Севера, суровой природы и соловецких монахов. Действие происходит на фоне северного зимнего пейзажа. К Христу, окруженному наиболее почитаемыми на Руси святыми заступниками — Николаем, Сергием и Георгием, пришли богомольцы. На основе натурных этюдов на Соловках и в Хотькове художник сумел создать убедительные образы собравшихся. Прототипами женских образов стали мать художника, его сестра (женщина в ковровом платке) и няня (женщина в платке в центре картины, с ее обликом мастер связывал свое представление о русской красавице).
Нестеров М.В. "Дмитрий царевич убиенный"
1899 год. «Дмитрий-царевич убиенный» — одно из самых поэтичных произведений Нестерова, в котором отразился интерес художника к проблеме мученичества, невинного страдания. Летом 1895 года он специально посетил Углич, где осмотрел места и реликвии, связанные с пребыванием царевича Дмитрия, многочисленные иконы с его изображением, другие достопримечательности, которые существенно помогли сложению окончательной концепции картины. Очевидно, что Нестерова в данном случае интересовала не историческая личность царевича, а сама легенда о нем.
Нестеров М.В. "Дмитрий царевич убиенный" 1899 год. «Дмитрий-царевич убиенный» — одно из самых поэтичных произведений Нестерова, в котором отразился интерес художника к проблеме мученичества, невинного страдания. Летом 1895 года он специально посетил Углич, где осмотрел места и реликвии, связанные с пребыванием царевича Дмитрия, многочисленные иконы с его изображением, другие достопримечательности, которые существенно помогли сложению окончательной концепции картины. Очевидно, что Нестерова в данном случае интересовала не историческая личность царевича, а сама легенда о нем.
З.Е. Серебрякова "Этюд девушки" (автопортрет), 1911год. Зинаида Евгеньевна Серебрякова вышла из творческой династии Бенуа - Лансере. В наследии Серебряковой - многочисленные автопортреты, портреты детей, ню, а также сцены народного быта. На этом полотне Зинаиде Серебряковой удалось  предвосхитить метафору собственной жизни. Молодая нежная девушка с легким румянцем на щеках обернулась, чтобы взглянуть на зрителя из окружающей ее темноты холста. Светлая и трогательная героиня заперта во мрачных красках прямоугольной рамы. Но ни страха, ни сомнения нет в ее больших, как зеркала, миндалевидных глазах, а есть стремление действовать. Жаль, что в формате сопровождающей подписи сложно рассказать про судьбу художницы, творчество которой  я так нежно люблю.
З.Е. Серебрякова "Этюд девушки" (автопортрет), 1911год. Зинаида Евгеньевна Серебрякова вышла из творческой династии Бенуа - Лансере. В наследии Серебряковой - многочисленные автопортреты, портреты детей, ню, а также сцены народного быта. На этом полотне Зинаиде Серебряковой удалось предвосхитить метафору собственной жизни. Молодая нежная девушка с легким румянцем на щеках обернулась, чтобы взглянуть на зрителя из окружающей ее темноты холста. Светлая и трогательная героиня заперта во мрачных красках прямоугольной рамы. Но ни страха, ни сомнения нет в ее больших, как зеркала, миндалевидных глазах, а есть стремление действовать. Жаль, что в формате сопровождающей подписи сложно рассказать про судьбу художницы, творчество которой я так нежно люблю.
М.В. Нестеров "Портрет О. М. Нестеровой ("Амазонка")"
1906 год. Портрет дочери Ольги (в замужестве Шретер) написан художником на родине в Уфе, в саду своего дома при заходящем солнце. Художник создал здесь образ поколения молодых русских женщин, живших романтическими грезами Серебряного века. Как же  хрупок элегантный силуэт девушки «в стиле модерн», картинно  застывший на фоне холодного заката, и как ему трудно противостоять реальной суровой действительности!
М.В. Нестеров "Портрет О. М. Нестеровой ("Амазонка")" 1906 год. Портрет дочери Ольги (в замужестве Шретер) написан художником на родине в Уфе, в саду своего дома при заходящем солнце. Художник создал здесь образ поколения молодых русских женщин, живших романтическими грезами Серебряного века. Как же хрупок элегантный силуэт девушки «в стиле модерн», картинно застывший на фоне холодного заката, и как ему трудно противостоять реальной суровой действительности!
Борисов-Мусатов В.Э "У водоема"
1902 год. "Когда меня пугает жизнь, я отдыхаю в искусстве <...> мне кажется иногда, что я на каком-то необитаемом острове. И действительность как будто не существует“ - цитата, принадлежащая художнику. Его полотна наполнены задумчивыми мечтательными персонажами, обитателями старинных усадеб, похожими на образы, скользящие  по аллеям парков, музицирующие либо ведущие неспешный разговор. Здесь художнику позировали его сестра Елена (девушка, стоящая у кромки воды) и невеста Елена Владимировна Александрова. Они, воплощающие Вечную женственность, ведут безмолвный диалог, общаясь скорее духовно, нежели вербально. Кажется, что время не просто остановилось, но и вовсе отсутствует.
Борисов-Мусатов В.Э "У водоема" 1902 год. "Когда меня пугает жизнь, я отдыхаю в искусстве <...> мне кажется иногда, что я на каком-то необитаемом острове. И действительность как будто не существует“ - цитата, принадлежащая художнику. Его полотна наполнены задумчивыми мечтательными персонажами, обитателями старинных усадеб, похожими на образы, скользящие по аллеям парков, музицирующие либо ведущие неспешный разговор. Здесь художнику позировали его сестра Елена (девушка, стоящая у кромки воды) и невеста Елена Владимировна Александрова. Они, воплощающие Вечную женственность, ведут безмолвный диалог, общаясь скорее духовно, нежели вербально. Кажется, что время не просто остановилось, но и вовсе отсутствует.
В.Э. Борисов-Мусатов "Автопортрет с сестрой"
1898г. Борисова-Мусатова Елена Эльпидифоровна (1883–1974) — сестра художника В. Э. Борисова-Мусатова, его постоянная модель. Елене на этой картине 15 лет, она еще гимназистка. Все детали этой картины чудесны. На заднем плане на тумбе стоит горшок с агавой, которую художник специально притащил из дома для композиции. На столике сложной формы лежат розы. Неестественная напряженная поза Борисова-Мусатова в рабочей блузе связана с тем, что он страдал серьезным заболеванием спины и фактически был горбуном, что видно по его фотографиям.
В.Э. Борисов-Мусатов "Автопортрет с сестрой" 1898г. Борисова-Мусатова Елена Эльпидифоровна (1883–1974) — сестра художника В. Э. Борисова-Мусатова, его постоянная модель. Елене на этой картине 15 лет, она еще гимназистка. Все детали этой картины чудесны. На заднем плане на тумбе стоит горшок с агавой, которую художник специально притащил из дома для композиции. На столике сложной формы лежат розы. Неестественная напряженная поза Борисова-Мусатова в рабочей блузе связана с тем, что он страдал серьезным заболеванием спины и фактически был горбуном, что видно по его фотографиям.
Борисов-Мусатов В. Э. "Весна"
1898–1901 Придуманная живописцем условная, далекая от действительности, "просто красивая эпоха" составляет тематику большинства его произведений.
Борисов-Мусатов В. Э. "Весна" 1898–1901 Придуманная живописцем условная, далекая от действительности, "просто красивая эпоха" составляет тематику большинства его произведений.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому